В российских высших учебных заведениях онлайн-образование начало активно внедряться в начале 2000-х [4, c. 130]. Развитие интернета и разнообразие появившихся возможностей позволило перейти от видеоконференций к асинхронному онлайн-обучению, которое стало неотъемлемой частью вузовских программ. Обучение в онлайн-среде допускает различную степень и типы взаимодействия преподавателя и студентов, что, безусловно, влияет на успеваемость студентов и показатели завершения курса [6].
Разработка электронных курсов включает в себя комплекс задач, направленных на создание эффективного, доступного и, желательно, увлекательного образовательного контента. Однако при разработке таких курсов методологии, критерии и подходы, принятые для традиционного образования, необходимо переосмыслить. Целесообразно также учитывать как положительные, так и отрицательные стороны использования информационных технологий, обусловленные рядом специфических факторов, таких как, например, особый тип коммуникации (преимущественно текстовой, а также аудио и видео контент).
К основным задачам проектирования электронных курсов следует отнести [7]:
1. Анализ целевой аудитории и определение целей обучения
Для создания успешного онлайн-курса следует изучить уровень подготовки слушателей, их технические возможности, а также четко сформулировать, что они должны знать и уметь после прохождения курса в соответствии с ФГОС [5]. При разработке оптимальной стратегии достижения результатов может помочь, например, классификация образовательных целей в соответствии с таксономией Блума [3, с. 43-48].
2. Разработка структуры и содержания
Жизненный цикл курса онлайн-обучения можно разделить на три этапа – проектирование, выполнение и валидацию (проверку и подтверждение того, что курс будет функционировать должным образом и удовлетворять ожиданиям слушателей), причем более поздние этапы часто влияют на предыдущие [7]. Например, во время выполнения курса часто появляются идеи его улучшения или даже переработки. Однако, несомненно, структурированию курса – разделению его на логические разделы, модули, темы или уроки – следует уделять особое внимание с самого начального этапа, поскольку после внедрения курса вносить существенные изменения становится чрезвычайно затруднительно.
Подготовленный текстовый, графический, а также мультимедийный материал следует актуализировать и адаптировать, и только затем разрабатывать подробный сценарий лекций, заданий и других элементов курса. Каждая тема курса должна содержать ключевую информацию, примеры, а также рекомендуемые дополнительные материалы: статьи, веб-ресурсы, полезные подборки инструментов, учебные пособия. Текст лекции онлайн-курса должен быть понятным для целевой аудитории; следует воздержаться от использования специальных (например, лингвистических) терминов. Объем теоретического материала должен соответствовать целям обучения и не содержать избыточную информацию. Предпочтительно, чтобы текст примеров, упражнений и тестов был связан с профилем обучения и содержал уже известную слушателям терминологию. Однако всё-таки желательно включить в структуру курса небольшой глоссарий с кратким объяснением используемых понятий.
Инструкции к выполнению заданий, содержащиеся в курсе, должны быть краткими и понятными.
3. Педагогическое проектирование
Создание современного курса предусматривает применение принципов педагогического проектирования, а именно использование эффективных методов подачи информации, стимулирование активности и обратной связи [1].
При проектировании онлайн-курса следует руководствоваться следующими основными требованиями:
- курс должен строиться на основе модульной системы;
- при наполнении модулей необходимо использовать педагогические технологии, стимулирующие самостоятельную работу слушателей;
- содержание модулей должно способствовать достижению общей цели курса и включать варианты заданий, позволяющие освоить курс слушателям любого уровня подготовленности;
- желательно, чтобы модули включали не только тесты контрольного мероприятия, но и входные тесты, что позволит дать оценку прогресса конкретного слушателя;
- необходимо, чтобы задания в рамках каждого модуля содержали критерии оценивания в соответствии с уровнем сложности заданий.
4. Технологическая реализация
Важным вопросом является определение подходящей системы онлайн-обучения или инструментов для создания контента (например, Прометей, iSpring, Moodle) [2, с. 167-170], если оно не предусмотрено в вузе в качестве обязательного к применению. Выбор зависит от множества факторов, таких как цели и задачи обучения, ресурсы вуза и другие.
5. Оценочные средства
При проектировании курса особое внимание должно уделяться созданию оценочных средств для проверки знаний и навыков обучающихся. Это могут быть различные виды тестов и практических заданий, включающие соответствующие критерии оценки.
6. Доработка курса
Перед основным запуском следует провести пробный запуск курса для выявления опечаток, ошибок, сбора обратной связи от тестировщиков, в роли которых могут выступать как студенты, так и коллеги.
На основе результатов тестирования и обратной связи проводится доработка курса, т. к. независимо от того, сколько внимания и усилий уделяется подготовке контента, оценке времени, необходимого для выполнения различных заданий, обязательно возникает необходимость в еще большей гибкости и реагировании на потребности, возникающие на протяжении всего использования курса. Все это неизбежно, учитывая асинхронный характер общения между преподавателем и слушателями, а также свободу каждого человека решать, когда и сколько времени уделять предлагаемому курсу. Тем не менее на уровне планирования мероприятий (как самостоятельных, так и контрольных) желательно дать слушателям рекомендации по составлению личного расписания.
Нельзя не сказать о необходимости организации процесса взаимодействия преподавателя и обучающихся. Элементом такого взаимодействия участников электронного курса, помимо переписки, могут служить опросы, тематические чаты, обсуждение в чатах и т. д.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)