Поступление в высшее учебное заведение – это один из самых значимых и поворотных моментов в жизни молодого человека. Это не просто переход на новый образовательный уровень, а начало самостоятельного пути, который открывает перед ним широкие горизонты для личностного и профессионального роста. Вступление в стены университета символизирует собой не только приобретение новых знаний и навыков, но и вхождение в особую социальную среду, где формируются новые связи, развиваются критическое мышление, способность к анализу и принятию самостоятельных решений.
Формирование профессиональной идентичности – это сложный и многогранный процесс, который занимает центральное место в личностном и профессиональном развитии человека, особенно в период обучения в вузе. Этот процесс неразрывно связан с глубинной потребностью индивида в самоопределении, осмыслении своего места в профессиональном мире и построении образа «себя как специалиста». Мотивация выступает как внутренний двигатель, побуждающий человека к действиям, направленным на достижение профессиональных целей. Именно она определяет степень вовлеченности в учебный процесс, стремление к освоению знаний и навыков, активность в поиске профессиональных ориентиров и преодолении неизбежных трудностей на пути становления. Без должной мотивации, даже наличие самых благоприятных условий и неограниченных возможностей для обучения, не приведет к глубокому усвоению материала и формированию осознанной профессиональной позиции.
Цель проведенного исследования заключалась в изучении профессиональной идентичности и особенностей мотивации студентов 1–3 курсов, обучающихся в медицинских университетах: СГМУ им. В. И. Разумовского; НМИЦ им. В. А. Алмазова; РНИМУ им. Н. И. Пирогова; Смоленский ГМУ; Самарский ГМУ. Общее количество участников анкетирования составило 89 человек.
Для диагностики использовалась «Шкала академической мотивации», разработанная Т. О. Гордеевой, О. А. Сычёвым и Е. Н. Осиным на основе Шкалы академической мотивации Валлеранда. Шкала академической мотивации (ШАМ) - опросник, предназначенный для измерения выраженности и типа мотивации к учебной деятельности студентов.
Академическая мотивация – это побуждение к учебной деятельности, которое включает мотивы, цели, реакции на успехи и неудачи. Мотивация может быть внутренней и внешней [3].
Внутренняя академическая мотивация исходит от нас самих. Вместо того чтобы ожидать внешнего вознаграждения за деятельность, вознаграждением становится само поведение. Следовательно, внутренняя мотивация может не требовать столько усилий, поскольку она возникает в нас самих и не требует внешних стимулов. Внутренняя мотивация играет решающую роль в поддержании эмоциональной вовлеченности в выполнении задач, независимо от внешних обстоятельств. Различают следующие виды внутренней академической мотивации [1]:
- Познавательная мотивация – оценивает стремление узнать новое, понять изучаемый предмет, сопровождаемое переживанием интереса и удовольствия в процессе познания;
- Мотивация достижения – оценивает стремление добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач;
- Мотивация саморазвития – выраженность стремления к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, достижению ощущения мастерства и компетентности;
Внешняя мотивация связана с любыми иными причинами что-либо делать, помимо внутреннего «интересно и приятно». Например, студент учится не потому, что ему интересно учиться, а из страха отчисления или осуждения [2].
Результаты анкетирования студентов приведены в таблице.
Таблица
Результаты диагностики мотивации студентов медицинских ВУЗов
Виды академической мотивации | Результат, % |
Внутренняя мотивация | |
Познавательная мотивация | 80% |
Мотивация достижения | 75% |
Мотивация саморазвития | 80% |
Внешняя мотивация | |
Мотивация самоуважения | 75% |
Интраецированная мотивация | 70% |
Экстернальная мотивация | 60% |
Амотивация | 35% |
По результатам проведённого опроса среди студентов медицинских ВУЗов, наиболее высокий процент набрали такие виды мотивации как познавательная (80%) и мотивация саморазвития (80%). Высокие значения по этим шкалам говорят о том, что студентов мотивируют знания, которые они получают. Процесс обучения происходит благодаря внутренней мотивации, следовательно, студент учится без какого-либо поощрения или наказания, а из собственного желания.
Такие виды мотивации как экстернальная мотивация и амотивация набрали наименьшее количество баллов (в процентах). Это говорит о преобладании интереса к учебе и отсутствии важности мнения окружающих об образовании студента.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство учащихся медицинских ВУЗов поступили по своему желанию.
Вывод
На основе результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы: большинство студентов имеют высокую внутреннюю мотивацию, что предполагает обучения исходящее из собственного желания, не ожидания одобрения или негативных реакций со стороны.
Тем не менее остается часть студентов, неудовлетворенных учебным процессом, которые при этом теряют мотивацию учиться. Следовательно, необходимо проводить аналитическую работу со студентами, выясняя их потребности в учебном процессе, что будет способствовать поднятию мотивацию. В дальнейшем такого рода деятельность благотворно повлияет на формирование профессиональной идентичности обучающихся медицинских университетов.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)