Первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка – это возраст. Но здесь возникает ряд сомнений и вопросов, как понять, готов ли ребенок к серьезному обучению?
Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. А чтобы адаптация прошла успешно, важно заранее оценить, насколько дошкольник готов к новым нагрузкам и условиям. И здесь гораздо важнее такое понятие, как готовность ребенка к школе.
1. Физиологическая готовность – это критерий физического развития ребенка, который показывает, выдержит ли он школьные нагрузки:
- выносливость для сидения на протяжении урока, умение длительно удерживать статическую позу в положении сидя, держать осанку, подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша);
- способность носить школьный рюкзак;
- общее состояние здоровья.
2. Интеллектуальная готовность – это комплекс познавательных функций и базовых знаний:
- память: запоминание и воспроизведение информации (цифры, слова, картинки);
- мышление: умение обобщать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи;
- речь: умение рассуждать, грамотно строить предложения, пересказывать тексты;
- внимание: способность удерживать в течение 30–40 мин, концентрировать и распределять внимание;
- окружающий мир: представления о животных, растениях, профессиях, правилах поведения;
- базовые знания: счет до 10, знание времен года, дней недели, месяцев, геометрических фигур.
3. Социально-психологическая готовность – это способность ребенка взаимодействовать в новом коллективе:
- соблюдение правил поведения в школе;
- понимание социальных ролей (учитель – ученик – одноклассники);
- умение работать в группах, работать как со взрослым, так и со сверстниками;
- эмоциональная устойчивость к стрессам, связанная с новой обстановкой.
4. Развитие мелкой моторики:
- умение держать ручку, карандаш, кисть, ножницы;
- умение проводить прямые линии, штриховки;
- работа с клеточками, в строке.
5. Мотивационная готовность – осознанное желание учиться:
- понимание ребенком важности школьного обучения;
- интерес к получению новых знаний;
- наличие познавательных или социальных мотивов.
6. Волевая способность – регуляция своего поведения:
- самостоятельность в бытовых навыках (умеет одеваться, складывать вещи);
- самоконтроль (ребенок не отвлекается на уроке);
- способность доводить дело до конца;
- умение работать по инструкции.
7. Переход от игровой к учебно-мотивационной деятельности – это ключевой психологический этап. Когда снижается доминирование игры, как ведущего вида деятельности. Появляется интерес к учебным задачам.
Необходимо оценивать готовность ребенка к школе. Несоответствие хотя бы по одному из критериев ведет к тому, что у детей возникнут трудности в усвоении программ школьного обучения, повысится утомляемость, проблемы в общении со сверстниками и учителем, снизится мотивация.
Важно понимать, что готовность к школе – не только набор знаний, но и комплексный показатель зрелости во всех сферах развития ребенка. Необходимо помочь ребенку подготовиться: развивать познавательные навыки через беседы и игры, тренировать усидчивость, формировать самостоятельность в быту, обеспечить достаточную физическую активность. И тогда ваш ребенок быстрее адаптируется к школьной среде и не будет чувствовать стресс во время обучения.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)