В современном мире проблема социализации детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, становится особенно актуальной. Социализация таких детей заключается в их интеграции в общество, чтобы они могли освоить необходимые ценности и нормы поведения для комфортного существования.
Одним из ключевых аспектов успешной социализации детей с нарушениями интеллекта является их подготовка к самостоятельной жизни. Это включает поддержку и помощь в адаптации к взрослой жизни. Развитие личности и познавательной деятельности у таких детей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.
В школе-интернате процесс формирования личности у детей с ограниченными возможностями усложняется из-за их неспособности обобщать и использовать социальный опыт. Такие дети часто:
- Не готовы к равноправному взаимодействию с окружающими и продуктивному общению.
- Испытывают недостаток самостоятельности.
- Обладают низким уровнем знаний об окружающем мире.
- Имеют специфические потребности в общении.
- Не уверены в своих силах.
- Не умеют анализировать ситуации из-за эмоционально-поведенческих особенностей.
- С трудом понимают необходимость тех или иных действий.
- Не могут применять знания в различных жизненных ситуациях.
- Обладают завышенной самооценкой.
Социальная адаптация – это непрерывный процесс взаимодействия личности и общества. Однако общество не всегда готово к поддержке таких детей. В связи с этим роль школы становится особенно важной. Успешная подготовка детей к самостоятельной жизни возможна при условии единой системы взаимодействия.
Подготовка детей к самостоятельной жизни осложняется проблемой постинтернатной адаптации. Выпускники школы испытывают трудности из-за замедленного самоопределения, незнания и непринятия себя как личности. Им свойственны иждивенчество, непонимание материальных аспектов жизни, перегруженность отрицательным опытом и негативное поведение.
Многие выпускники школы возвращаются в ту же среду после окончания учебного заведения, что затрудняет их интеграцию в общество. Они испытывают проблемы с устройством на работу, получением жилья, общением со взрослыми, ведением быта, составлением и соблюдением бюджета, а также отстаиванием своих юридических прав.
Для решения этих проблем необходимо использовать новые формы и методы работы. Контакт с выпускниками позволяет анализировать и корректировать свою деятельность, а также определять возможные пути развития их дальнейшей судьбы.
Социальная служба школы-интерната работает по нескольким направлениям:
- Организационное направление: оформление методического материала, работа с документацией, патронаж детей в профессиональных образовательных организациях и по месту их проживания.
- Диагностическое направление: проведение социологических исследований.
- Консультативное направление: консультирование воспитанников и педагогов по результатам изучения личных дел.
- Социально-правовая защита: представление интересов детей в государственных и общественных организациях, оформление юридического статуса, работа с судами, отделами милиции, защита жилищных прав, розыск родственников, взаимодействие с центрами усыновления и органами опеки.
Все воспитанники-сироты имеют необходимые документы, такие как свидетельство о рождении, паспорт и документы, подтверждающие их статус. На их имя открыты лицевые счета в Сбербанке, на которые поступают алименты, пенсии и выплаты на коммунальные услуги. Это подготавливает детей-сирот к выпуску из школы.
Для формирования делового общения проводятся экскурсии с практическими заданиями. Во время таких экскурсий дети знакомятся с различными службами и учреждениями, учатся применять полученные знания на практике и общаться на деловой основе.
Педагогический коллектив школы-интерната проводит большую информационную работу о правах и обязанностях воспитанников. Каждый выпускник знает о своем праве на бесплатное медицинское обслуживание, образование, государственное обеспечение, пенсии и пособия, а также получение жилья.
Создание собственной семьи является важной целью для выпускников школы-интерната. Для формирования осознанного чувства материнства и отцовства проводятся индивидуальные беседы, круглые столы и анкетирование.
Психолог школы-интерната изучает уровень социальных навыков и компетентности выпускников, проводит диагностику их профессиональной направленности и пригодности. На основе этих данных строится дальнейшая работа с выпускниками.
Положительными моментами интеграции детей-сирот в общество являются отдых в оздоровительных лагерях, лечение и санаторное оздоровление. Для того чтобы выпускники не экспериментировали в реальной жизни, необходимо давать им элементарные жизненные навыки в школе-интернате.
Надеемся, что наши воспитанники станут успешными людьми, крепкой опорой для себя и общества.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)