Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Взаимодействие педагога-психолога и дефектолога в работе с детьми ОВЗ в ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога и дефектолога в работе с детьми ОВЗ в ДОУ

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психолог
дефектолог
взаимодействие

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимодействие педагога-психолога и педагога-дефектолога в дошкольной образовательной организации как ключевое условие эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается актуальность междисциплинарного сотрудничества в контексте современных требований к инклюзивной практике и усложнения образовательных запросов, связанных с ростом числа детей с различными нарушениями развития. Обосновывается, что сочетание психологической поддержки (развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, саморегуляции) и дефектологической коррекции (развитие познавательных процессов, речи, моторики, математических представлений, расширение кругозора) обеспечивает более целостное влияние на психическое и личностное развитие ребенка.

Текст статьи

Взаимодействие педагога-психолога и дефектолога детского сада начинается с решения общей задачи. В условиях федеральных государственных образовательных стандартов и новых законов об образовании тема взаимодействия стала еще более актуальной. Как видно из перечня поручений президента по итогам заседания Президиума Госсовета, в следующем году количество студентов по направлению «специальное (дефектологическое) образование» увеличится, а следовательно, увеличится и количество специалистов-дефектологов. Растет и число детей с различными нарушениями развития. Очевидно, что эти дети нуждаются в особых психологических и воспитательно-педагогических условиях для развития и обучения. Эта группа включает в себя более 10 подгрупп с различными нарушениями развития. Это дети-инвалиды с умственной отсталостью, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с расстройствами аутистического спектра и т. д. Основной задачей работы в группе детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение каждому ребенку наибольшей степени психологического, физического и нравственного развития; организация воспитательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и профилактику вторичных нарушений развития, а также подготовка детей к школе с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Характерной чертой детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы в сферах психической деятельности, эмоций и воли. У детей наблюдаются отклонения в приеме и обработке информации. Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями нестабильна, некоторые дети легко возбуждаются, в то время как другие - скучны. В дошкольных образовательных учреждениях созданы особые условия для детей с ограниченными возможностями. Коррекция умственной отсталости проводится педагогом-дефектологом. Психологи-педагоги занимаются развитием эмоциональной сферы. Для того чтобы сделать работу более эффективной, требуется тесное сотрудничество специалистов, поскольку когнитивная деятельность детей с ограниченными возможностями и процессы, входящие в их структуру, снижены: небольшой объем материала для запоминания и воспроизведения, неустойчивое внимание, быстрая отвлекаемость, истощены умственные процессы и уровень обобщения, и понимание реальности снижается. В части эмоционально-волевой сферы также наблюдаются некоторые характеристики: повышенная возбудимость или общая сонливость, замкнутость, тревожность, замкнутость в себе, чувствительность, обидчивость, слезливость. Эмоциональная сфера является важной частью развития детей дошкольного возраста, потому что если участники не могут управлять своими эмоциями, то общение и взаимодействие не будут эффективными. Совместная работа специалистов особенно важна при работе с детьми с отклонениями в развитии, поскольку психологи и дефектологи могут не только совместно оказывать психолого-педагогическую поддержку этому типу детей, но и грамотно координировать работу всех воспитателей дошкольных учреждений, воспитательниц и родителей с учетом особенностей психофизического развития и личностных способностей учащихся. Целью совместной работы педагога-психолога и дефектолога является обеспечение диагностики, воспитания, психолого-педагогической поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных потребностей, возрастных и личностных особенностей воспитания.

Общие задачи:

  • Создать модель коррекционно-развивающей деятельности для психологов-дефектологов как условие интеллектуального и личностного развития детей;
  • Определить основные направления взаимодействия персонала исправительных учреждений и деятельность по повышению квалификации экспертов.;
  • Разработать рабочую систему и форму взаимодействия нейробиологов и психологов в среде дошкольного образования.

Задача педагога-психолога: углубленная диагностика когнитивного и эмоционального развития детей. Общайтесь с другими эмоционально, устно, объективно, эффективно и интересно. Стимулируют сенсорные функции (зрение, слух, восприятие памяти и трехмерное восприятие). Сформируйте пространственно-временное представление, чтобы исправить его нарушения. Развитие предпосылок для интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения). Развивайте зрительно-моторную координацию и функциональные способности кистей рук и пальцев; готовьтесь к овладению письмом. Развивайте навыки самообслуживания.

Задача дефектолога: углубленная диагностика когнитивного развития детей, проводить систематическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными планами по следующим направлениям:

  • Развитие психологических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);
  • Развитие речи;
  • Развитие двигательных навыков;
  • Развитие математических способностей;
  • Расширяй свой кругозор; 
  • Отслеживать динамику развития ребенка и результаты коррекционных мероприятий и опытно-конструкторская работа. Оцените свою интеллектуальную подготовку к обучению в школе;
  • Организовать информационную подготовку учителей и родителей к коррекционной работе, чтобы помочь им организовать полноценную речевую среду;
  • Координировать усилия учителей и родителей по осуществлению контроля качества их работы с детьми.

Взаимодействие педагога-психолога и педагога-дефектолога осуществляется по следующим направлениям:

  1. Диагностическая работа;
  2. Коррекционно-развивающая работа;
  3. Аналитическая работа;
  4. Консультации и обучение.

Совместная диагностическая работа включает в себя углубленное и всестороннее обследование детей с ограниченными возможностями с целью оказания им психологической и педагогической поддержки в образовательном процессе. Совместное диагностическое обследование детей педагогами-психологами и педагогами-дефектологами помогает определить текущий уровень интеллектуального развития детей, и на этой основе выбрать стратегию обучения для каждого ученика, а также правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению детских препятствий. Психологи-педагоги и нейробиологи планируют индивидуальные и групповые курсы по развитию внимания, памяти, мышления, моторики и формированию правильной самооценки у детей.

Воспитание и развитие детей основывается на теории образовательной интеграции, личностно-ориентированном подходе, основанном на принципах научности, последовательности, учета структуры дефектов и способности каждого ребенка к компенсации. Тематический метод обеспечивает централизованное изучение материалов. Централизованное исследование по определенной теме также является средством установления более тесной связи между педагогом-психологом и педагогом-нейробиологом, поскольку эксперты работают в рамках одной и той же лексической темы. Например, если запланирована тема «овощи», то учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей на этом материале и одновременно развивает такие психические процессы, как мышление, память, внимание, восприятие, воображение, обогащает словарный запас, развивает грамматические аспекты речи, а также стремиться к развитию связной речи. Педагоги-психологи используют игры и задания для коррекции основных психологических процессов, основанных на этой теме. На специально разработанных курсах педагога-психолога дети постепенно овладевают навыками мышечной релаксации, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, выстраивать отношения с окружающими и закреплять эту тему в игре для развития эмоциональной и волевой сфер. Например, игра «Поклянись овощами». Также организуются игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Аналитическая деятельность позволяет нам отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы в тесном сотрудничестве психологов и нейробиологов, то есть определять все возможные положительные и отрицательные аспекты этой деятельности, а также отслеживать динамику развития ребенка.

Консультационная и образовательная работа обеспечивает непрерывность. Поддерживайте детей, их семьи и учителей в создании различных психолого-педагогических условий для обучения, воспитательной работы, коррекции и развития. Практика показала, что эффективной формой сотрудничества с родителями являются совместные консультации педагогов-психологов и педагогов-дефектологов, которые смотрят на проблемы детей с разных точек зрения.

Специалисты дошкольного образования используют следующие формы работ:

  • Семинары для воспитателей дошкольных учреждений, на которых педагоги подробно изучают развитие и восприятие информации, а также поведенческие особенности детей с ограниченными возможностями;
  • Праздники и развлечения;
  • Совместно проводить родительские собрания и «мастер-классы».

Предлагаемый комплексный метод взаимодействия педагога-психолога и педагога-нейробиолога позволяет:

  1. С учетом индивидуально-типологических особенностей детей и их способности компенсировать;
  2. Четко формулируйте объективные выводы;
  3. Обрисуйте долгосрочные планы коррекционной работы отдельных лиц и групп;
  4. Способствовать расширению возможностей педагогов и родителей в области исправительных учреждений.

Таким образом, согласованность поведения педагогов-психологов и дефектологов в условиях дошкольного образования позволяет эффективно корректировать имеющиеся нарушения развития. Только при тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса можно успешно подготовить детей с отклонениями в развитии к школе, социализации и адаптации в обществе.

Список литературы

  1. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М., 1995.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. – М., 1999.
  3. Психолого-медико педагогический консилиум. Технология организации диагностической и корекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. Под. ред. Т.Г. Зубаревой. – Курск, 2009.
  4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., 2009.
  5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Миланич Ю.М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. М., 2017.

Поделиться

39

Чуева Н. В., Лубенец О. А. Взаимодействие педагога-психолога и дефектолога в работе с детьми ОВЗ в ДОУ // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13678-vzaimodejstvie-pedagoga-psihologa-i-defektologa-v-rabote-s-detmi-ovz-v-dou

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря