Взаимодействие педагога-психолога и дефектолога детского сада начинается с решения общей задачи. В условиях федеральных государственных образовательных стандартов и новых законов об образовании тема взаимодействия стала еще более актуальной. Как видно из перечня поручений президента по итогам заседания Президиума Госсовета, в следующем году количество студентов по направлению «специальное (дефектологическое) образование» увеличится, а следовательно, увеличится и количество специалистов-дефектологов. Растет и число детей с различными нарушениями развития. Очевидно, что эти дети нуждаются в особых психологических и воспитательно-педагогических условиях для развития и обучения. Эта группа включает в себя более 10 подгрупп с различными нарушениями развития. Это дети-инвалиды с умственной отсталостью, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с расстройствами аутистического спектра и т. д. Основной задачей работы в группе детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение каждому ребенку наибольшей степени психологического, физического и нравственного развития; организация воспитательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и профилактику вторичных нарушений развития, а также подготовка детей к школе с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Характерной чертой детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы в сферах психической деятельности, эмоций и воли. У детей наблюдаются отклонения в приеме и обработке информации. Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями нестабильна, некоторые дети легко возбуждаются, в то время как другие - скучны. В дошкольных образовательных учреждениях созданы особые условия для детей с ограниченными возможностями. Коррекция умственной отсталости проводится педагогом-дефектологом. Психологи-педагоги занимаются развитием эмоциональной сферы. Для того чтобы сделать работу более эффективной, требуется тесное сотрудничество специалистов, поскольку когнитивная деятельность детей с ограниченными возможностями и процессы, входящие в их структуру, снижены: небольшой объем материала для запоминания и воспроизведения, неустойчивое внимание, быстрая отвлекаемость, истощены умственные процессы и уровень обобщения, и понимание реальности снижается. В части эмоционально-волевой сферы также наблюдаются некоторые характеристики: повышенная возбудимость или общая сонливость, замкнутость, тревожность, замкнутость в себе, чувствительность, обидчивость, слезливость. Эмоциональная сфера является важной частью развития детей дошкольного возраста, потому что если участники не могут управлять своими эмоциями, то общение и взаимодействие не будут эффективными. Совместная работа специалистов особенно важна при работе с детьми с отклонениями в развитии, поскольку психологи и дефектологи могут не только совместно оказывать психолого-педагогическую поддержку этому типу детей, но и грамотно координировать работу всех воспитателей дошкольных учреждений, воспитательниц и родителей с учетом особенностей психофизического развития и личностных способностей учащихся. Целью совместной работы педагога-психолога и дефектолога является обеспечение диагностики, воспитания, психолого-педагогической поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных потребностей, возрастных и личностных особенностей воспитания.
Общие задачи:
- Создать модель коррекционно-развивающей деятельности для психологов-дефектологов как условие интеллектуального и личностного развития детей;
- Определить основные направления взаимодействия персонала исправительных учреждений и деятельность по повышению квалификации экспертов.;
- Разработать рабочую систему и форму взаимодействия нейробиологов и психологов в среде дошкольного образования.
Задача педагога-психолога: углубленная диагностика когнитивного и эмоционального развития детей. Общайтесь с другими эмоционально, устно, объективно, эффективно и интересно. Стимулируют сенсорные функции (зрение, слух, восприятие памяти и трехмерное восприятие). Сформируйте пространственно-временное представление, чтобы исправить его нарушения. Развитие предпосылок для интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения). Развивайте зрительно-моторную координацию и функциональные способности кистей рук и пальцев; готовьтесь к овладению письмом. Развивайте навыки самообслуживания.
Задача дефектолога: углубленная диагностика когнитивного развития детей, проводить систематическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными планами по следующим направлениям:
- Развитие психологических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);
- Развитие речи;
- Развитие двигательных навыков;
- Развитие математических способностей;
- Расширяй свой кругозор;
- Отслеживать динамику развития ребенка и результаты коррекционных мероприятий и опытно-конструкторская работа. Оцените свою интеллектуальную подготовку к обучению в школе;
- Организовать информационную подготовку учителей и родителей к коррекционной работе, чтобы помочь им организовать полноценную речевую среду;
- Координировать усилия учителей и родителей по осуществлению контроля качества их работы с детьми.
Взаимодействие педагога-психолога и педагога-дефектолога осуществляется по следующим направлениям:
- Диагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Аналитическая работа;
- Консультации и обучение.
Совместная диагностическая работа включает в себя углубленное и всестороннее обследование детей с ограниченными возможностями с целью оказания им психологической и педагогической поддержки в образовательном процессе. Совместное диагностическое обследование детей педагогами-психологами и педагогами-дефектологами помогает определить текущий уровень интеллектуального развития детей, и на этой основе выбрать стратегию обучения для каждого ученика, а также правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению детских препятствий. Психологи-педагоги и нейробиологи планируют индивидуальные и групповые курсы по развитию внимания, памяти, мышления, моторики и формированию правильной самооценки у детей.
Воспитание и развитие детей основывается на теории образовательной интеграции, личностно-ориентированном подходе, основанном на принципах научности, последовательности, учета структуры дефектов и способности каждого ребенка к компенсации. Тематический метод обеспечивает централизованное изучение материалов. Централизованное исследование по определенной теме также является средством установления более тесной связи между педагогом-психологом и педагогом-нейробиологом, поскольку эксперты работают в рамках одной и той же лексической темы. Например, если запланирована тема «овощи», то учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей на этом материале и одновременно развивает такие психические процессы, как мышление, память, внимание, восприятие, воображение, обогащает словарный запас, развивает грамматические аспекты речи, а также стремиться к развитию связной речи. Педагоги-психологи используют игры и задания для коррекции основных психологических процессов, основанных на этой теме. На специально разработанных курсах педагога-психолога дети постепенно овладевают навыками мышечной релаксации, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, выстраивать отношения с окружающими и закреплять эту тему в игре для развития эмоциональной и волевой сфер. Например, игра «Поклянись овощами». Также организуются игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Аналитическая деятельность позволяет нам отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы в тесном сотрудничестве психологов и нейробиологов, то есть определять все возможные положительные и отрицательные аспекты этой деятельности, а также отслеживать динамику развития ребенка.
Консультационная и образовательная работа обеспечивает непрерывность. Поддерживайте детей, их семьи и учителей в создании различных психолого-педагогических условий для обучения, воспитательной работы, коррекции и развития. Практика показала, что эффективной формой сотрудничества с родителями являются совместные консультации педагогов-психологов и педагогов-дефектологов, которые смотрят на проблемы детей с разных точек зрения.
Специалисты дошкольного образования используют следующие формы работ:
- Семинары для воспитателей дошкольных учреждений, на которых педагоги подробно изучают развитие и восприятие информации, а также поведенческие особенности детей с ограниченными возможностями;
- Праздники и развлечения;
- Совместно проводить родительские собрания и «мастер-классы».
Предлагаемый комплексный метод взаимодействия педагога-психолога и педагога-нейробиолога позволяет:
- С учетом индивидуально-типологических особенностей детей и их способности компенсировать;
- Четко формулируйте объективные выводы;
- Обрисуйте долгосрочные планы коррекционной работы отдельных лиц и групп;
- Способствовать расширению возможностей педагогов и родителей в области исправительных учреждений.
Таким образом, согласованность поведения педагогов-психологов и дефектологов в условиях дошкольного образования позволяет эффективно корректировать имеющиеся нарушения развития. Только при тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса можно успешно подготовить детей с отклонениями в развитии к школе, социализации и адаптации в обществе.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)