Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Влияние времени использования социальных сетей на самооценку студентов

Влияние времени использования социальных сетей на самооценку студентов

Рубрика

Психология

Ключевые слова

социальные сети
самооценка
студенты
психологическая диагностика

Аннотация статьи

В статье представлены результаты исследования влияния времени использования социальных сетей на уровень самооценки студентов. Рассматриваются различия в самооценке между группами активных и менее активных пользователей социальных сетей.

Текст статьи

Социальные сети занимают одно из центральных мест в повседневной жизни современного студента. Они выполняют функцию коммуникативной среды, источника информации и пространства самопрезентации.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения того, влияет ли длительность использования социальных сетей на уровень самооценки студентов, которые являются одной из наиболее активных категорий пользователей интернета.

Цель исследования – выявить различия в уровне самооценки студентов, различающихся по интенсивности использования социальных сетей.

В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Все участники были разделены на две группы: первая группа (N = 14) использовала социальные сети от 1 до 5 часов в сутки, вторая группа (N = 16) – более 5 часов.

Для диагностики самооценки использовалась методика Дембо–Рубинштейн, позволяющая оценить уровень самооценки по ряду параметров.

Описательные статистики.

В таблице 1 представлены результаты первичного анализа.

Таблица 1

Описательные статистики уровня самооценки в группах активных и не активных пользователей социальных сетей

Название показателя

Активные

Неактивные

N

16

14

Среднее

62,7

63,3

Стандартное отклонение

14,9

13

Шапиро-Уилк p

0,137

0,075

В таблице 1 представлено распределение респондентов по группам в зависимости от времени, проводимого в социальных сетях. Выделены две группы: активные и неактивные. К неактивным пользователям относились респонденты, проводящие в социальных сетях более 5 часов в день, к не активным – проводящие от 1 до 5 часов в день.

Для анализа уровня самооценки были рассчитаны основные описательные статистики отдельно для группы активных и неактивных пользователей социальных сетей. В группе активных участников размер выборки составил 16 человек, в группе неактивных – 14 человек. Анализ средних значений показал, что уровень самооценки в обеих группах достаточно близок: у активных пользователей – 62,7 балла, у не активных – 63,3 балла. Стандартные отклонения: активные – 14,9, неактивные – 13,0.

Для определения возможности применения статистических критериев была проведена проверка на нормальность распределения с использованием метода Шапиро-Уилка.

Результаты:

p = 0.137 для активных пользователей.

p = 0.075 для неактивных пользователей.

Так как во всех случаях p> 0.05, распределения показателей самооценки не отличаются от нормального.

Поскольку распределение показателей самооценки в обеих группах не отличается от нормального (p > 0,05 по критерию Шапиро–Уилка), для дальнейшего анализа было корректно применить параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Сравнение описательных статистик показало, что средние значения уровня самооценки у активных и неактивных пользователей социальных сетей практически совпадают, что указывает на отсутствие заметных различий на предварительном уровне анализа.

Для проверки наличия статистически значимых различий между двумя группами был проведён t-критерий Стьюдента. Полученные результаты показали, что различия в уровне самооценки не достигают статистической значимости, что свидетельствует об отсутствии влияния количества времени, проводимого в социальных сетях, на уровень самооценки студентов.

В таблице 2 представлены результаты t-критерия Стьюдента для сравнения уровня самооценки в группах активных и неактивных пользователей социальных сетей.

Таблица 2

Результаты t-критерия Стьюдента для сравнения уровня самооценки в группах активных и неактивных пользователей социальных сетей

Показатель

Статистика (t)

df (степени свободы)

р

Уровень самооценки (баллы)

– 0.116

28.0

0.908

Анализ результатов, представленных в таблице 2, показал, что полученное значение p = 0,908 существенно превышает критический уровень значимости 0,05. Это указывает на отсутствие статистически значимых различий в уровне самооценки между активными и неактивными пользователями социальных сетей.

Таким образом, полученные данные не подтверждают различий в самооценке студентов в зависимости от интенсивности использования социальных сетей. В пределах данной выборки время, проводимое в социальных сетях, не оказывает статистически значимого влияния на уровень самооценки.

Выводы

Проведённое исследование было направлено на выявление различий в уровне самооценки студентов, различающихся по времени использования социальных сетей. На выборке из 30 человек были сопоставлены группы активных и менее активных пользователей, для оценки самооценки применялась методика Дембо-Рубинштейн.

Анализ описательных статистик и результаты t-критерия Стьюдента показали, что средние значения самооценки в обеих группах практически совпадают, а различия не достигают статистической значимости (p > 0,05). Это позволяет сделать вывод о том, что количество времени, которое студенты проводят в социальных сетях, само по себе не является значимым фактором, определяющим уровень их самооценки.

Полученные результаты согласуются с современной научной позицией о многокомпонентной природе самооценки, на которую оказывают влияние личностные особенности, социальная среда, характер онлайн-взаимодействия и индивидуальный стиль использования цифровых платформ. Время, проведённое в социальных сетях, вероятно, играет лишь косвенную роль и может взаимодействовать с другими психологическими и социальными переменными.

Таким образом, в рамках проведённого исследования не выявлено оснований полагать, что интенсивность использования социальных сетей оказывает значимое влияние на самооценку студентов. Для получения более полноценных выводов в будущем может потребоваться расширение выборки, учёт дополнительных факторов (тип активности в сети, социальное сравнение, эмоциональное состояние) и проведение многофакторного анализа.

Список литературы

  1. Акопов Г.В., Глушкова С.А. Социальные сети и их психологическое воздействие [Электронный ресурс] / Г.В. Акопов, С.А. Глушкова // Вестник науки. – 2022. – № 6 (51). Т. 4. – С. 148-156. – Режим доступа: https://www.вестник-науки.рф/article/5957 (22.10.25).
  2. Волков Б.С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2017. – 240 с.
  3. Дерябина Е.А., Фадеев В.И., Фадеева В. И. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, В.И. Фадеева. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 158 с.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. – М.: Генезис, 2015. – 376 с.
  5. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества [Электронный ресурс] / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. – 2007. – № 2. – С. 85-93. – Режим доступа: //infoculture.rsl.ru/_IK_Archive/DEK/content/2008/DEK-2008-02-3.htm (11.10.25).
  6. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб.: Метрополис, 2008. – 316 с.
  7. Нугаев П.И. Влияние интернета и социальных сетей на современную молодежь [Электронный ресурс]: / П.И. Нугаев // Вестник науки и образования. – 2020. – № 12–1 (90). – С. 9-94. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43083979 (29.10.2025).

Поделиться

7

Лазарева В. В. Влияние времени использования социальных сетей на самооценку студентов // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13711-vliyanie-vremeni-ispolzovaniya-socialnyh-setej-na-samoocenku-studentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря