Социальные сети занимают одно из центральных мест в повседневной жизни современного студента. Они выполняют функцию коммуникативной среды, источника информации и пространства самопрезентации.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения того, влияет ли длительность использования социальных сетей на уровень самооценки студентов, которые являются одной из наиболее активных категорий пользователей интернета.
Цель исследования – выявить различия в уровне самооценки студентов, различающихся по интенсивности использования социальных сетей.
В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Все участники были разделены на две группы: первая группа (N = 14) использовала социальные сети от 1 до 5 часов в сутки, вторая группа (N = 16) – более 5 часов.
Для диагностики самооценки использовалась методика Дембо–Рубинштейн, позволяющая оценить уровень самооценки по ряду параметров.
Описательные статистики.
В таблице 1 представлены результаты первичного анализа.
Таблица 1
Описательные статистики уровня самооценки в группах активных и не активных пользователей социальных сетей
Название показателя | Активные | Неактивные |
N | 16 | 14 |
Среднее | 62,7 | 63,3 |
Стандартное отклонение | 14,9 | 13 |
Шапиро-Уилк p | 0,137 | 0,075 |
В таблице 1 представлено распределение респондентов по группам в зависимости от времени, проводимого в социальных сетях. Выделены две группы: активные и неактивные. К неактивным пользователям относились респонденты, проводящие в социальных сетях более 5 часов в день, к не активным – проводящие от 1 до 5 часов в день.
Для анализа уровня самооценки были рассчитаны основные описательные статистики отдельно для группы активных и неактивных пользователей социальных сетей. В группе активных участников размер выборки составил 16 человек, в группе неактивных – 14 человек. Анализ средних значений показал, что уровень самооценки в обеих группах достаточно близок: у активных пользователей – 62,7 балла, у не активных – 63,3 балла. Стандартные отклонения: активные – 14,9, неактивные – 13,0.
Для определения возможности применения статистических критериев была проведена проверка на нормальность распределения с использованием метода Шапиро-Уилка.
Результаты:
p = 0.137 для активных пользователей.
p = 0.075 для неактивных пользователей.
Так как во всех случаях p> 0.05, распределения показателей самооценки не отличаются от нормального.
Поскольку распределение показателей самооценки в обеих группах не отличается от нормального (p > 0,05 по критерию Шапиро–Уилка), для дальнейшего анализа было корректно применить параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Сравнение описательных статистик показало, что средние значения уровня самооценки у активных и неактивных пользователей социальных сетей практически совпадают, что указывает на отсутствие заметных различий на предварительном уровне анализа.
Для проверки наличия статистически значимых различий между двумя группами был проведён t-критерий Стьюдента. Полученные результаты показали, что различия в уровне самооценки не достигают статистической значимости, что свидетельствует об отсутствии влияния количества времени, проводимого в социальных сетях, на уровень самооценки студентов.
В таблице 2 представлены результаты t-критерия Стьюдента для сравнения уровня самооценки в группах активных и неактивных пользователей социальных сетей.
Таблица 2
Результаты t-критерия Стьюдента для сравнения уровня самооценки в группах активных и неактивных пользователей социальных сетей
Показатель | Статистика (t) | df (степени свободы) | р |
Уровень самооценки (баллы) | – 0.116 | 28.0 | 0.908 |
Анализ результатов, представленных в таблице 2, показал, что полученное значение p = 0,908 существенно превышает критический уровень значимости 0,05. Это указывает на отсутствие статистически значимых различий в уровне самооценки между активными и неактивными пользователями социальных сетей.
Таким образом, полученные данные не подтверждают различий в самооценке студентов в зависимости от интенсивности использования социальных сетей. В пределах данной выборки время, проводимое в социальных сетях, не оказывает статистически значимого влияния на уровень самооценки.
Выводы
Проведённое исследование было направлено на выявление различий в уровне самооценки студентов, различающихся по времени использования социальных сетей. На выборке из 30 человек были сопоставлены группы активных и менее активных пользователей, для оценки самооценки применялась методика Дембо-Рубинштейн.
Анализ описательных статистик и результаты t-критерия Стьюдента показали, что средние значения самооценки в обеих группах практически совпадают, а различия не достигают статистической значимости (p > 0,05). Это позволяет сделать вывод о том, что количество времени, которое студенты проводят в социальных сетях, само по себе не является значимым фактором, определяющим уровень их самооценки.
Полученные результаты согласуются с современной научной позицией о многокомпонентной природе самооценки, на которую оказывают влияние личностные особенности, социальная среда, характер онлайн-взаимодействия и индивидуальный стиль использования цифровых платформ. Время, проведённое в социальных сетях, вероятно, играет лишь косвенную роль и может взаимодействовать с другими психологическими и социальными переменными.
Таким образом, в рамках проведённого исследования не выявлено оснований полагать, что интенсивность использования социальных сетей оказывает значимое влияние на самооценку студентов. Для получения более полноценных выводов в будущем может потребоваться расширение выборки, учёт дополнительных факторов (тип активности в сети, социальное сравнение, эмоциональное состояние) и проведение многофакторного анализа.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)