Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Критерии готовности дошкольников к школьному обучению

Критерии готовности дошкольников к школьному обучению

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

готовность к школе
адаптация первоклассника
физиологическая готовность
интеллектуальная готовность
социально-психологическая готовность

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема оценки готовности ребенка к началу школьного обучения как ключевого условия успешной адаптации к новым требованиям. Показано, что возраст сам по себе не является достаточным критерием, поскольку готовность носит комплексный характер и включает физиологические, интеллектуальные, социально-психологические, мотивационные и волевые компоненты, а также уровень развития мелкой моторики и переход от игровой к учебной деятельности.

Текст статьи

Первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка – это возраст. Но здесь возникает ряд сомнений и вопросов, как понять, готов ли ребенок к серьезному обучению?

Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. А чтобы адаптация прошла успешно, важно заранее оценить, насколько дошкольник готов к новым нагрузкам и условиям. И здесь гораздо важнее такое понятие, как готовность ребенка к школе.

1. Физиологическая готовность – это критерий физического развития ребенка, который показывает, выдержит ли он школьные нагрузки:

  • выносливость для сидения на протяжении урока, умение длительно удерживать статическую позу в положении сидя, держать осанку, подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша);
  • способность носить школьный рюкзак;
  • общее состояние здоровья.

2. Интеллектуальная готовность – это комплекс познавательных функций и базовых знаний:

  • память: запоминание и воспроизведение информации (цифры, слова, картинки);
  • мышление: умение обобщать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи;
  • речь: умение рассуждать, грамотно строить предложения, пересказывать тексты;
  • внимание: способность удерживать в течение 30–40 мин, концентрировать и распределять внимание;
  • окружающий мир: представления о животных, растениях, профессиях, правилах поведения;
  • базовые знания: счет до 10, знание времен года, дней недели, месяцев, геометрических фигур.

3. Социально-психологическая готовность – это способность ребенка взаимодействовать в новом коллективе:

  • соблюдение правил поведения в школе;
  • понимание социальных ролей (учитель – ученик – одноклассники);
  • умение работать в группах, работать как со взрослым, так и со сверстниками;
  • эмоциональная устойчивость к стрессам, связанная с новой обстановкой.

4. Развитие мелкой моторики: 

  • умение держать ручку, карандаш, кисть, ножницы;
  • умение проводить прямые линии, штриховки;
  • работа с клеточками, в строке.

5. Мотивационная готовность – осознанное желание учиться: 

  • понимание ребенком важности школьного обучения;
  • интерес к получению новых знаний;
  • наличие познавательных или социальных мотивов.

6. Волевая способность – регуляция своего поведения:

  • самостоятельность в бытовых навыках (умеет одеваться, складывать вещи);
  • самоконтроль (ребенок не отвлекается на уроке);
  • способность доводить дело до конца;
  • умение работать по инструкции.

7. Переход от игровой к учебно-мотивационной деятельности – это ключевой психологический этап. Когда снижается доминирование игры, как ведущего вида деятельности. Появляется интерес к учебным задачам.

Необходимо оценивать готовность ребенка к школе. Несоответствие хотя бы по одному из критериев ведет к тому, что у детей возникнут трудности в усвоении программ школьного обучения, повысится утомляемость, проблемы в общении со сверстниками и учителем, снизится мотивация.

 Важно понимать, что готовность к школе – не только набор знаний, но и комплексный показатель зрелости во всех сферах развития ребенка. Необходимо помочь ребенку подготовиться: развивать познавательные навыки через беседы и игры, тренировать усидчивость, формировать самостоятельность в быту, обеспечить достаточную физическую активность. И тогда ваш ребенок быстрее адаптируется к школьной среде и не будет чувствовать стресс во время обучения. 

Список литературы

  1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого-педагогические основы. М.: Академический Проект, 2003.
  2. Гордиец А.В. Готовность ребёнка к школе: медико-психологические критерии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребёнка и его готовность к школе. М.: Просвещение, 2007.
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М.: Владос, 2001.
  5. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003.
  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2013.
  7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 2007.

Поделиться

24

Берестовая Н. С., Курчина Е. Ю., Хожаинова Т. А. Критерии готовности дошкольников к школьному обучению // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13689-kriterii-gotovnosti-doshkolnikov-k-shkolnomu-obucheniyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря