Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
ПиктоМир как современное средство обучения дошкольников основам алгоритмизации и...

ПиктоМир как современное средство обучения дошкольников основам алгоритмизации и программирования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
цифровая образовательная среда
ПиктоМир
алгоритмизация
основы программирования
алгоритмическое мышление
игровая деятельность
робот-исполнитель
управление проектом

Аннотация статьи

В статье описан опыт внедрения цифровой образовательной среды «ПиктоМир» как средства обучения дошкольников основам алгоритмизации и программирования в игровой деятельности. Обоснована актуальность раннего формирования алгоритмического мышления в условиях цифровизации детства и роста интереса детей к робототехнике, моделированию и техническому творчеству. Показано, что свободно распространяемый программный комплекс позволяет составлять программы из пиктограмм и управлять виртуальным роботом-исполнителем, развивая инициативность, самостоятельность, коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки.

Текст статьи

Для всех нас не новость, что основным занятием дошкольников является игра. Самая распространенная игра с числами – это компьютерная игра. Появление такого рода игр в жизни детей положительно сказывается на интеллектуальном развитии и подготовке к жизни в информационную эпоху. Формирование алгоритмов и алгоритмических навыков, а также базовых знаний по программированию у детей дошкольного возраста является эффективным средством развития предпосылок для учебной деятельности детей в процессе обучения в детском саду. Робототехника, инженерия, программирование, моделирование, дизайн и т. д. – это то, чем сейчас интересуются современные дети. Овладевая базовыми знаниями об алгоритмах, дети проявляют инициативу и самостоятельность в области программирования, коммуникации, познания и исследовательской деятельности. Современный тренд дошкольного образования стал главной движущей силой образовательных проектов: ПиктоМир, как современное средство обучения дошкольников основам алгоритмизации и программирования. Это свободно распространяемый программный комплекс для изучения основ программирования, который позволяет «собрать» простую программу из значка на экране компьютера, управляющего виртуальным роботом-исполнителем. Дети постепенно приобщаются к техническому творчеству – от элементарного проектирования до алгоритмов и программирования технических моделей. Для качественного дошкольного образования необходимо использовать системный подход в управлении. Поэтому внедрение алгоритмов и программирования для дошкольников в цифровую образовательную среду детского сада «ПиктоМир» осуществляется поэтапно.

На каждом этапе я ставлю перед собой следующие управленческие задачи:

Стадия 1. Подготовительный курс.

  • Проанализировать образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений и определить внутренние ресурсы; 
  • План;
  • Организовать условия для реализации проекта (закупить оборудование, скорректировать режим работы); 
  • Кадровое обеспечение; 
  • Авторизация (назначение задачи).

Стадия 2. Основной этап (стадия внедрения):

  • Координировать реализацию проекта ПиктоМир;
  • Мотивация учителя; 
  • Общение с участниками образовательного процесса;
  • Деятельность по оценке и мониторингу. 

Стадия 3. Финал:

  • Оценка эффективности работы; 
  • Прогнозировать развитие образовательной деятельности в этой области.

В образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений организована тематическая технологическая игровая среда, имеющая алгоритмическую и программную основу в цифровой образовательной среде ПиктоМир, достаточную для удовлетворения современных требований интеллектуального развития детей в области современных информационных и телекоммуникационных технологий. В нашем детском саду дети получают предварительный опыт работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир. Они знакомы с концепциями роботов, команд, компьютеров, программ, программистов и основными типами команд и действий.На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Старшие дошкольники учатся отдавать команды, создавать программы из набора команд, выполнять их шаг за шагом и находить ошибки. Дети используют карточки с пиктограммами для организации различных конкурсов, выполнения заданий на бумаге, составления устных планов и т. д. Создайте свою собственную программу и отрабатывайте новые материалы на экране вашего планшета или ноутбука. Главной задачей лица, ответственного за организацию проекта, является обеспечение открытости системы образования. Поэтому родители тоже приняли участие в реализации этого проекта. Они участвуют в мониторинге удовлетворенности образованием, семинарах и консультациях по информационным технологиям для родителей. Внедряя цифровую образовательную среду, детские сады обновляют содержание образовательного процесса с учетом современных информационных и телекоммуникационных технологий. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов требует личностно-ориентированного подхода в организации системы дошкольного образования (оснащенной новыми методами обучения и технологиями) и методов управления персоналом. 

Я анализирую:

  • Мотивирующие факторы для сотрудников; 
  • Удовлетворенность учителей условиями труда; 
  • Формирование микроклимата. В будущем планируется рассмотреть возможность планирования: 
  • Взаимодействие с партнерами из гражданского общества; 
  • Изучение лучших практик внедрения алгоритмов и программирования для детей с ограниченными возможностями. 

Разработчики федеральных государственных образовательных стандартов ясно дали понять, что эти стандарты должны быть разработаны таким образом, чтобы дать детям мотивацию к обучению, осознанности и творчеству. Это стандарт, с помощью которого вы можете слышать своего ребенка. В прошлом вся система образования пыталась понять ребенка и дать ему ту систему знаний, в которой он нуждался, но понимание ребенка – это новые, базовые вещи, и они считаются основой этого стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы его не услышим, у нас не будет любопытства, произвольности (способности управлять деятельностью), инициативы и желания меняться. Это новый шаг в понимании детства. Я считаю, что в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов создание инновационной платформы для алгоритмизации и программирования будет способствовать развитию навыков детей в области информационных технологий в дошкольном и непрерывном образовании.

Список литературы

  1. Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Собакинских О.В. Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников, 2020.
  2. Бастрыкина А.Ю. Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий, Тамбов, 2019. 
  3. Бревнова Ю.А., Коч Л.А. Дошколенок + компьютер.
  4. Кушниренко А.Г. ПиктоМир: опыт использования и новые платформы, 2011.
  5. Рогожкина И.Б., Кушниренко А.Г. ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности, 2011.

Поделиться

9

Власенко Н. А., Полуляхова С. Ю. ПиктоМир как современное средство обучения дошкольников основам алгоритмизации и программирования // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13728-piktomir-kak-sovremennoe-sredstvo-obucheniya-doshkolnikov-osnovam-algoritmizacii-i-programmirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря