Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Модель стратегического развития кадрового потенциала информационной безопасности...

Модель стратегического развития кадрового потенциала информационной безопасности в системе государственного управления до 2030 года

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

информационная безопасность
государственное управление
кадровая политика
стратегическое управление
цифровая трансформация
компетенции
прогнозирование кадровых потребностей

Аннотация статьи

В статье предложена модель стратегического развития кадрового потенциала информационной безопасности (ИБ) в системе государственного управления Российской Федерации до 2030 года. На основе анализа нормативных документов, национальных программ, данных кадровой статистики и прогнозов цифровой трансформации сформированы ключевые направления развития кадровой системы в области ИБ. Особое внимание уделено институциональным механизмам, модели компетенций, цифровым платформам управления персоналом и интеграции образовательной и ведомственной инфраструктуры. Представлена авторская структурная модель, включающая прогноз потребности в кадрах, систему подготовки, систему оценки компетенций и механизмы удержания специалистов.

Текст статьи

Усложнение цифровых процессов государственного управления и рост угроз в информационном пространстве определяют необходимость формирования долгосрочной стратегии развития кадрового потенциала информационной безопасности. Согласно данным отчётов международных аналитических организаций, количество киберинцидентов ежегодно увеличивается на 15–20%, а глобальный дефицит специалистов по ИБ превышает 3,5 млн человек [1]. В России дефицит составляет порядка 70–100 тыс. специалистов, а на уровне органов власти он ощущается наиболее остро [2]. Это требует перехода от реактивных мер кадрового обеспечения к стратегическому моделированию развития кадровой системы до 2030 года.

Ключевым предпосылочным фактором является масштабная цифровая трансформация государственного сектора. По данным Минцифры РФ, к 2030 году большинство государственных сервисов будет функционировать в гибридных архитектурах, включающих облачные среды, распределённые реестры и платформенные решения [3]. Такие изменения предъявляют повышенные требования к квалификации специалистов ИБ, включая владение современными стандартами ISO/IEC, методиками аудита безопасности, системами реагирования на инциденты и методами анализа угроз.

Несмотря на наличие разветвлённой нормативной базы, кадровая система ИБ в государственном секторе остаётся фрагментированной. Полномочия разделены между несколькими ведомствами: ФСТЭК России, ФСБ России, Минцифры России и Минобрнауки России. Отсутствие единого координационного центра приводит к несогласованности требований и разрыву между образовательной системой и запросами органов власти [4]. Международный опыт показывает, что эффективные системы ИБ строятся на основе единых моделей компетенций, как, например, NICE Framework в США или European Cybersecurity Skills Framework в ЕС [5].

Стратегическая модель развития кадрового потенциала ИБ до 2030 года должна включать несколько ключевых элементов. Первый элемент – прогнозирование кадровой потребности. Согласно экспертным оценкам, к 2030 году потребность органов государственной власти в специалистах ИБ вырастет минимум в 2,5 раза [6]. Для обеспечения такого роста необходимо внедрение механизмов регулярного прогнозирования, интегрированных в государственные программы цифрового развития.

Второй элемент – модернизация системы подготовки кадров. ФГОС и программы высшего образования обновляются медленнее, чем развивается технологическая среда. Необходим переход к модульной системе обучения, расширение практико-ориентированных форматов, развитие сетевых образовательных программ и создание федеральных центров компетенций ИБ [7]. Важным направлением является развитие непрерывного обучения, включая повышение квалификации, профессиональную переподготовку и сертификацию специалистов.

Третий элемент – формирование единой модели компетенций. Такая модель должна быть согласована с ведомственными требованиями, международными стандартами ISO/IEC и профессиональными стандартами. Единая модель позволит унифицировать подходы к найму, оценке, аттестации и карьерному развитию специалистов ИБ.

Четвёртый элемент – создание цифровой кадровой платформы ИБ. Платформа должна включать реестр специалистов, данные о сертификациях, образовательных траекториях, результатах аттестаций, а также прогноз кадровых потребностей. Подобные решения применяются в международной практике (например, NIST Competence Tracking Systems) и доказали свою эффективность [5].

Пятый элемент – механизмы привлечения и удержания кадров. Государственный сектор проигрывает частному в уровнях дохода и гибкости условий труда. Для повышения конкурентоспособности необходимо внедрение карьерных треков, систем наставничества, гибкой занятости, компенсации затрат на обучение, а также расширение целевого набора.

Таким образом, стратегическая модель развития кадрового потенциала ИБ в системе государственного управления до 2030 года должна опираться на институциональную интеграцию, единые требования к компетенциям, развитие цифровых кадровых платформ и комплекс мер по удержанию специалистов. Реализация данной модели позволит обеспечить устойчивость цифровой инфраструктуры государства и повысить эффективность государственного управления в условиях растущих киберугроз.

Список литературы

  1. ISC² Cybersecurity Workforce Study 2023.
  2. ТАСС. Дефицит специалистов по ИБ в России. 2024.
  3. Минцифры РФ. Государственная программа «Цифровая экономика». 2023.
  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ №646 от 05.12.2016.
  5. NIST NICE Cybersecurity Framework, 2020.
  6. Аналитический центр при Правительстве РФ. Прогноз кадровой потребности в сфере ИБ. 2023.
  7. Минобрнауки РФ. Доклад о модернизации образовательных программ в области ИБ. 2022.

Поделиться

37

Кондрачук М. В. Модель стратегического развития кадрового потенциала информационной безопасности в системе государственного управления до 2030 года // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). Ч.II. С. 74-75. URL: https://apni.ru/article/13667-model-strategicheskogo-razvitiya-kadrovogo-potenciala-informacionnoj-bezopasnosti-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-do-2030-goda

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря