Боеспособность подразделений, соединений и объединений Вооруженных Сил Российской Федерации в решающей степени определяется состоянием их вооружения, военной и специальной техники. В современных условиях, характеризующихся высокой динамичностью боевых действий, массированным применением высокоточного оружия и сложных радиоэлектронных систем, требования к надежности, живучести и, что немаловажно, ремонтопригодности ВВСТ многократно возрастают. Успешное выполнение боевых задач напрямую зависит от способности тыловых и технических подразделений в кратчайшие сроки организовывать и проводить восстановление вышедшей из строя техники как в пунктах постоянной дислокации, так и в полевых условиях [2, с. 81-88].
Сложившаяся в предыдущие десятилетия система ремонта ВВСТ, основанная преимущественно на планово-предупредительных принципах, в настоящее время демонстрирует свою недостаточную эффективность. Высокая ресурсоемкость, длительные сроки восстановления, зависимость от стационарной производственной базы и устаревшие технологии диагностики становятся сдерживающими факторами. В связи с этим актуальной задачей является совершенствование всей системы ремонта ВВСТ, ее адаптация к вызовам современного поля боя и внедрение передовых методик и технологий.
Действующая система ремонта и эвакуации ВВСТ представляет собой многоуровневую структуру, включающую в себя силы и средства войскового, стационарного и заводского ремонта [1, с. 63-67]. Несмотря на имеющийся потенциал, анализ опыта учений и применения группировок войск (сил) позволяет выявить ряд системных недостатков.
Во-первых, наблюдается значительная временная протяженность цикла «отказ – эвакуация – диагностика – ремонт – возврат в строй». Эвакуация поврежденной техники с поля боя зачастую сопряжена с большими трудностями и рисками, а существующие средства эвакуации не всегда соответствуют современным требованиям по проходимости и защищенности. Организация ремонта в полевых условиях затруднена из-за недостатка мобильных ремонтных мастерских и комплексов, оснащенных необходимым диагностическим и технологическим оборудованием.
Во-вторых, технологический процесс ремонта остается чрезмерно зависимым от субъективного опыта специалистов. Методы диагностики, основанные на визуальном и органолептическом контроле, не позволяют с достаточной точностью оценить остаточный ресурс узлов и агрегатов, что приводит либо к необоснованному продлению срока эксплуатации, либо к преждевременной замене дорогостоящих компонентов. Отсутствие единого информационного пространства, объединяющего данные о техническом состоянии каждого образца ВВСТ на протяжении всего жизненного цикла, снижает эффективность планирования ремонтных мероприятий.
В-третьих, материально-техническое обеспечение ремонта характеризуется низкой гибкостью. Система снабжения запасными частями и ремонтными материалами, построенная по жесткому плановому принципу, не всегда успевает оперативно реагировать на изменяющуюся потребность, возникающую в условиях интенсивной эксплуатации. Это приводит к простоям техники в ожидании запчастей и удлинению сроков восстановления [3, с. 12-19].
Для преодоления выявленных недостатков и коренного повышения эффективности системы ремонта ВВСТ представляется необходимым реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим основным направлениям.
Переход к интеллектуальной системе технической эксплуатации, основанной на фактическом состоянии
Ключевым направлением является отказ от устаревшей концепции ремонта по регламенту и переход к системе управления техническим состоянием по фактическому состоянию. Данный подход предполагает оснащение перспективных и модернизируемых образцов ВВСТ встроенными системами диагностики и мониторинга, которые в реальном времени фиксируют ключевые параметры работы узлов и агрегатов. Накопленные данные передаются по защищенным каналам связи в центры сбора и обработки информации.
На основе этих данных с применением методов предиктивной аналитики и математического моделирования осуществляется прогнозирование остаточного ресурса и оптимального момента проведения технического обслуживания или ремонта [5, с. 48-51]. Это позволяет перейти от профилактики «на отказ» к целенаправленному и обоснованному ремонту, что ведет к значительной экономии ресурсов, сокращению непроизводительных простоев и увеличению межремонтных периодов.
Цифровизация и автоматизация ремонтного производства
Внедрение цифровых технологий является императивом современного ремонтного комплекса. Необходимо создание Единой автоматизированной системы учета и управления ремонтом ВВСТ, которая будет интегрирована с системами материально-технического обеспечения. Такая система должна обеспечивать сквозной контроль за каждым образцом техники: от заявки на ремонт и формирования электронного паспорта дефектов до отслеживания движения запчастей и фиксации результатов приемо-сдаточных испытаний.
На уровне ремонтных органов целесообразно внедрение аддитивных технологий (3D-печати) для оперативного изготовления дефицитных или снятых с производства запчастей непосредственно в полевых условиях или на стационарных предприятиях. Использование дополненной реальности (AR-технологий) позволит значительно ускорить и упростить процесс сборки-разборки сложных агрегатов, предоставляя ремонтникам пошаговые визуальные инструкции. Автоматизация процессов дефектации с применением роботизированных комплексов и систем технического зрения повысит объективность и скорость контроля [4, с. 4-5].
Модернизация организационно-штатной структуры и материальной базы
Совершенствование структуры ремонтных органов должно быть направлено на повышение их мобильности, автономности и универсальности. Требуется ускоренное оснащение войск современными мобильными ремонтно-эвакуационными комплексами на колесной и гусеничной базе, обладающими повышенной проходимостью и средствами маскировки [6, с. 79-81]. Такие комплексы должны представлять собой автономные технологические модули, оснащенные средствами диагностики, слесарно-механическим оборудованием, источниками энергоснабжения и запасами наиболее востребованных запчастей [7, с. 368-372].
Необходимо развивать сеть передовых ремонтных пунктов, развертываемых в непосредственной близости от районов боевых действий. Их основная задача – выполнение неотложных работ по восстановлению боеспособности техники с целью ее быстрейшего возврата в строй, без углубленной дефектации и капитального ремонта [6, с. 79-81]. Это позволит разгрузить стационарные ремонтные заводы и сосредоточить их усилия на сложных и трудоемких видах восстановления.
Подготовка высококвалифицированных кадров для ремонтных органов
Кадровый вопрос остается фундаментальным. Современный специалист-ремонтник должен обладать не только глубокими знаниями устройства конкретных образцов ВВСТ, но и навыками работы со сложным диагностическим и программным обеспечением, основами чтения цифровых моделей и работы на автоматизированных стендах. В связи с этим требуется пересмотр программ подготовки специалистов в учебных центрах и военных вузах. Необходимо внедрение современных тренажерных комплексов, включая системы виртуальной реальности (VR), для отработки навыков диагностики и ремонта в условиях, максимально приближенных к боевым.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что совершенствование системы ремонта ВВСТ является не просто желательным, а остро необходимым условием поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил РФ. Предложенный комплекс мер носит системный характер и направлен на преодоление ключевых проблем, присущих действующей системе [8, с. 15-18].
Переход к интеллектуальной системе эксплуатации по фактическому состоянию, масштабная цифровизация всех процессов, модернизация материальной базы и глубокое реформирование подготовки кадров позволят создать гибкую, мобильную и высокоэффективную систему восстановления ВВСТ. Реализация данных предложений обеспечит:
- Существенное сокращение времени восстановления боеспособности образцов ВВСТ.
- Повышение коэффициента технической готовности соединений и воинских частей.
- Оптимизацию затрат на проведение ремонтов за счет целевого использования ресурсов.
- Снижение зависимости от стационарной ремонтной базы и повышение автономности войскового звена.
- Создание единого информационного контура для управления техническим ресурсом вооружения и техники.
Подводя итог по предлагаемым направлениям совершенствования системы ремонта ВВСТ являются научно обоснованным ответом на вызовы современности и будут способствовать укреплению обороноспособности государства.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)