Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Институциональная архитектура государственной кадровой политики в сфере информац...

Институциональная архитектура государственной кадровой политики в сфере информационной безопасности: проблемы координации и модели интеграции

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственное управление
информационная безопасность
кадровая политика
цифровая трансформация
институциональная архитектура
интеграция ресурсов

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию структуры и механизмов кадровой политики в сфере информационной безопасности Российской Федерации с точки зрения её институциональной архитектуры. Особое внимание уделяется анализу нормативной базы, распределению полномочий между федеральными органами власти и выявлению ключевых проблем межведомственной координации. Научная новизна заключается в институциональном подходе к анализу кадрового обеспечения информационной безопасности. Исследуются возможные пути оптимизации кадровой политики и предлагаются конкретные меры по повышению её эффективности.

Текст статьи

Информационная безопасность становится важнейшей частью государственной политики Российской Федерации, обеспечивая стабильность функционирования органов власти и защиту критически важных инфраструктурных объектов. Хотя принципы обеспечения информационной безопасности законодательно закреплены, кадровая инфраструктура в этой сфере остается серьезным препятствием для успешной цифровой трансформации. Усложнение цифровых архитектур, распространение облачных решений, необходимость импортозамещения и рост объемов обрабатываемых данных создают серьезные трудности для государственных учреждений, остро нуждающихся в квалифицированных специалистах. По данным последних исследований, недостаток кадров в сфере информационной безопасности достигает порядка 70 тыс. специалистов, что соответствует глобальным тенденциям нехватки около 3,5 млн профессионалов по кибербезопасности [1].

Российские источники отмечают, что кадровый голод в сфере информационной безопасности наиболее выражен в государственном секторе. Причинами выступают более низкие зарплатные предложения государственных органов, ограниченная гибкость карьерных траекторий, недостаточная актуальность образовательных программ и долгий цикл обновления профессиональных стандартов [2]. Проведённый Минцифры России анализ подтверждает, что потребность госуправления в кадрах деятельности по защите информации растёт быстрее возможностей системы образования [3].

Несмотря на масштаб нормативной базы, включающей Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, национальные проекты и федеральные стратегии, институциональная архитектура кадровой политики информационной безопасности остаётся дисперсной. Различные ведомства регулируют отдельные элементы кадровой политики, что приводит к несогласованности требований, фрагментации образовательных стандартов и отсутствию единой модели компетенций. ФСТЭК России формирует требования к технической защите информации, ФСБ России регулирует направление криптографической защиты, Минцифры России координирует процессы цифровой трансформации и подготовку кадров для проекта «Цифровая экономика», Минобрнауки России отвечает за стандарты образования. Однако ни одно из ведомств не имеет полномочий выступать центральным органом координации кадровой политики в сфере информационной безопасности [4].

Одной из системных проблем является фрагментация нормативных требований. Несмотря на наличие профессиональных стандартов и федеральных образовательных стандартов, обновление кадровых требований происходит медленно и часто не отражает современной технологической практики. Анализ показывает, что несоответствие между требованиями рынка ИБ и образовательными стандартами является одним из ключевых факторов кадрового дефицита [5, с. 35; 8, с. 25].

Международный опыт подтверждает эффективность интеграционных подходов. В частности, такие практики, как NICE Framework в США и модель компетенций ENISA в ЕС, позволяют выстраивать единую систему требований и образовательных траекторий. Использование стандартов ISO/IEC 27001 и ISO/IEC 27002 обеспечивает унификацию требований и облегчает координацию кадровых процессов [6].

Перспективным направлением модернизации кадровой архитектуры является создание цифровой кадровой платформы ИБ, включающей реестр специалистов, механизмы оценки компетенций, сведения о сертификациях и образовательных траекториях. Данная платформа может стать основой формирования единого кадрового пространства, позволяющего согласовать деятельность ведомств, образовательных организаций и работодателей [7; 9, с. 47].

Таким образом, институциональная архитектура кадровой политики информационной безопасности в современной России характеризуется недостаточной координацией, нормативной фрагментацией и слабой интеграцией образовательной и ведомственной инфраструктуры. Создание единого координационного центра, цифровой кадровой платформы и обновление модели компетенций являются ключевыми условиями повышения эффективности кадровой политики государства.

Список литературы

  1. ISC² Cybersecurity Workforce Study 2023.
  2. ТАСС. Дефицит специалистов по ИБ в России. 2024.
  3. Минцифры РФ. Государственный доклад о развитии цифровой экономики. 2023.
  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ №646 от 05.12.2016.
  5. Белова Е.А. Проблемы институционализации кадровой политики ИБ. Информация и безопасность, 2024, С. 35-42.
  6. ISO/IEC 27001:2022 Information security management systems.
  7. NIST NICE Cybersecurity Workforce Framework, 2020.
  8. Фёдоров А.Н. Кадровый потенциал обеспечения информационной безопасности в государственном управлении // Управление персоналом. 2023. № 4. С. 23-30.
  9. Петрова О.В. Формирование единой кадровой платформы информационной безопасности: теория и практика // Безопасность информационных технологий. 2024. № 2. С. 45-53.

Поделиться

42

Кондрачук М. В. Институциональная архитектура государственной кадровой политики в сфере информационной безопасности: проблемы координации и модели интеграции // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). Ч.II. С. 72-73. URL: https://apni.ru/article/13668-institucionalnaya-arhitektura-gosudarstvennoj-kadrovoj-politiki-v-sfere-informacionnoj-bezopasnosti-problemy-koordinacii-i-modeli-integracii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря