Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Стратегии социализации детей с особыми потребностями в рамках государственно-общ...

Стратегии социализации детей с особыми потребностями в рамках государственно-общественного принципа управления образовательной организации (на примере участия в деятельности первичных отделений Движения Первых)

2 декабря 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социализация
дети с особыми потребностями
образовательная организация
государственно-общественное управление
Движение Первых

Аннотация статьи

В статье освещены ключевые темы, касающиеся инклюзивного образования и стратегии социализации, которые служат основой для формирования поддерживающей среды для детей с особыми потребностями. В рамках государственно-общественного управления образовательными организациями особое внимание уделяется участию в деятельности первичных отделений Движения Первых, что создает дополнительные возможности для социализации и вовлечения детей с особыми потребностями в активную жизнь. Важным аспектом является организация совместных игр и культурных мероприятий, которые способствуют развитию социальных навыков и формированию дружеских отношений между детьми.

Текст статьи

Социализация детей с особыми потребностями занимает важное место в образовательной политике и практике, что отражает необходимость создания инклюзивной среды для всех обучающихся. В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья в России значительно возросло. Согласно статистике, на 2024-2025 учебный год в образовательных организациях Российской Федерации получают образование 1 026,9 тыс. обучающихся c ОВЗ [3]. Эти данные подчеркивают актуальность работы образовательных учреждений над вопросами их интеграции в общество и формирования соответствующих мировоззренческих установок. Партнерство между государственными структурами и общественными организациями в образовательной сфере становится особенно актуальным, когда речь идет о социализации детей с особыми потребностями. Важность совместного управления может быть рассмотрена как создание единой системы, где поддержка осуществляется не только со стороны государства, но и за счет активного участия общественных институтов. Это взаимодействие служит основой для формирования инклюзивной образовательной среды, что особенно важно для детей с особыми потребностями.

На примере деятельности первичных отделений Движения Первых видно, как эффективное сотрудничество между государственными и общественными структурами позволяет организовать пространство для социализации, развития и активного участия детей с особыми потребностями. Участие детей в социальных и культурных мероприятиях способствует их активности, формирует уверенность в себе и развивает навыки коммуникации. Это помогает создать более гармоничную образовательную среду, что непосредственно влияет на успешность социализации [4]. Такой подход к управлению образованием не только отвечает требованиям современного общества, но и поддерживает формирование инклюзивной системы, способной адаптироваться под нужды каждого ребенка. В дальнейшем развитие данного направления подразумевает укрепление позиций как государства, так и третьего сектора, что открывает дополнительные возможности для детей с особыми потребностями на пути к социальной интеграции.

В системе образования при реализации стратегий социализации детей с особыми потребностями важную роль играет инклюзия и разнообразие программ, которые способствуют их интеграции в общество. В рамках Движения Первых было проведено множество мероприятий, направленных на вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в активную жизнь. Примером такого мероприятия является проект «Синичкин день», организованный для всех учащихся, включая детей с ОВЗ. В ходе данного проекта дети работали в группах, что развивало их социальные навыки и позволяло им не только взаимодействовать друг с другом, но и проявлять свои творческие способности. Важно, что подобные инициативы помогают не только детям с особыми потребностями, но и формируют у их сверстников более толерантное отношение.

Еще одним успешным примером является использование сенсорных комнат, которые оказывают положительное воздействие на работу с детьми, имеющими ограничения. Эти комнаты предназначены для формирования безопасного и развивающего пространства, где дети могут заниматься активностью, что способствует развитию их моторных и социальных навыков [2]. Как показала практика, такая терапия не только помогает детям лучше регулировать свои эмоции и поведение, но и создает условия для взаимодействия с другими детьми, что является важной частью процесса социализации.

Не менее важным аспектом является подготовка педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ. Важно, чтобы учителя были обучены специальным методам работы и могли создать инклюзивную атмосферу в классе. Программы подобной подготовки сопровождаются практиками, которые обеспечивают учителям необходимые инструменты для взаимодействия с такими детьми [1]. Это создает основу для формирования поддерживающих отношений между детьми разного уровня подготовленности.

Проекты и программы, реализуемые в рамках Движения Первых, демонстрируют успешные практики интеграции детей с особыми потребностями в образовательный процесс. Они подчеркивают необходимость создания инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок имеет возможность развиваться, чувствовать себя частью группы и осваивать социальные навыки во взаимодействии с другими детьми. Важно продолжать развивать такие примеры, так как успехи в социализации детей с ОВЗ напрямую влияют на будущее их участия в жизни общества.

Разработка эффективных стратегий социализации требует интеграции разных подходов, выявления новой социальной реальности и потребностей целевой группы. Государственные инициативы, такие как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» до 2025 года, обеспечивают полноценные правовые рамки и определяют приоритеты работы с детьми. Будущие стратегии должны быть направлены на активное сотрудничество всех заинтересованных сторон, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка и предлагая динамические и многофункциональные подходы. Такие изменения смогут улучшить процессы социализации детей с особыми потребностями, обеспечивая им более яркое и насыщенное будущее.

Список литературы

  1. Бобарыкина И.Г. Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество [Электронный ресурс] // www.maam.ru – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/prakticheskie-podhody-k-integraci-detei-invalidov-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami-v-sovremenoe-obschestvo.html (дата обращения: 22.10.2025).
  2. Олифер О.О. Проблема социализации детей с особыми образовательными потребностями // СибСкрипт. 2015. № 3-1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsializatsii-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami (дата обращения: 23.10.2025).
  3. Пак Е.О. Актуальные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник магистратуры. 2020. № 4-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 21.11.2025).
  4. Салаватова А.М. Государственно-общественное управление образовательной организацией // Образовательный вестник «Сознание». 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-obschestvennoe-upravlenie-obrazovatelnoy-organizatsiey (дата обращения: 21.1.2025).

Поделиться

26

Шкуров А. Ю. Стратегии социализации детей с особыми потребностями в рамках государственно-общественного принципа управления образовательной организации (на примере участия в деятельности первичных отделений Движения Первых) // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13688-strategii-socializacii-detej-s-osobymi-potrebnostyami-v-ramkah-gosudarstvenno-obshestvennogo-principa-upravleniya-obrazovatelnoj-organizacii-na-primere-uchastiya-v-deyatelnosti-pervichnyh-otdelenij-dvizheniya-pervyh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря