Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Задачи социализации в новом ФГОС ОУО: решение для школы-интерната

Задачи социализации в новом ФГОС ОУО: решение для школы-интерната

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социализация
социальная адаптация
школа-интернат
дети с ОВЗ
нарушения интеллекта
воспитанники-сироты
постинтернатная адаптация
жизненные компетенции

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема социализации и подготовки к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, обучающихся в условиях школы-интерната. Показано, что успешная интеграция воспитанников затрудняется недостаточной самостоятельностью, ограниченным социальным опытом, трудностями общения и анализа жизненных ситуаций, а также эмоционально-поведенческими особенностями.

Текст статьи

В современном мире проблема социализации детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, становится особенно актуальной. Социализация таких детей заключается в их интеграции в общество, чтобы они могли освоить необходимые ценности и нормы поведения для комфортного существования.

Одним из ключевых аспектов успешной социализации детей с нарушениями интеллекта является их подготовка к самостоятельной жизни. Это включает поддержку и помощь в адаптации к взрослой жизни. Развитие личности и познавательной деятельности у таких детей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

В школе-интернате процесс формирования личности у детей с ограниченными возможностями усложняется из-за их неспособности обобщать и использовать социальный опыт. Такие дети часто:

  • Не готовы к равноправному взаимодействию с окружающими и продуктивному общению.
  • Испытывают недостаток самостоятельности.
  • Обладают низким уровнем знаний об окружающем мире.
  • Имеют специфические потребности в общении.
  • Не уверены в своих силах.
  • Не умеют анализировать ситуации из-за эмоционально-поведенческих особенностей.
  • С трудом понимают необходимость тех или иных действий.
  • Не могут применять знания в различных жизненных ситуациях.
  • Обладают завышенной самооценкой.

Социальная адаптация – это непрерывный процесс взаимодействия личности и общества. Однако общество не всегда готово к поддержке таких детей. В связи с этим роль школы становится особенно важной. Успешная подготовка детей к самостоятельной жизни возможна при условии единой системы взаимодействия.

Подготовка детей к самостоятельной жизни осложняется проблемой постинтернатной адаптации. Выпускники школы испытывают трудности из-за замедленного самоопределения, незнания и непринятия себя как личности. Им свойственны иждивенчество, непонимание материальных аспектов жизни, перегруженность отрицательным опытом и негативное поведение.

Многие выпускники школы возвращаются в ту же среду после окончания учебного заведения, что затрудняет их интеграцию в общество. Они испытывают проблемы с устройством на работу, получением жилья, общением со взрослыми, ведением быта, составлением и соблюдением бюджета, а также отстаиванием своих юридических прав.

Для решения этих проблем необходимо использовать новые формы и методы работы. Контакт с выпускниками позволяет анализировать и корректировать свою деятельность, а также определять возможные пути развития их дальнейшей судьбы.

Социальная служба школы-интерната работает по нескольким направлениям:

  1. Организационное направление: оформление методического материала, работа с документацией, патронаж детей в профессиональных образовательных организациях и по месту их проживания.
  2. Диагностическое направление: проведение социологических исследований.
  3. Консультативное направление: консультирование воспитанников и педагогов по результатам изучения личных дел.
  4. Социально-правовая защита: представление интересов детей в государственных и общественных организациях, оформление юридического статуса, работа с судами, отделами милиции, защита жилищных прав, розыск родственников, взаимодействие с центрами усыновления и органами опеки.

Все воспитанники-сироты имеют необходимые документы, такие как свидетельство о рождении, паспорт и документы, подтверждающие их статус. На их имя открыты лицевые счета в Сбербанке, на которые поступают алименты, пенсии и выплаты на коммунальные услуги. Это подготавливает детей-сирот к выпуску из школы.

Для формирования делового общения проводятся экскурсии с практическими заданиями. Во время таких экскурсий дети знакомятся с различными службами и учреждениями, учатся применять полученные знания на практике и общаться на деловой основе.

Педагогический коллектив школы-интерната проводит большую информационную работу о правах и обязанностях воспитанников. Каждый выпускник знает о своем праве на бесплатное медицинское обслуживание, образование, государственное обеспечение, пенсии и пособия, а также получение жилья.

Создание собственной семьи является важной целью для выпускников школы-интерната. Для формирования осознанного чувства материнства и отцовства проводятся индивидуальные беседы, круглые столы и анкетирование.

Психолог школы-интерната изучает уровень социальных навыков и компетентности выпускников, проводит диагностику их профессиональной направленности и пригодности. На основе этих данных строится дальнейшая работа с выпускниками.

Положительными моментами интеграции детей-сирот в общество являются отдых в оздоровительных лагерях, лечение и санаторное оздоровление. Для того чтобы выпускники не экспериментировали в реальной жизни, необходимо давать им элементарные жизненные навыки в школе-интернате.

Надеемся, что наши воспитанники станут успешными людьми, крепкой опорой для себя и общества.

Поделиться

51

Бирюлина Л. Р., Косова Н. И. Задачи социализации в новом ФГОС ОУО: решение для школы-интерната // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). Ч.III. С. 32-34. URL: https://apni.ru/article/13657-zadachi-socializacii-v-novom-fgos-ouo-reshenie-dlya-shkoly-internata

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря