Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Влияние социального пакета и материально-технического обеспечения на эффективнос...

Влияние социального пакета и материально-технического обеспечения на эффективность работы участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации на современном этапе

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

материально-техническое обеспечение
оперативность
социальный пакет
условия службы
участковые уполномоченные полиции
эффективность работы

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние социального пакета и материально-технического обеспечения на эффективность работы участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы основные компоненты социального пакета, а также роль оснащения сотрудников современными техническими средствами. Показано, что комплексный подход к улучшению условий труда способствуют повышению мотивации, снижению профессионального выгорания и увеличению оперативности выполнения служебных обязанностей. На основе проведенного исследования выявлены ключевые направления повышения эффективности работы участковых уполномоченных полиции в России.

Текст статьи

Участковые уполномоченные полиции являются краеугольным камнем системы поддержания правопорядка, поскольку их деятельность напрямую направлена на взаимодействие с населением. Их обязанности охватывают широкий спектр задач, ориентированы на предупреждение преступности, обеспечение общественного порядка и оперативное реагирование на происшествия. Эффективность работы участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации имеет прямое влияние на уровень безопасности в обществе, а их всесторонняя поддержка способствует укреплению доверия между правоохранительными органами и обществом, повышению качества профилактики правонарушений и созданию стабильной обстановки на обслуживаемой территории.

Для эффективного выполнения служебных обязанностей участковым уполномоченным полиции требуется разумная материально-техническая оснащенность (транспортные средства, средства связи, индивидуальные средства защиты, современное оборудование и т. д.) и обновленный социальный пакет (заработная плата, медицинское обслуживание, страхование, льготы, повышение квалификации и т. д.), которые играют существенную роль в мотивации сотрудников, минимизируют текучесть кадров, поддерживают их благополучие, профессиональный уровень и безопасность жизни.

Концепция «социального пакета» неоднократно подвергалась интерпретации со стороны исследователей. Так, Ю. А. Саранкина социальный пакет участковых уполномоченных полиции определяет как совокупность мероприятий и условий, направленных на обеспечение им финансовой устойчивости, гарантии прав и свобод, а также стимулирование эффективного выполнения служебных обязанностей [8, с. 273]. О. Б. Варич полагает, что социальный пакет участковых уполномоченных представляет собой систему законодательно определенных мер и льгот, направленных на гарантирование защиты их социально-профессиональных прав [3, с. 127].

Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает комплексную систему социальной защиты и льгот для сотрудников полиции [1].

Основные элементы социального пакета участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации включают в себя: заработную плату (установленный оклад с учетом региональных коэффициентов и надбавок за выслугу лет, квалификацию, особые условия службы и т. д.); жилищные льготы (предоставление служебного помещения или субсидии на приобретение/улучшение жилья, возможность получения жилищных сертификатов, ипотечных льгот и т. д.); медицинское обслуживание (бесплатное или льготное медицинское обслуживание, включая санаторно-курортное лечение); пенсионное обеспечение (повышенные условия выхода на пенсию с учетом особенностей службы и условий труда); компенсации и выплаты (компенсация проезда, питания в рабочее время, оплаты коммунальных услуг, выплаты при выезде в командировки и т. д.); отпуск и социальные гарантии (удлиненные отпуска, дополнительные выходные, гарантии при временной нетрудоспособности, защита в случае травм на службе и т. д.); льготы на образовательные услуги (возможность бесплатного или льготного получения дополнительного образования и повышения квалификации) [9].

Итак, социальный пакет участковых уполномоченных полиции в России – это комплекс мер, признанный гарантировать им юридическую, материальную и социальную защиту, способствующий поддержанию устойчивости и оптимизации деятельности правоохранительных органов. Он представляет собой систему социальных гарантий, льгот и материальных выплат, направленных на повышение их социальной защищенности и качественного исполнения служебных обязанностей.

Понятие «материально-техническое обеспечение» имеет неоднозначные интерпретации в научной среде. Согласно С. А. Довтаеву, оно представляет собой целенаправленный и своевременный процесс предоставления необходимых материальных ресурсов, включая оборудование, спецсредства, транспорт, связь, форменную одежду и т. д., с целью обеспечения эффективного выполнения служебных обязанностей [5, с. 127-131]. 

Д. С. Костин интерпретирует материально-техническое обеспечение не только как процесс поставки ресурсов, но и как сложную, структурированную систему взаимодействия различных государственных и частных структур, направленную на всестороннее снабжение подразделений МВД России [7, с. 320-323]. По мнению А. С. Воротнева, Г. В. Гиоева, В. И. Загинайлова и Н. Н. Кузина, материально-техническое обеспечение представляет собой сложный и системный процесс снабжения, охватывающий не только экономические отношения, связанные с приобретением необходимых ресурсов, но и тщательное планирование и контроль поставок [4].

Стоит отметить, что в настоящее время участковые уполномоченные полиции в Российской Федерации оснащаются разнообразными материально-техническими средствами, которые призваны обеспечивать эффективное выполнение ими служебных задач и обязанностей и способствуют повышению функциональности, безопасности и оперативности работы. К числу таких средств можно отнести: средства связи; транспортные средства; оружие и средства индивидуальной защиты; оборудование для регистрации и учета; специальные технические средства; рабочие средства, аксессуары и т. д.

Ключевым документом в изучаемой области является Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [2]. Он детально определяет принципы организации и условия службы сотрудников на закрепленных административных участках и устанавливает:

  • порядок оснащения участковых уполномоченных необходимыми средствами связи, транспортом, техникой и форменной одеждой;
  • требования к оборудованию рабочих мест, включая современные технические средства, направленные на повышение оперативности и качества выполнения задач;
  • организацию поддержки и обслуживания технического оснащения, гарантирующую стабильность и надежность его функционирования;
  • финансовые и административные механизмы, обеспечивающие своевременное и полное снабжение участковых уполномоченных всем необходимым для эффективного исполнения служебных обязанностей и т. д.

Итак, материально-техническое обеспечение участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации направлено на создание условий для выполнения ими функций по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и взаимодействию с населением, что закреплено соответствующими федеральными законами и нормативными актами МВД России. Оно представляет собой комплекс мер, включающий организационно-правовые, финансовые и технические аспекты, направленные на создание условий для эффективного исполнения ими служебных обязанностей.

Основываясь на изложенным, можно утверждать, что социальный пакет и материально-технические обеспечение участковых уполномоченных полиции являются ключевыми факторами, напрямую влияющими на эффективность исполнения ими своих служебных обязанностей. Несмотря на широкие меры поддержки, предусмотренные законодательством для участковых уполномоченных полиции, согласно докладу Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева, на март 2025 года в России наблюдается их острая нехватка. 

Так, в период с 2017 по 2022 год наблюдалась тенденция к сокращению количества участковых полицейских на территории Российской Федерации. Если в 2017 году их численность составила 44 тыс. чел., то к концу 2022 года она снизилась до 35 тыс. чел., что на 9 тыс. чел. меньше, чем в 2017 году. На данный момент в органах внутренних дел из запланированной численности в 47,5 тыс. сотрудников работают лишь 30,6 тыс., что соответствует 64% от штатной численности. По сравнению с данными 2023 года, уровень неукомплектованности штата удвоился в среднем на 36% по стране.

За прошедшие шесть лет состав участковых уполномоченных претерпел практически полную ротацию. Согласно статистике лишь 10,7 тыс. чел. в 2025 году занимали данную должность в течение четырех лет и более, остальная часть сотрудников приступила к работе сравнительно недавно, заменив ушедших коллег. Каждый второй опытный участковый с выслугой десять лет и более уволился в 2024 году, поэтому в штате наблюдается увеличение количества сотрудников с более низким званием (лейтенант) и уменьшение числа сотрудников с более высокими званиями (капитан и майор).

Согласно нормативным требованиям, оптимальная численность населения, обслуживаемая одним участковым, не должна превышать 3 тыс. чел. В настоящий момент средняя нагрузка на одного сотрудника составляет от 8 до 9 тыс. жителей. В 14 субъектах Российской Федерации наблюдается критическая ситуация, когда обязанности двух, а то и трех участковых, возлагаются на одного.

В 2025 году средняя заработная плата участковых полиции составила 58,5 тыс. руб. Стоит отметить, что данный показатель ниже, чем средняя заработная плата в других отраслях экономики. К примеру, в сфере информационных технологий и связи она достигает 84,2 тыс. руб., в сфере финансов и страхования – 83,4 тыс. руб., в добывающей промышленности – 100,0 тыс. руб., а в обрабатывающей – 67,2 тыс. руб.

Федеральные надбавки к оплате труда участковых, введенные четырнадцать лет назад, предполагали увеличение окладов на 40%, для всех сотрудников, и до 65% для тех, которые работают в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области, г. Севастополе и на территории «Сириус», однако в настоящее время они утратили свою актуальность. В связи с этим, в 2023 году заработная плата сотрудников была проиндексирована на 10,5%, несмотря на проведенное повышение, его влияние на реальный уровень оплаты труда оказалось незначительным. Поэтому, отдельные регионы предпринимают самостоятельные меры по повышению жалования участковых, но их возможности ограничены недостатком финансирования.

Количество обращений граждан к участковым уполномоченным полиции демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. За период с 2014 по 2024 год общее число рассмотренных обращений увеличилось на 59%, достигнув в среднем 13 млн в год. При этом фактическая нагрузка на одного участкового возросла на 84%, составив 284 обращения в год. Каждый вызов требует выезда на место происшествия и составления соответствующего протокола, что создает дополнительную нагрузку. Если раньше участковому достаточно было составить рапорт с информацией о разрешении конфликта или отсутствии претензий, то сегодня процедура документирования вызова существенно усложнилась и включает в себя: получение письменных показаний от каждой стороны конфликта; фиксацию показаний свидетелей для подтверждения обстоятельств дела; составление протоколов, объяснений и иных документов.

Несмотря на повсеместное внедрение цифровых технологий, работа участковых уполномоченных полиции остается в значительной степени аналоговой. Сотрудники не оснащены ни портативными компьютерами, ни планшетами для ведения документации и продолжают заполнять ее вручную, что приводит к ошибкам документирования. Так, согласно данным МВД России, в период с 2023 по 2024 год 34% нарушений в учетно-регистрационной дисциплине среди сотрудников внутренних дел пришлось на долю участковых уполномоченных. В дополнение к вышесказанному, участковых часто привлекают к выполнению задач, выходящих за рамки их компетенции, например рассмотрению заявлений экономической направленности или дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, требующих проведение оперативно-розыскных мероприятий и т. д.

Несмотря на то, что численность населения, закрепленная за одним участковым, может соответствовать норме, это не означает отсутствие нагрузки. В некоторых регионах, особенно в сельской местности, значительное время может уходить на дорогу до места вызова, что делает служебный транспорт необходимым. Однако, такие автомобили часто выходят из строя. Помимо удаленности, проблемой также является доступность. Так, например, в 2022 году на пути к Усть-Карску обрушились два моста, а в 2025 году дорогу к этому населенному пункту размыло. 

В дополнение к своим основным обязанностям, сельские участковые часто выполняют функции дознавателей, поскольку отделения полиции расположены на значительном расстоянии от населенных пунктов. В частности, они могут осуществлять оформление некриминальных трупов, сопровождать свидетелей в отдел полиции, проводить допросы и т. д.

В последнее время наблюдается рост числа женщин-участковых. В 2024 году женщины занимали 18% (5,4 тыс.) вакансий участковых, что значительно превышает показатель 2021 года, когда доля женщин составляла 11% (4,4 тыс.). Данная тенденция особенно заметна в регионах с острым дефицитом сотрудников. Основной причиной появления в органах внутренних дел женщин-участковых является нежелание мужчин занимать эти позиции из-за недостаточно привлекательного уровня заработной платы и бумажной работы.

Итак, главной проблемой, негативно влияющей на эффективность работы участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации, является нехватка современного материально-технического обеспечения (средств связи, вычислительной техники, служебного транспорта и т. д.), что: затрудняет своевременное получение и передачу информации, замедляет реакцию на происшествия и обращения граждан, ограничивает оперативность действий; осложняет ведение документации и проведение аналитической работы, замедляя обработку данных и затрудняя выявление правонарушений и преступлений; снижает мобильность участковых уполномоченных и затрудняет соблюдение мер личной защиты, увеличивая риски для жизни в ходе выполнения служебных обязанностей; затрудняет взаимодействие с населением и снижает эффективность работы участковых; приводит к простоям и снижению работоспособности [6, с. 100-103].

В конечном итоге, нехватка материально-технического обеспечения приводит к снижению общей эффективности службы участковых и падению доверия со стороны населения, что негативно сказывается на профилактике преступности и поддержании общественного порядка.

Таким образом, штат участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации за последние годы сократился более чем на 40%, что ведет к острому дефициту кадров. Высокая степень нагрузки на одного сотрудника, недостаточно высокая заработная плата и значительный объем административных процедур способствуют массовому оттоку сотрудников, создают риск профессионального выгорания для оставшихся и делает данную профессию неконкурентоспособной по сравнению с другими. 

В сложившихся обстоятельствах, без реализации системных мер по повышению уровня оплаты труда участковых уполномоченных, оптимизации бюрократических процедур и оказанию им надлежащей материально-технической поддержки, дефицит кадров будет только увеличиваться, что может привести к негативным последствиям для обеспечения безопасности граждан и снижению качества работы правоохранительных органов.

Для обеспечения высокого уровня профессионализма участковых уполномоченных полиции необходимо приоритетное внимание к оснащению их современной материально-технической базой и социальному пакету, что требует системных инвестиций и ресурсов со стороны МВД России. Для улучшения условий службы необходимо осуществлять комплексную программу мероприятий:

  • предусмотреть выделение дополнительных бюджетных средств на приобретение современного оборудования, техники и служебного транспорта;
  • оптимизировать систему снабжения для гарантированного и своевременного предоставления участковым уполномоченным необходимых материально-технических ресурсов;
  • разработать стандарты оснащения участковых уполномоченных с учетом специфики их деятельности и условий службы;
  • проводить регулярное обновление и модернизацию материально-технической базы с учетом современных технологий и требований безопасности;
  • провести модернизацию опорных пунктов полиции для улучшения условий работы;
  • ввести систему электронного документооборота и отчетности для повышения оперативности и прозрачности работы;
  • оптимизировать социальный пакет и увеличить должностной оклад для повышения мотивации и удовлетворенности сотрудников.

Комплексное осуществление перечисленных мер позволит существенно повысить эффективность службы участковых уполномоченных полиции, а также улучшит условия их работы и обеспечит безопасность при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, обеспечение современной материально-технической базы и расширенного социального пакета является ключевым фактором для эффективной деятельности участковых уполномоченных полиции в России. Данные меры способствуют привлечению высококвалифицированных кадров, повышению их профессионального уровня и успешному выполнению поставленных целей и задач. Кроме того, наличие надежной социальной поддержки и комфортных условий труда позволит стабилизировать кадровый состав. 

Оптимизация системы социального обеспечения и материально-технического оснащения участковых уполномоченных полиции является приоритетной задачей, требующей интегрированного подхода и существенных финансовых ресурсов. Решение этой проблемы позволит повысить эффективность их профессиональной деятельности, создать необходимые условия для выполнения ими своих служебных обязанностей на высоком уровне и улучшит уровень доверия со стороны граждан. 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (часть I). ст. 4595.
  2. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 (ред. от 06.02.2024) «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции»). [Электронный ресурс] – URL: https:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.10.2025).
  3. Варич О.Б. Административно-правовой механизм социальной защиты сотрудников ОВД // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 127.
  4. Воротнев А.С. Организация материально-технического и финансового обеспечения территориальных органов внутренних дел: учебное пособие / А.С. Воротнев, Г.В. Гиоев, В.И. Загинайлов / под ред. Н.Н. Кузина. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2018. – 255 с.
  5. Довтаев С.А.Ш. Актуальные вопросы построения эффективной системы материально-технического обеспечения на предприятии // Вестник Академии знаний. 2021. № 42. С. 127-131.
  6. Копцов С.В. Анализ информационных потребностей служб участковых уполномоченных посредством эмпирических социологических исследований // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар, 2018. – С. 100-103.
  7. Костин Д.С. О материальном обеспечении огневой и физической подготовки в системе МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2019. С. 320-323.
  8. Саранкина Ю.А. Некоторые аспекты социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93). С. 273.
  9. Якушев В.А. Социальная защита сотрудников полиции: учебник для вузов / В.А. Якушев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2025. – 160 с.

Поделиться

12

Волошин С. А. Влияние социального пакета и материально-технического обеспечения на эффективность работы участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации на современном этапе // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13696-vliyanie-socialnogo-paketa-i-materialno-tehnicheskogo-obespecheniya-na-effektivnost-raboty-uchastkovyh-upolnomochennyh-policii-v-rossijskoj-federacii-na-sovremennom-etape

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря