Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Развитие умных сервисов ЖКХ для муниципальных образований и регионов

Развитие умных сервисов ЖКХ для муниципальных образований и регионов

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

умные сервисы
ЖКХ
цифровизация
управление коммунальными услугами
оптимизация ресурсов
малые города
инфраструктура
цифровая грамотность
государственная поддержка
эффективность ЖКХ

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу внедрения умных сервисов в систему ЖКХ и их роли в повышении эффективности управления коммунальными услугами. Рассматриваются преимущества цифровизации, такие, как оптимизация расхода ресурсов, улучшение качества обслуживания и снижение затрат. Особое внимание уделено вызовам, с которыми сталкиваются малые города: ограниченное финансирование, недостаток инфраструктуры и низкий уровень цифровой грамотности.

Текст статьи

Введение

В современном мире развитие интеллектуальных технологий активно меняет различные сферы жизни общества, включая систему жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В условиях быстрого цифрового развития и роста требований потребителей перед муниципалитетами и регионами возникает задача повышения эффективности управления коммунальными услугами, создания комфортных условий для жителей и снижения затрат. Внедрение умных сервисов в ЖКХ становится приоритетным направлением развития инфраструктуры, позволяющим сформировать прозрачную, автоматизированную и гибкую систему обслуживания. В данном контексте В. В. Недогарок отмечает: «В современных условиях развитие жилищно-коммунального хозяйства и его дальнейшее совершенствование невозможно без внедрения инновационных технологий. В решении проблемы привлекательности жилищно-коммунального хозяйства важное место отводится огромным возможностям повышения его эффективности, прежде всего за счет ресурсообеспеченности и ресурсосбережения. Вследствие того, что сфера жилищно-коммунального хозяйства является социально значимой, многократное увеличение тарифов с целью возврата инвестиционных ресурсов и повышения инвестиционной привлекательности за счет улучшения финансового состояния и повышения ликвидности недопустимо. В таких условиях, единственным выходом из сложившейся ситуации является внедрение инновационных технологий, которые позволяли бы получать эффект от их применения, многократно превышающий связанные с ними затраты. Основная проблема практического продвижения данной системы учета заключается в назначении лиц, которые будут ответственны за установку и в первую очередь – за финансирование расходов» [2, с. 23-24].

Умные сервисы ЖКХ представляют собой интеграцию современных информационно-коммуникационных технологий, интернет вещей (IoT), больших данных и искусственного интеллекта для мониторинга, управления и анализа потребления ресурсов, технического состояния объектов и взаимодействия с потребителями. Эти технологии позволяют получать точные данные в режиме реального времени, предсказывать возможные аварии, оптимизировать энергопотребление и улучшать качество предоставляемых услуг.

Для муниципальных образований и регионов внедрение таких сервисов открывает широкие возможности по развитию инфраструктуры, улучшению экологической ситуации и повышению уровня жизни населения. Однако, на пути к цифровой трансформации ЖКХ существуют значительные вызовы – от технических и финансовых до организационных и нормативных, требующие комплексного подхода и последовательной стратегии.

Актуальность развития таких сервисов обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, растущий спрос населения на прозрачность и удобство взаимодействия с коммунальными службами требует автоматизации многих процессов – от учета ресурсов до реагирования на аварийные ситуации. Во-вторых, экономическая эффективность работы ЖКХ напрямую связана с оптимизацией потребления воды, электроэнергии и тепла, что становится возможным благодаря интеллектуальным системам мониторинга и управления. В-третьих, изменение климатических условий и необходимость экологической безопасности диктуют новые стандарты и требуют внедрения «умных» технологий для сокращения потерь и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Цель статьи – проанализировать ключевые направления развития умных сервисов ЖКХ для муниципальных образований и регионов, определить основные проблемы и барьеры внедрения, а также выявить перспективы и стратегические подходы к цифровой трансформации этой сферы.

Методология исследования

В данной статье применена комплексная методология, основанная на системном, сравнительном и аналитическом подходах, что позволяет всесторонне изучить развитие умных сервисов ЖКХ в муниципальных образованиях и регионах. Основным методом работы является качественный анализ, включающий сбор, систематизацию и интерпретацию данных из различных источников: научных публикаций, нормативно-правовых актов, отчетов региональных органов управления и кейсов практического внедрения цифровых технологий.

Результаты исследования

Сегодня цифровизация охватывает практически все отрасли экономики и социальной сферы, и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) не является исключением. В условиях стремительного развития информационных технологий и перехода к цифровой экономике, внедрение умных систем и автоматизации в ЖКХ становится одним из ключевых направлений повышения эффективности и качества предоставляемых услуг. Цифровизация в ЖКХ позволяет оптимизировать процессы управления ресурсами, улучшить мониторинг и учет коммунальных услуг, ускорить обработку данных и сократить издержки. Более того, современные технологии, такие как «Интернет вещей», Big Data и аналитика, дают возможность повысить прозрачность работы коммунальных предприятий, улучшить коммуникацию с потребителями и своевременно реагировать на аварийные ситуации.

М. А. Мирошниченко и К. К. Сивинцева обоснованно отмечают, что «в последние годы российских рынок умных устройств признан быстро развивающимся, всего за год данный сегмент рынка увеличился на 150%, а в 2021 году прибыль от продаж составила $1,2 млрд. Столь положительная тенденция, высокий спрос среди населения подтолкнуло отечественные компании разрабатывать и продавать свои умные решения, эффективность которых позволит преодолеть кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства в России в совокупности с мерами государства. Эксперты отмечают, что внедрение умных устройств в управление многоквартирными домами позволит сфере ЖКХ более активно развиваться, повышать свое качество, привлекать новых жильцов и повышать имидж, как компаний, так и страны в целом» [1, с. 463-471].

Рынок умных устройств в России существенно отличается от зарубежных из-за специфических потребностей отечественного общества, которые задают особенный ритм развития технологий «умного дома». Российские потребители ориентируются прежде всего на функциональность и практичность, предпочитая инвестировать только в самые необходимые решения. К таким востребованным устройствам относятся системы, обеспечивающие безопасность и комфорт – видеонаблюдение, отопление, кондиционирование и освещение с возможностью дистанционного управления. Именно эта категория приборов сегодня пользуется наибольшим спросом, что обусловлено стремлением к контролю и экономии ресурсов в повседневной жизни.

В силу этого предпочтения на российском рынке получили распространение отдельные умные устройства, которые работают по сети Wi-Fi, что упрощает их интеграцию и сокращает затраты на установку. Благодаря этому тренду отечественные компании получили возможность активно развивать и запускать собственные инновационные решения в сфере умного дома. «В результате, в России формируется уникальный сегмент рынка, где локальные производители предлагаются конкурентоспособные и адаптированные под реальные нужды пользователей продукты. Это способствует не только ускоренному развитию технологий, но и повышению уровня комфорта и безопасности в российских жилищах» [1, с. 463-471].

В современной России существует широкий спектр умных сервисов для жилищно-коммунального хозяйства, которые направлены на повышение эффективности управления жилыми многоквартирными домами и улучшение взаимодействия между управляющими организациями и жителями. «Одним из таких сервисов является «Домиленд» – платформа компании Яндекс, предназначенная для управляющих компаний и единых расчётных центров. Она обеспечивает ведение базы данных собственников, дольщиков, арендаторов и других доверенных лиц, а также принимает показания приборов учёта, таких как водоснабжение, электроэнергия, отопление и газ, одновременно позволяя отслеживать должников по коммунальным платежам. Аналогично работает онлайн-платформа Doma.ai, которая предоставляет возможности управления домами и взаимодействия с жителями: управляющие компании могут контролировать уровень удовлетворённости жильцов, а сами жители имеют возможность оплачивать коммунальные услуги и направлять обращения в адрес УК» [3].

Для автоматизации рутинных процессов в управлении недвижимостью успешно применяется сервис «Диспетчер24», который интегрирует функции приёма обращений через мобильные приложения, сайты и телефонные линии, дополнительно предоставляя услуги контакт-центра. В области бухгалтерского и расчётного учёта крупным спросом пользуется «Инфокрафт ЖКХ 365», представляющий собой облачное решение на базе 1С:Бухгалтерии, ориентированное на ТСЖ, ЖСК и управляющие компании. Также существует «ДомОнлайн» – система, служащая для контроля и управления многоквартирными домами, позволяющая вести и корректировать базы данных объектов недвижимости, что способствует упорядочиванию информации, используемой УК.

«Программное обеспечение «Контур.ЖКХ» предлагает функционал для ТСЖ и управляющих компаний, включающий расчёт квартплаты, паспортный учёт и оформление платежных квитанций. Облачный сервис «Домовладелец» дополняется мобильным приложением и личным кабинетом жителя, что обеспечивает возможность как расчёта и пересчёта коммунальных платежей с детализацией капитального ремонта, так и ведения полной истории лицевых счетов и документов по жилфонду и бухгалтерии. «Умное ЖКХ» представляет собой цифровую платформу, объединяющую застройщиков, управляющие компании, жителей и поставщиков услуг, что способствует комплексному и интегрированному обслуживанию жилого фонда. Облачный сервис «Домучёт» нацелен на расчёт коммунальных платежей для различных форм домовладения, включая коттеджные посёлки и садовые товарищества, а система Hudson обеспечивает эффективное взаимодействие между жильцами и управляющими организациями различных форм собственности, включая УК, ТСЖ, ЖСК, ТСН и ДНП» [3].

Цифровизация жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году предполагает полный переход на «умные» технологии, что обеспечит значительные преимущества.

Во-первых, это позволит существенно сократить коммунальные расходы за счет более точного учёта потребления энергоресурсов и автоматизации управления сетями.

Во-вторых, внедрение интеллектуальных систем снизит аварийность благодаря своевременному выявлению и прогнозированию неисправностей.

В-третьих, повышение уровня комфорта граждан будет достигнуто за счёт автоматической регулировки параметров отопления и быстрого реагирования на обращения через онлайн-сервисы и мобильные приложения. Кроме того, применение искусственного интеллекта и анализа больших данных (bigdata) оптимизирует использование ресурсов, что дополнительно повысит эффективность и экологичность ЖКХ.

Процесс цифровизации сталкивается с рядом серьёзных проблем. Технологические сложности проявляются в недостаточной инфраструктуре для массового внедрения умных счётчиков и датчиков, а также в сложностях интеграции разнородных систем в единую цифровую платформу. Низкая цифровая грамотность части населения затрудняет использование современных онлайн-сервисов и мобильных приложений. Также важной проблемой являются вопросы безопасности данных и защиты персональной информации, требующие особого внимания при масштабировании систем. Значительную роль играет недостаток инвестиций и медленное принятие нормативно-правовой базы, что замедляет внедрение инноваций на всех уровнях ЖКХ.

В малых городах и муниципалитетах цифровизация ЖКХ сталкивается с рядом специфических проблем. Во-первых, ограниченные финансовые ресурсы сильно сдерживают внедрение современных цифровых технологий, так как высокие затраты на оборудование и обслуживание зачастую превышают возможности местных бюджетов. Во-вторых, техническая инфраструктура часто недостаточно развита: низкая скорость интернета, нестабильная мобильная связь и перебои с электроснабжением создают серьёзные препятствия для цифровых сервисов. В-третьих, низкий уровень цифровой грамотности населения и работников коммунальных служб снижает эффективность использования новых технологий и вызывает недоверие к ним. Помимо этого, малые муниципалитеты испытывают дефицит квалифицированных специалистов, способных внедрять и поддерживать цифровые решения, что дополнительно осложняет процесс цифровизации [1, с. 463-471]. Также стоит учитывать, что с экономической точки зрения цифровизация в малых населённых пунктах менее привлекательна из-за малого объёма данных и ограниченного числа потребителей, что снижает окупаемость инвестиций. Наконец, существуют нормативно-правовые и организационные препятствия, связанные с отсутствием специалистов, которые могли бы грамотно разрабатывать и внедрять необходимые для цифровизации нормативы. Для успешного преодоления этих проблем необходимы специальные программы поддержки, развитие инфраструктуры, обучение населения и персонала, а также адаптация технологий под специфику малых городов и муниципалитетов.

Заключение

Умные сервисы в ЖКХ становятся неизбежным этапом развития коммунальной сферы благодаря своей способности повысить эффективность управления ресурсами, улучшить качество услуг и снизить затраты. Однако их внедрение в малых городах и муниципалитетах сталкивается с серьёзными вызовами: недостатком финансов, слабой инфраструктурой, низкой цифровой грамотностью населения и дефицитом квалифицированных кадров. Для успешной цифровизации необходимо комплексное решение, включающее адаптацию технологий под местные условия, развитие технической базы, обучение пользователей и государственную поддержку. Только при учёте этих факторов умные сервисы смогут полноценно раскрыть свой потенциал и привести ЖКХ к современному уровню качества и эффективности.

Список литературы

  1. Мирошниченко М.А. Умные решения, предлагаемые отечественными компаниями для развития ЖКХ в условиях цифровизации / М.А. Мирошниченко, К.К. Сивинцева // Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний: Материалы XII Международная научно-практическая конференция, Краснодар, 27-28 мая 2022 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 463-471.
  2. Недогарок В.В. Применение умных счётчиков в сфере ЖКХ / В.В. Недогарок // CognitioRerum. – 2022. – № 6. – С. 23-24.
  3. Топ 10: Программы для ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний ЖКХ. [Электронный ресурс]URL. https://www.livebusiness.ru/tools/housing/ (дата обращения: 02.11.2025).

Поделиться

14

Хижниченко А. А. Развитие умных сервисов ЖКХ для муниципальных образований и регионов // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13716-razvitie-umnyh-servisov-zhkh-dlya-municipalnyh-obrazovanij-i-regionov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря