Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором она прибывает сейчас. Сложная экологическая обстановка в мире и ее тяжелые последствия; засоренность среды обитания (чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы); обедняются флора и фауна.
Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, поэтому, содержание их образования должно быть тесно связано с содержанием экологического образования следующей ступени – школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Способствовать экологическому воспитанию дошкольников может музейная деятельность, т.к. музей по своему определению – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стал мини-музей экологического содержания.
Музейная педагогика – одно из направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, самовыражаться.
Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, по мнению Л.А. Каменевой, Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е.Ф. Терентьевой, находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий [2]. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова и др.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, В.И. Логинова считает необходимым просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения [4]. Исследования детского дошкольного возраста показывают, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции.
Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое [4]. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Б.А. Столяров, считает, что музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней [5, с.112].
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музея, в буквальном его смысле. Поэтому создаются «мини-музеи», которые не только должны соответствовать возрасту детей, но и нести определенную тематику [2, с.47]. Следствием чего является вовлечение детей в деятельность и непосредственное общение со сверстниками и педагогом, это благотворно влияет на эмоциональную сторону развития ребёнка. Психологические исследования позволили отметить, что дети, участвующие в организации мероприятий, посвященных экскурсиям в мини-музеи, более свободно мыслят, выражая свои чувства и эмоции [3].
Применение комплексного подхода в работе по формированию экологических представлений у детей посредством создания мини-музеев помогает:
- формировать у детей экологические знания, представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
- развивает экологическую направленность у детей посредством создания в группе мини-музеев в соответствии с возрастом детей;
- развивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка;
- воспитывает заботливое отношение к природе, путём систематического целенаправленного общения с окружающим миром.
Формирование у детей экологических представлений начиналось с рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы. Дошкольники получали элементарные представления в вопросах экологической культуры, через совместную деятельность с педагогом осваивали начальные представления. С детьми проводились тематические экскурсии в парк, собирался гербарий, оформлялись тематические выставки рисунков. При закреплении экологических представлений о природе использовалась ведущая форма деятельности дошкольников – игра (сюжетно-ролевая, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).
Представления детей формировались во время целевых прогулок, экологических игр, что в комплексе способствовало обогащению представлений детей в вопросах экологии. На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивался интерес к природе, интерес к ее познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. С детьми создавались коллекции (коллекция комнатных растений, коллекция камней и др.), которые нашли свое место в тематических мини-музеях. Любая экспозиция музея учитывала следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Создавались коллекции для обогащения представлений детей по экологии, подбирались экспонаты по одной тематике, а затем создавались тематические мини-музеи. Каждый экспонат находился в свободном доступе, чтобы дошкольники могли его использовать не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности, а также во время организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Каждый экспонат, принесенный в мини-музей, имел свою историю.
Работа по формированию экологического воспитания у дошкольников невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями включало ряд мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам экологического воспитания детей. Взаимодействие с родителями, по принципу равноправных субъектов образовательной деятельности обусловило эффективность процесса воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Родители стали активными помощниками в создании экологических мини-музеев. Совместная работа детей и родителей над экспонатом музея, сделала его близким и понятным каждому ребёнку.
Основываясь на музейной педагогике, дети стали более заинтересованы в данной проблематике, научились не только беречь природу, но и узнали много интересных фактов из жизни животных, насекомых и растений.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание мобильной развивающей предметно-пространственной среды (мини-музеев), в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе, знакомят с её обитателями и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.