В 70-х годах XIX века отмечено возникновение новых направлений в системе школьного образования США. В школах все больше стали использовать индивидуальный подход при обучении. Соответственно изменились методы, цели и содержание обучения, а также методологические и психологические основы учебно-воспитательного процесса. Появились инновационные теории обучения и воспитания, отвечающие требованиям нового общества [2].
Изменения в содержании школьной системы образования США протекали в условиях значительных социальных преобразований. В 90-х годах XIX века в США происходили значительные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, был большой поток эмигрантов. К этому времени выросло количество многих начальных школ США, и учебный план стал значительно шире, чем он был в начале XIX века [3, с.91].
Положительной характеристикой школ США в конце XIX стала преемственность обучения между начальной и средней ступенями школы.
В 1870 году в США была основана Национальная ассоциация образования (НАО), которая была первой организацией, разработавшей единый учебный план, в который была включена программа обучения в школе, колледже и университете. НАО состояла из представителей общеобразовательных школ, руководителей и учителей. Однако, позже, к концу XIX века, она стала небольшой организацией, в которую входило больше администраторов, а не учителей [4, 5].
Приняв идею формирования единого учебного плана с учетом потребностей общества, в 1876 НАО году выпустило доклад «Курс обучения от начальной школы до университета». Доклад был подготовлен коллегиально, но главную роль в его создании оказал председатель ассоциации Вильям Харрис, который начиная с 1889 по 1906 год был особым уполномоченным США по образованию и активно принимал участие в создании докладов НАО за 1893 и 1895 годы [6, с.34].
Представленные им варианты единого учебного плана не были одобрены, как основа для системы образования США, так как предложенный В.Харрисом перечень включал только традиционные академические дисциплины и не содержал новые современные предметы.
Анализ зарубежных источников [9, с.139; 10, с.52] показывает, что в конце XIX века в школьную программу обучения в США стали вводить тематические уроки, их целью было научить детей рассуждать, наблюдать и размышлять. На этих уроках изучались простые предметы: карта, стол, доска. Далее предметы усложнялись. Учитель приносил в класс различные металлы, уголь, материю и т.п. На тематических уроках ребята узнавали о способах добычи, изготовлении и применении этих вещей. Знания, полученные на таких уроках, облегчали изучение предметов естественнонаучного цикла.
Американские педагоги – ученые Колин Марч и Джордж Виллис отмечали, что такие уроки положительно сказывались на расширении кругозора, способствовали умственной работе, а также приобретению практических знаний, необходимых в повседневной жизни. Авторы указывают, что тематические уроки, как обязательный предмет впервые были официально введены в школах США в конце XIX в., а перечень изучаемых в школе учебных предметов был довольно широк и имел практическое направление [7, с.278]. Положительное влияние тематических уроков в обучении указывали другие педагоги. Так, изучив программы начальной и средней школы, сотрудник Министерства просвещения Франции Г.Гиппо указывал, что «ученик, прошедший весь курс такого учения, приобретает таким образом прочное и полное профессиональное образование, и вместе с тем он достаточно подготовлен и к ученой деятельности» [1, с. 23].
Необходимо отметить, что в конце XIX – начале XX века в учебные планы школ стали вводить также учебные предметы естественнонаучного цикла. Изучение астрономии, биологии, химии, физики ставило целью развитие у учеников практических навыков. Наличие в учебных планах таких учебных предметов, как гигиена, бухгалтерия, архитектурное черчение, съемка планов и других также свидетельствовало о практической направленности школьного образования в США [8].
В то время как разнообразие предметов, преподаваемых в школах США, казалось, нарушало идею единого учебного плана, но тем не менее действовало как мощный катализатор для изменения содержания образования в школах США в конце XIX – начале XX века.