Введение
В современной действительности трудно представить ведение хозяйственной деятельности без юридической основы, что в особенности касается реализации многосторонних проектов, основой современных экономических отношений является договорное право, являющееся гарантом и стандартом сделок, и также занимает важнейшее место в строительной и многих других отраслях.
При заключении строительного контракта интересы обеих сторон контракта, обязательства и ответственность должны быть учтены, с целью четкого разделения и распределения полномочий и обязанностей сторон, чтобы в случае нарушений со стороны заказчиков или подрядчиков у всех сторон была надёжная правовая защита.
Таким образом, контракт на строительство имеет большое значение для всех сторон контракта, так как может эффективно обеспечить плавный ход управления строительством, уменьшить количество недоразумений, вызванных неправильным управлением и так далее.
1. Проблемы процесса формирования и заключения договоров строительного подряда в управлении проектами
1.1. Слабая правовая осведомлённость подрядчиков и заказчиков
В управлении проектами строительной отрасли в Китае подавляющее большинство участников рынка имеют слабую правовую осведомлённость [1].
В контексте общемировых норм и, в частности, относительно норм выполнения договорных обязательств в России, гарантия юридической силы строительного договора в Китае всё ещё недостаточно сильна, так как во многих договорах в процессе подписания существует множество скрытых элементов, таких как:
- договор, в котором срок не ограничен строгими рамками;
- описание условий является недостаточно точным;
- права и обязательства обеих сторон договора описываются неясно и так далее.
Таким образом, высока вероятность того, что они будут нарушены или же, договор умышленно составляется с утаением деталей для произведения каких-либо махинаций.
Кроме того, существует и проблема договоров, подписанных с учётом интересов лишь одной из сторон, с такими положениями, как: учёт исключительно прибыли и прав застройщика, отсутствие описания нарушений и штрафных санкций, в таких случаях если одна сторона не выполняет свои обязательства, другой стороне трудно защищать свои интересы, что часто используется для махинаций с отмыванием денежных средств, попутно избегая обложения налогами, накладываемых при обналичивании денежных средств.
1.2 Невысокая совокупная грамотность персонала контрактного управления
Учитывая особенности управления строительными договорами, персонал по управлению договорами должен обладать не только отличным уровнем профессиональной и технической подготовки, но и знанием связанных с проектом процессов, соответствующих законов и нормативных актов.
Таким образом, характер работы контрактных менеджеров очень строг, структура знаний предполагает широкий спектр.
Во-первых, в практике большинства предприятий делят обязанности по управлению договорами на административные отделы, которые на самом деле не являются компетентными с точки зрения юридической квалификации по контрактному праву [2].
Во-вторых, профессиональная подготовка кадров в отделах, занимающихся договорами не является достаточной для раскрытия всех неблагоприятных деталей, к примеру: тогда как один сотрудник не в состоянии идти в ногу со временем и применять информационные технологии в изучении контракта, второй занимается только архивированием классификации договоров и также не может определить характер деталей и условий договора, что приводит к неэффективному управлению договорами и описанным выше проблемам.
1.3. Низкий процент исполнения строительных договоров
По данным национального исследования промышленного и коммерческого секторов известно, что средний показатель исполнения строительного договора в Китае составляет 50%. Это негативно сказывается на авторитете договора как сущности, и приводит к низкому доверию банков к строительной отрасли, что имеет тенденцию привода отрасли к кризису в связи с нехваткой капитала.
Кроме того, на фоне экономических войн с США и внутренними изменениями в Китае, в частности, в законодательстве, а именно, с 2017 года подрядчики не имеют право делегировать большую часть полномочий третьим лицам, что имело большое значение на региональном уровне и позволяло строительным агрегаторам гарантировать выполнение проекта, при этом нанимая региональных субподрядчиков по отдельным контрактам и таким образом генерировать прибыль, при этом обеспечивая локальных подрядчиков контрактами.
Так, в последние несколько лет количество генеральных подрядчиков значительно выросло, многие из новообразованных подрядчиков не были способны всецело выполнять свои обязательства, примером являются данные предоставленные Национальным Бюро Статистики Китая в период с 2009 по 2017 годы и отображённые на рисунке 1 и рисунке 2.
Рис. 1. Количество строительных подрядчиков в Китае в 2009 году
Рис. 2. Количество строительных подрядчиков в Китае в 2017 году
Как видно из статистических данных, количество генеральных подрядчиков выросло в 2017 года (88074) выросло более чем вдвое, относительно 2009 года (38375), что говорит о том, что с изменениями в законодательстве и повышением спроса возникло множество новых компаний, одни из которых являются новым компаниями без опыта строительной деятельности, что и привело к общему низкому уровню квалификации, опытные же компании, были вынуждены создавать дочерние предприятия в регионах, однако в Ките данный процесс является юридически трудоёмким, так как государство ведёт строгий контроль в отношении уклонения от налогов, путём дробления бизнеса.
На рисунке 3 и рисунке 4 отображено количество строительных контрактов заключённых в Китае, за 2009 и 2017 годы, что ярко отображает понижение качества работы строительных подрядчиков.
Рис. 3. Количество заключённых контрактов и завершённых строительных проектов в Китае в 2009 году
Рис. 4. Количество заключённых контрактов и завершённых строительных проектов в Китае в 2017 году
Как видно из статистических данных, несмотря на увеличение количества подписанных строительных контрактов в 2017 году почти в четыре раза (4,3 млрд.) относительно 2009 года (1,3 млрд.), количество завершённых проектов составило либо 88 млн. в 2017 году, относительно 31 млн. 2009 году, так, многие строительные проекты являются долгостроями или же не соответствуют заявленному качеству или государственным стандартам и нуждаются в доработке, однако на фоне роста населения в Китае строительный рынок продолжает расти.
2. Меры по совершенствованию договоров строительного подряда в управлении проектами
2.1 Повышение юридической силы договоров
Договор на строительство, подписанный обеими сторонами, имеет уникальную юридическую силу, поэтому обе стороны договора должны укреплять свою правовую позицию и осведомлённость в правовой сфере.
Например, когда договор заключен, он должен быть подвергнут строгому рассмотрению и анализу, чтобы обеспечить рациональность договора, научность, чтобы избежать возникновения многих скрытых опасностей; не только для строгого соответствия процесса строительства правилам и поддержания своих законных прав и интересов, но и для выполнения своих обязанностей, эффективной разработки проекта.
Так, в случае возникновения проблемы, обе стороны договора должны взять на себя инициативу и ответственность по договору, чтобы избежать ненужных споров и потерь для проекта [3].
2.2. Повышение общего качества подготовки персонала по управлению договорами
При приеме на работу компаниям необходимо строго контролировать обязанности персонала по управлению договорами и набирать высококвалифицированный и мотивированный управленческий персонал; компании могут проводить очное обучение, разрабатывать планы обучения на разных уровнях и этапах и проводить регулярные бизнес-тренинги; разработать механизм соответствующего оценивания, знания и навыки персонала по управлению договорами регулярно проверяются в сочетании с соответствующими системами вознаграждений и наказаний, чтобы побудить сотрудников к активному совершенствованию своих способностей, обеспечивая при этом качество обучения; для укрепления связи между старыми и новыми участниками управления договорами на предприятии и создания хороших деловых отношений.
2.3. Усиление управления рисками договоров строительного подряда
В договоре должна быть прописана система гарантирования выполнения проекта, а также определена компенсация в гарантийных случаях, также риски сторон должны распределяться умеренно.
В управлении строительством договор строительного подряда является удостоверением иска, а иск является не только эффективным способом разрешения контрактного спора между заказчиком и строительной организацией, но также и действенным основанием для ограничения двух сторон договора, которые должны выполнить свои обязанности.
Управление контрактными претензиями требует от подрядчика строго указать права и обязанности по договору в момент подписания, проанализировать возможность изменения договора и порядок выполнения данной процедуры, то есть произвести обоснованную и научную оценку контрактного риска. В процессе исполнения договора и с динамической точки зрения, необходимо периодически проводить анализ текущего прогресса исполнения строительного контракта, с целью контроля исполнения подрядчиком своих обязанностей, что наиболее актуально для строительства в отдалённых регионах и новых населённых пунктах, а также для обоснованного выполнения договора, защиты своих законных прав.
2.4. Укрепление системы контроля цен договоров
Необходимо контролировать выполнение договора строительного подряда, качество тендерной документации, перечень котировок и сроки выполнения работ в качестве стандарта оценки, также необходимо контролировать ход выполнения договора по экономическим показателям, направлять инженеров-сметчиков и инженеров-надзорщиков и другие посреднические управленческие учреждения на рассмотрение по соответствующим вопросам.
Например, проводить стоимостную оценку проекта независимыми или собственными экспертами, обязательное составление отчета о ходе выполнения работ и мнения инженера по линии изменения стоимости материалов и т. д.
С помощью вышеуказанных технико-экономических мер контроля ценообразования и общих инвестиций в строительство, мониторинга прогресса строительства и его качества, начиная с этапа фундамента появляется возможности предотвратить составление недобросовестных контрактов, а также принести большую прозрачность отрасли и снизить количество теневых махинаций, проводимых в строительной отрасли [4].
Заключение
Заключение строительного договора является единственным законным способом для строительной организации получить проект.
Что касается строительной организации, то заключение и исполнение строительного договора является ее основной задачей, вся управленческая работа строительной организации должна быть сосредоточена на выполнении контракта.
Однако сфера фактического охвата строительства Китая более обширна, строительные договоры часто имеют много ошибок и пробелов, которые не только не способствуют развитию китайской строительной отрасли, но и негативно влияют на текущий благоприятный рыночный порядок, поэтому необходимо укрепить сферу делопроизводства договоров на строительство и постоянно анализировать и предотвращать недостатки управления договорами, чтобы реализовывать устойчивое развитие строительного рынка и стимулировать быстрое развитие экономики Китая.