Одной из актуальных проблем современности оставаться состояние психического здоровья детей, начиная с дошкольного возраста. На сегодняшний день количество детей с нарушениями развития резко возросло, замечено ухудшения физиологического развития, резкий рост психосоматических и генетических заболеваний. Психологи и педагоги наблюдают, что в дошкольной сфере резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии и детей с РАС, поэтому появляются запросы на использование разнообразных методов, используемых в коррекции.
Рассмотрим методы из телесно-ориентированной терапии, которые можно использовать в занятиях с детьми.
Телесно-ориентированные методы, чаще рассматриваются как способ работы в психических, физиологических или энергетических расстройств. Практикуются с помощью процедур телесного контакта, использования телесных функций:
- Дыхательные и двигательные упражнения, ориентированы на использование телесных ощущений и сигналов для работы с эмоциями и психологическими проблемами.
- Работа над концентрацией внимания, практикуется в упражнениях для улучшения осознанности телесных ощущений и эмоций, статическое напряжение тела.
- Детям с нарушениями в развитии, необходимо восстановление функций обработки сенсорной информации. Сенсорная интеграция помогает нейроотличным детям справиться с непереносимостью конкретных запахов, текстур продуктов или прикосновений.
Многие дети, которые имеют нарушения в развитии, проявляют различные двигательные расстройства: дисбаланс, координацию движений, недифференцированные движения пальцев и артикуляционные движения. Такие дети быстро истощаются и насыщаются разными видами деятельности. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессивным поведением или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, тревогой. Всё это в целом свидетельствует о нарушениях психического развития детей с нарушениями речи.
Психологическая коррекция существующих расстройств требует телесно-ориентированного подхода. В данной ситуации в коррекционно-развивающей работе с детьми основан на принципе психофизического спряжения, суть которого заключается в том, что используются двигательные средства, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере.
Некоторые исследователи подчеркивают, что мышечная чувствительность и интеллект тесно связаны. Ослабленная чувствительность тела тормозит развитие психики. По данным исследователей, коррекция двигательных нарушений у детей с психическим недоразвитием в рамках телесно-ориентированной психотерапии оказывает оздоровительное и развивающее воздействие на весь организм ребенка и происходит коррекция:
- психических нарушений (внимание, память, мышление, эмоциональная сфера, поведение, мотивация);
- речи;
- соматических нарушений (осанка, плоскостопие, дыхание);
- координационных способностей (согласованности движений отдельных звеньев тела, точности мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, равновесие);
- основных движений (бег, прыжки);
- сенсорных функций (зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных).
Важно, что регулярное использование методов телесно-ориентированной терапии способствует наиболее эффективному развитию когнитивных процессов, восстановлению ресурсов психического развития ребенка. Также, регуляции эмоциональной, моторной сферы личности и в целом, социальной адаптации ребенка.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)