Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Использование методов телесно ориентированной терапии в коррекционно-развивающей...

Использование методов телесно ориентированной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми

Рубрика

Психология

Ключевые слова

телесно-ориентированные методы
нарушение в развитии
сенсорные интеграции
координация
двигательная сфера
коррекционно-развивающая работа

Аннотация статьи

Одной из актуальных проблем современности остается состояние психического здоровья детей, начиная с дошкольного возраста. Выявлено, что при использовании методов телесно-ориентированной терапии, наблюдается положительная динамика. Данный метод в коррекционной работе с детьми, способствует развитию психомоторных функций, формированию эмоционального состояния и коррекцию поведенческих нарушений. В основе подхода – принцип единства телесных и психических проявлений: эмоции и чувства проявляются в телесных состояниях.

Текст статьи

Одной из актуальных проблем современности оставаться состояние психического здоровья детей, начиная с дошкольного возраста. На сегодняшний день количество детей с нарушениями развития резко возросло, замечено ухудшения физиологического развития, резкий рост психосоматических и генетических заболеваний. Психологи и педагоги наблюдают, что в дошкольной сфере резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии и детей с РАС, поэтому появляются запросы на использование разнообразных методов, используемых в коррекции.

Рассмотрим методы из телесно-ориентированной терапии, которые можно использовать в занятиях с детьми.

Телесно-ориентированные методы, чаще рассматриваются как способ работы в психических, физиологических или энергетических расстройств. Практикуются с помощью процедур телесного контакта, использования телесных функций:

  1. Дыхательные и двигательные упражнения, ориентированы на использование телесных ощущений и сигналов для работы с эмоциями и психологическими проблемами.
  2. Работа над концентрацией внимания, практикуется в упражнениях для улучшения осознанности телесных ощущений и эмоций, статическое напряжение тела.
  3. Детям с нарушениями в развитии, необходимо восстановление функций обработки сенсорной информации. Сенсорная интеграция помогает нейроотличным детям справиться с непереносимостью конкретных запахов, текстур продуктов или прикосновений.

Многие дети, которые имеют нарушения в развитии, проявляют различные двигательные расстройства: дисбаланс, координацию движений, недифференцированные движения пальцев и артикуляционные движения. Такие дети быстро истощаются и насыщаются разными видами деятельности. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессивным поведением или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, тревогой. Всё это в целом свидетельствует о нарушениях психического развития детей с нарушениями речи.

Психологическая коррекция существующих расстройств требует телесно-ориентированного подхода. В данной ситуации в коррекционно-развивающей работе с детьми основан на принципе психофизического спряжения, суть которого заключается в том, что используются двигательные средства, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере.

Некоторые исследователи подчеркивают, что мышечная чувствительность и интеллект тесно связаны. Ослабленная чувствительность тела тормозит развитие психики. По данным исследователей, коррекция двигательных нарушений у детей с психическим недоразвитием в рамках телесно-ориентированной психотерапии оказывает оздоровительное и развивающее воздействие на весь организм ребенка и происходит коррекция:

  • психических нарушений (внимание, память, мышление, эмоциональная сфера, поведение, мотивация);
  • речи;
  • соматических нарушений (осанка, плоскостопие, дыхание);
  • координационных способностей (согласованности движений отдельных звеньев тела, точности мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, равновесие);
  • основных движений (бег, прыжки);
  • сенсорных функций (зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных).

Важно, что регулярное использование методов телесно-ориентированной терапии способствует наиболее эффективному развитию когнитивных процессов, восстановлению ресурсов психического развития ребенка. Также, регуляции эмоциональной, моторной сферы личности и в целом, социальной адаптации ребенка.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для вузов / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 358 с.
  2. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  3. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sensint.ru/sites/default/files/rol_mozzhechkovoy_stimulyacii_v_psihicheskom.pdf (дата обращения: 01.12.2025).
  4. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М.Е. Сандомирский – М: Независимая фирма «Класс», 2005.
  5. Папина И.В. Дыхательная гимнастика: учеб. пособие / И.В. Папина. – Липецк: Изд-во Липецкого Государственного технического университета, 2017. – 65 с.

Поделиться

33

Сердюкова А. Ю., Лейчуг Л. И., Заруцкая Е. А., Усачёва В. В. Использование методов телесно ориентированной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13683-ispolzovanie-metodov-telesno-orientirovannoj-terapii-v-korrekcionno-razvivayushej-rabote-s-detmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря