Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Формирование основ пожарной безопасности у детей 5-6 лет средствами интегрирован...

Формирование основ пожарной безопасности у детей 5-6 лет средствами интегрированной образовательной деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольники 5-6 лет
основы безопасного поведения
пожарная безопасность
правила поведения при пожаре
профилактика пожаров

Аннотация статьи

В статье представлен конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет, направленного на формирование основ безопасного поведения и закрепление правил противопожарной безопасности. Содержание построено на игровой проблемной ситуации и художественном тексте «Сказка про огонь», что способствует осмыслению детьми двойственной роли огня как «друга» и «врага». В ходе деятельности используются дидактические игры, загадки, пословицы, физкультминутка, практикум по вызову экстренных служб («01», «112»), а также творческое задание по рисованию, обеспечивающие включение речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития.

Текст статьи

Возрастная группа: 5-6 лет.

Цель: формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Обучающие: закрепить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара; закрепить умения рифмовать слова, правильно подбирать слова, подходящие по смыслу.

Воспитывающие: прививать навыки осторожного обращения с огнем, воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения; отрабатывать правильность действий при возникновении пожара; воспитывать уважение к профессиям пожарных.

Взаимодействие образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Культурные практики: совместная игра воспитателя с детьми.

Методы, формы, приемы: чтение художественной литературы, создание игровой ситуации, дидактические игры, отгадывание загадок, беседа.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему: «Сказка про Огонь», слайды с изображением предметов: автомобиль, паровоз, пароход, кузница, полет ракеты; альбом для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Игровое оборудование: игрушечный телефон, набор картинок для игры «Что нужно пожарным?», мяч, знаки – светофоры (красные и зеленые) (по количеству детей).

Ход деятельности:

1. Вводная часть – организационный момент, создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую!

2. Целевая установка: Ребята, сегодня мы узнаем много интересного.

Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:

Всех на свете я сильнее,

Всех на свете я смелее,

Никого я не боюсь,

Никому не покорюсь.

Дети: Огонь!

Воспитатель: Всё верно, это – огонь! (Показывает картинку огня).

Днем ли, ночью, утром рано

Если что–то загорится,

То пожарная охрана

На подмогу быстро мчится.

Крепко помните друзья,

Что с огнем шутить

Нельзя!

3. Проектирование решений проблемной ситуации.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу одну интересную сказку (Воспитатель обращает внимание детей на экран).

«Сказка про огонь»

Жил-был на свете Огонь! Был он весёлый и беспечный, яркий и горячий. Он летал везде, где только ему вздумается, он смеялся и говорил: «Я – самый сильный, я – самый могучий, если только захочу всех в пепел превращу». Его боялись все – звери, птицы, деревья и кустарники. А он летал, хохотал, и был очень довольным. Он летал от одного дома к другому и держал людей в страхе.

– Как же так? «Кто осмелится сразиться с огнём?» – говорили они, но все его боялись, сидели в домах и дрожали от страха.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал всё подряд.

В деревне жил кузнец и звали его Василий. Он был добрый и весёлый человек. Если кому-то было плохо, он всегда выслушает, поможет советом, так и тянулись к нему люди. А ему, ну никак нельзя было без огня. В кузнице всегда должен гореть огонь. Василий делал всем топоры, пилы, подковы, лошадей подковывал, да как без этого. А Огонь взял и улетел от Василия.

– Не хочу больше у тебя быть в кузнице. Надоел ты мне! Я сам по себе, куда хочу, туда лечу!

Темно стало в кузнице, холодно. Решил Василий пойти Огонь найти и с ним сразиться.

– Не ходи, сожжёт он тебя, и деревню нашу, – говорили люди.

– Да, не бойтесь вы! Я знаю, как сладить с Огнём. Пошёл Василий по дороге, идёт да насвистывает, смотрит – огонь дремлет.

– Эй, Огонь! Добрый день!

– Добрый! Зачем, пришёл? Кто тебя сюда звал?

– Да, вот пришёл с тобой силой помериться!

Засмеялся Огонь и сказал: «Ты, букашка, человек! Куда тебе со мной тягаться?»

– Да, ты не хвались раньше времени!

И давай они сражаться, дерутся, никто не уступает, отдохнут и опять.

Решил Василий, перехитрить Огонь. Стал он к реке спускаться и Огонь за ним. Нырнул он в воду, а Огонь побоялся воды, вынырнул Василий и схватил Огонь за шею мокрой рукой. Взмолился Огонь: «Отпусти меня, человек, я тебе служить буду, стану другом тебе, только не губи!»

– Ладно, отпущу тебя, только смотри мне!

С той поры стал Огонь слушать человека. Как без Огня? С Огнём, тепло, но он может быть и врагом, если разозлится, тогда жди беды. Но с тех пор прошло много лет, но Огонь всё же дружит и помогает человеку.

Вот и вся интересная сказка.

4. Выполнение действий, заданий.

Воспитатель: А сейчас вам, ребята, предлагаю нарисовать Огонь, с которым подружился человек.

Игра «Нарисуй огонь»

Для этой игры каждый из вас выберет фломастер, карандаш, нужного цвета и постарается нарисовать свой огонь на альбомном листе, но это надо сделать очень-очень быстро (Звучит музыка).

– Вот какой красивый огонь у вас получился.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем человеку огонь? (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображены: костер, газовая плита, свеча и факел).

Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду, огонь зажигает газовую плиту, огнём можно согреться, если разжечь печь или костер, огонь освещает, если зажечь факел или свечу.

Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли путешествовать по морям, ездить по земле. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах – плавит металл. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет хвост пламени – это сгорает ракетное топливо (На экране изображения автомобиля, паровоза, парохода, кузницы, полет ракеты в космос).

Воспитатель: Да, Огонь нужен людям!

Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по полю. Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона, тогда может произойти беда.

– Скажите, от каких предметов может возникнуть пожар?

Дети: От спичек, зажигалки, от не выключенной газовой плиты и утюга.

Воспитатель: Молодцы, теперь немного отдохнём. Давайте встанем в круг. Сейчас проведем физкультминутку игра «Топаем, хлопаем». Если дети в стихотворении поступают правильно – вам нужно хлопать, если неправильно – топать.

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя (Хлопают).

Спички весело горят,

Буду с ними я играть (Топают).

Рома убежал за дом,

Там играет он с огнем (Топают).

Пожар опасен, Маша знает,

Со спичками больше не играет (Хлопают).

Вика с Лерою играют,

На печи спички зажигают (Топают).

Воспитатель: Молодцы, присаживаемся на свои места. Ребята,

предлагаю с вами поиграть в дидактическую игру «Доскажи словечко».

Как ножка воробьиная тонка

Скользит по стенке коробка.

Скользнет – и высечет огонь.

Когда горит – ее не тронь.

Играть с ней скверная привычка.

Опасная игрушка –... (спичка)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жег… (траву)

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в … (квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)

Дым увидел – не зевай.

И пожарных … (вызывай).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки про огонь?

Дети:

– Нет дыма без огня.

– Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

– Где огонь, там и дым.

– С огнем не шутят.

– Огонь без дыма не живёт.

Воспитатель: Молодцы, много поговорок знаете! А давайте поиграем еще в одну игру. Игра «Не ошибись!». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит, то руки нужно опустить.

Слова: бумага (руки вверх), шторы (руки вверх), гвоздь (руки вниз), тетрадь (руки вверх), одежда (руки вверх), стол (руки вверх), сухая трава (руки вверх), мебель (руки вверх), листья (руки вверх), столовая ложка (руки вниз), бензин (руки вверх).

Воспитатель: Молодцы! Для вас, ребятки, ещё одна загадка:

В брезентовой куртке и каске,

Забыв, про кольчужную бронь.

Решительно и без опаски,

Бросается рыцарь в огонь!

– Как называют людей, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара?

Дети: Пожарные!

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Смелым, отважным, храбрым, умным.

Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?

Дети: Ленивых, трусливых, слабых.

Воспитатель: А вы бы хотели стать юными пожарными?

Дети: Да.

Воспитатель: Игра «Что нужно пожарным?». Возьмите набор картинок для игры «Что нужно пожарным?». Найдите лишнюю картинку с изображением предмета, с помощью которого нельзя потушить огонь. (Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички).

Воспитатель: А вот ещё загадка:

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: Правильно – пожарная машина, на ней можно быстро примчаться на пожар. А что нужно сделать, чтобы пожарные приехали?

Дети: Позвонить.

Воспитатель: Да, правильно, в случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» или «112» и попросить о помощи. Вот для вас еще одна игра «Сигнал тревоги» (Дети на игрушечном телефоне набирают цифры «01» и выполняют задание).

Задание детям: (ответы детей выборочно):

  1. Набери номер «01».
  2. Услышав ответ – назови свое имя.
  3. Сообщи, что случилось.
  4. Скажи точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры.
  5. Не клади трубку, пока об этом не попросят.

Воспитатель: А теперь встаньте в круг, мы сейчас с вами поиграем с мячом.

Игра «Лови-бросай, сразу отвечай»

  1. Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все услышали и уступили дорогу).
  2. Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет – цвет огня).
  3. Зачем пожарной машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи).
  4. Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава).
  5. Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, в реке).
  6. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными).
  7. Почему пожарные должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму).
  8. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).

Воспитатель: Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре «Разрешается-запрещается».

Возьмите в руки красные и зеленые кружки светофорчика, показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:

  1. В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01» или «112» (Зеленый).
  2. Бросать горящие спички (Красный).
  3. Кричать и звать на помощь взрослых (Зеленый).
  4. Оставлять без присмотра включенные электроприборы (Красный).
  5. Оставаться в помещении, где начался пожар (Красный).
  6. Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем (Зеленый).
  7. Тушить водой горящие электроприборы (Красный).
  8. Не бояться, слушаться во всём пожарных (Зеленый).

Воспитатель: Молодцы, все правила назвали.

Воспитатель: Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом и врагом, но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?

Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее. Огонь нужен для работы транспорта. На огне готовят пищу.

5. Заключительная часть – анализ результатов деятельности.

Воспитатель:

Спички – это не игрушка!

Могут целый дом спалить

Если взрослых не послушать,

Больше негде будет жить.

– Обещайте мне сейчас же, что играть с огнем не будете?!

Дети: Обещаем!

Воспитатель: Я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности, и беда обойдет вас стороной.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты: она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Крепко помните, что спички –

Не игрушка для ребят!

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста / СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.
  2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры / Детство-Пресс, 2020 г. – 128 с.
  3. Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа/ Волгоград: Корифей, 2023 г. – 96 с.
  4. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для Дошкольников / М.: Айрис-пресс, 2008 г. – 128 с.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет / М.: Сфера, 2019 г. – 80 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2020 г. – 64 с.

Поделиться

57

Алимова С. А., Сотникова Н. Ю., Рындина А. И., Рудычева А. Г., Баранова А. П. Формирование основ пожарной безопасности у детей 5-6 лет средствами интегрированной образовательной деятельности // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13672-metodicheskaya-razrabotka-s-ognyom-ne-shutyat

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря