Инновационные формы работы с родителями в ДОО

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

взаимодействие
формы
методы
дошкольники

Аннотация статьи

В статье раскрывается основная цель взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между участниками воспитательного процесса. А также описываются основные инновационные формы взаимодействия работы с родителями в дошкольной организации.

Текст статьи

Дошкольное детство – это уникальный период человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности.

На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты. Это обусловило необходимость развития системы образования. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей те из них, которые позволяют не только оснастить родителей педагогическими знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их инновационными инструментами для этой работы.

Инновационные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установление формальных и, по возможности и желание самих родителей, неформальных контактов.

К инновационным формам взаимодействия педагога с родителями относим следующие:

  • Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (тесты, анкетирование, «телефон доверия», куда родители могут транслировать волнующие их вопросы и дать советы родителям и воспитателям).
  • Досуговые – совместные досуги, праздники, выставки, которые имеют своей целью устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения; обеспечивать позитивные эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.
  • Познавательные – выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Их суть ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических способов воспитания детей в семье.

Для эффективной работы воспитателей и родителей в этом направлении нужно поставить перед собой следующие задачи:

  • установление доверительных отношений с родителями;
  • вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
  • информировать родителей о новых подходах в воспитании;
  • работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
  • поощрение родителей.

Для этого используются следующие формы работы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • встречи с интересными людьми, например, в рамках празднования «23 февраля», «9 мая»;
  • работа с родительским комитетом по обсуждению и решению конкретных вопросов жизни определенной группы детей;
  • совместное создание предметно-развивающей среды с участием родителей;
  • совместное оформление альбомов, газет, проектов;
  • телефон доверия.

Наглядно-информационное:

  • наглядные методы представления организации и содержания работы (стенды, ширмы, выставки детских работ и т. п);
  • реверсивные папки-передвижки, расположенные в местах пребывания родителей;
  • тематические фотовыставки к праздникам (датами, событиями, фактам из жизни отдельных семей);
  • совместные (с участием родителей) праздники-развлечения.

Самый важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, создав какой-то продукт, нуждается во внешней оценке своего труда, продукта. В этом нуждаются и наши родители.

Основной акцент мы делаем на родительских собраниях инновационной формы. Мы используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути каждого собрания, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор.

Об инновационной форме проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнерам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в совместных занятиях, использует методы активизации участия родителей в образовательном процессе.

И в заключении сделаем выводы об организации и содержании взаимодействия воспитателей с родителями, с семьей:

  • необходим положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • укрепление внутри семейных связей;
  • возможность реализации единой социализационно-образовательной программы обучения, воспитания и социального вмешательства в развитие ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Успех сотрудничества педагогов и родителей во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, вот только не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, поэтому хотелось бы создать такое инструментальное обеспечение этого взаимодействия, которое бы позволило бы им слышать и понимать друг друга.

Поделиться

13

Доценко И. В., Мозговая Л. И. Инновационные формы работы с родителями в ДОО // Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13707-innovacionnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря