Главная
Конференции
Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права
Технологии, которые учат: этика искусственного интеллекта в образовании

Технологии, которые учат: этика искусственного интеллекта в образовании

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

искусственный интеллект
этические вызовы
интерактивные форматы обучения
объективности систем ИИ
кибератака

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые преимущества ИИ в образовании для повышения академической успеваемости и мотивации учащихся, а также системные риски, включая угрозы конфиденциальности персональных данных учащихся и возможность проявления алгоритмической предвзятости.

Текст статьи

Современное образование переживает этап глубокой трансформации, обусловленной стремительным внедрением искусственного интеллекта. Эти технологии открывают новые возможности для персонализированного обучения, позволяя адаптировать учебный процесс под индивидуальные когнитивные особенности каждого ученика. Однако наряду с преимуществами возникают серьезные этические вызовы, связанные с обработкой персональных данных и обеспечением равного доступа к образовательным ресурсам. Таким образом, интеграция ИИ требует тщательного анализа как потенциала, так и сопутствующих рисков.

Внедрение искусственного интеллекта в школьное образование открывает новые возможности для персонализации учебного процесса. Анализ обширных данных об успеваемости и индивидуальном стиле обучения каждого учащегося позволяет ИИ формировать уникальные образовательные траектории. «Такие технологии, как искусственный интеллект и аналитика больших данных, позволяют создавать адаптивные учебные программы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности каждого ученика. Это, в свою очередь, способствует более глубокому и продуктивному усвоению материала» [5, c. 162]. Такой подход гарантирует, что учебный контент и методики преподавания максимально соответствуют возможностям и предпочтениям каждого школьника.

Системы искусственного интеллекта способны динамически адаптировать сложность заданий и темп изучения материала в реальном времени. Это происходит на основе постоянного мониторинга прогресса учащихся и их реакции на представленный материал. Если ученик демонстрирует уверенное освоение темы, система может предложить более сложные задачи или ускорить переход к следующему разделу. И наоборот, при возникновении трудностей ИИ может предоставить дополнительные объяснения, упрощенные задания или повторить пройденный материал, обеспечивая индивидуальную поддержку и предотвращая отставание.

Внедрение искусственного интеллекта в школьное образование также способствует значительному повышению учебной вовлечённости учащихся. Это достигается за счёт использования интерактивных форматов обучения, которые ИИ способен адаптировать под индивидуальные когнитивные профили каждого школьника. Мгновенная обратная связь, предоставляемая ИИ, позволяет учащимся оперативно корректировать свои действия и лучше понимать материал, что является ключевым фактором в поддержании интереса к учёбе.

Одновременно ИИ снижает нагрузку на педагогов за счет автоматизации рутинных задач, таких как проверка заданий. Искусственный интеллект способен значительно облегчить процесс дифференциации обучения, автоматизируя выявление индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Системы ИИ могут анализировать данные об успеваемости, стиле обучения и предпочтениях каждого школьника, формируя комплексный профиль. На основе этого анализа генерируются персонализированные рекомендации для учителей по адаптации методик преподавания.

Вместе с тем внедрение ИИ в школы сопряжено с системными рисками, включая угрозы конфиденциальности. Внедрение систем искусственного интеллекта в школьное образование неизбежно сопряжено со сбором и хранением значительных объемов персональных данных учащихся. Эти данные включают в себя академические успехи, поведенческие паттерны, а также личную информацию, что создает потенциальные риски несанкционированного доступа и утечки. Масштабное накопление такой информации делает её привлекательной мишенью для кибератак и злоупотреблений. В связи с этим, обеспечение безопасности и конфиденциальности таких данных представляет собой серьезную проблему.

Отсутствие четких и прозрачных механизмов получения информированного согласия на обработку данных является серьезным нарушением прав учащихся и их законных представителей. Родители и ученики должны быть полностью осведомлены о том, какие данные собираются, как они используются и кто имеет к ним доступ. Это включает в себя не только явное согласие на сбор, но и понимание потенциальных рисков и выгод от использования ИИ-систем. «С расширением использования ИИ в образовании защита конфиденциальности данных становится важной проблемой. Данные об обучении собираются и анализируются в большом масштабе, в связи с этим обеспечение безопасности и конфиденциальности таких данных представляет собой серьезную проблему. Для обеспечения адекватной защиты данных школьников при их сборке, хранении и использовании рекомендуется применять строгие правила и нормы защиты данных [4, c. 418]». 

Таким образом, необходимо внедрение строгих правил и норм защиты данных, чтобы гарантировать адекватную защиту информации учащихся.

Внедрение искусственного интеллекта в школьное образование сопряжено с риском алгоритмической предвзятости, которая может проявляться в систематических ошибках при оценке знаний учащихся. Это происходит, когда для обучения ИИ-моделей используются нерепрезентативные данные, не отражающие всего многообразия демографических и социокультурных групп. В результате алгоритмы могут некорректно интерпретировать ответы или поведение учащихся из отдельных социальных групп, что приводит к несправедливым оценкам и потенциальной дискриминации. 

Таким образом, качество и репрезентативность обучающих данных являются критически важными для обеспечения справедливости и объективности систем ИИ в образовании.

Обеспечение прозрачности работы алгоритмов искусственного интеллекта является фундаментальным требованием для его этичного внедрения в школьное образование. 

Четкое распределение ответственности за последствия решений, принимаемых с использованием ИИ-систем, представляет собой критически важный аспект этического внедрения. Необходимо определить, кто несет ответственность в случае ошибок или нежелательных исходов, будь то разработчики, педагоги или администрация образовательного учреждения. Это обеспечивает подотчетность и стимулирует создание надежных и безопасных ИИ-решений в образовательном процессе. Для соблюдения этических норм необходимо чтобы все процессы сбора, хранения и обработки информации соответствовали действующему законодательству о приватности. Это включает регулирование сбора, хранения и обработки персональных данных учащихся, что является критически важным аспектом. Необходимо определить ответственность сторон за несанкционированный доступ к информации и её использование. Такие меры позволят обеспечить юридическую ясность и защиту прав всех участников образовательного процесса.

Помимо правовых рамок, важно разработать отраслевые стандарты, гарантирующие прозрачность алгоритмов ИИ-систем, которые должны обеспечивать возможность аудита и оценки работы алгоритмов, чтобы предотвратить предвзятость и дискриминацию. Целью является защита прав учащихся и педагогов, а также обеспечение справедливости в применении технологий ИИ в образовательном процессе. Система регулярного аудита ИИ-решений необходима для своевременного выявления дискриминационных алгоритмов. Такой аудит позволяет обнаруживать скрытые предубеждения в данных или логике принятия решений. Постоянный мониторинг обеспечивает возможность оперативной корректировки образовательных методик. Для выполнения этого требования используется механизм аудита [1, c. 127]. Данный подход способствует повышению справедливости и эффективности образовательного процесса.

Педагоги и учащиеся должны иметь возможность понимать, каким образом ИИ-системы принимают решения и формируют рекомендации. Это способствует формированию доверия к технологиям и позволяет критически оценивать их результаты, а не принимать их как данность. Для успешной интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс необходимо внедрение программ профессиональной подготовки учителей и обучающихся программ для обучающихся. Эти программы должны быть направлены на развитие компетенций, позволяющих педагогам и ученикам эффективно использовать ИИ-инструменты в своей практике. 

Интеграция искусственного интеллекта в школьное образование демонстрирует значительный потенциал для персонализации учебного процесса. Адаптация материалов к индивидуальным потребностям учащихся способствует более глубокому усвоению знаний и повышению мотивации. Использование ИИ также позволяет учителям эффективнее дифференцировать обучение, фокусируясь на поддержке каждого ученика.

Однако внедрение данных технологий сопровождается серьезными этическими вызовами. Ключевые риски включают угрозы конфиденциальности персональных данных учащихся и возможность алгоритмической предвзятости, ведущей к дискриминации. 

Для минимизации указанных рисков необходимо строгое соблюдение этических принципов при разработке и внедрении ИИ-решений. Этичные подходы требуют и конкретные меры, включающие разработку нормативной базы и стандартов использования ИИ. Критически значимым является повышение цифровой грамотности педагогов и учащихся. Также необходимы механизмы постоянного мониторинга для своевременного выявления и коррекции этических рисков.

Таким образом можно сделать вывод, что внедрение искусственного интеллекта вовсе не исключает педагога из образования, а может послужить только инструментом для повышения качества образования. 

Список литературы

  1. Баева Л.В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. – 2020. – № 2. – С. 131-144.
  2. Воронова Д.Ю. Этические аспекты использования искусственного интеллекта в образовательном процессе // Журнал правовых и экономических исследований. – 2025. – № 2. – С. 19-27.
  3. Казанцева О.Г. Персонализированное обучение студентов: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. – М., 2024. – С. 116-126
  4. Крачковский А.В., Гриненко М.В. Обзор международного опыта правового регулирования искусственного интеллекта // 9-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР. – Минск, 2023. – С. 274-275.
  5. Чжан Я.Ц. Роль искусственного интеллекта в сокращении образовательного неравенства // Экономические науки. – 2024. – № 6. – С. 414-418.

Поделиться

46

Быканова В. Е., Осипова И. И., Городова Л. В. Технологии, которые учат: этика искусственного интеллекта в образовании // Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13684-tehnologii-kotorye-uchat-etika-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря