Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Проектирование электронных курсов в обучении студентов вузов

Проектирование электронных курсов в обучении студентов вузов

5 декабря 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

онлайн-курс
проектирование онлайн-курса
план курса
онлайн обучение
педагогическое проектирование

Аннотация статьи

Цель статьи – рассмотреть основные элементы курса, соответствующего критериям онлайн-обучения. При проектировании онлайн-курсов необходимо переосмыслить методологии, критерии и подходы, принятые при разработке традиционных курсов. В статье представлены некоторые идеи, которые могут быть полезны начинающему разработчику онлайн-курсов.

Текст статьи

В российских высших учебных заведениях онлайн-образование начало активно внедряться в начале 2000-х [4, c. 130]. Развитие интернета и разнообразие появившихся возможностей позволило перейти от видеоконференций к асинхронному онлайн-обучению, которое стало неотъемлемой частью вузовских программ. Обучение в онлайн-среде допускает различную степень и типы взаимодействия преподавателя и студентов, что, безусловно, влияет на успеваемость студентов и показатели завершения курса [6].

Разработка электронных курсов включает в себя комплекс задач, направленных на создание эффективного, доступного и, желательно, увлекательного образовательного контента. Однако при разработке таких курсов методологии, критерии и подходы, принятые для традиционного образования, необходимо переосмыслить. Целесообразно также учитывать как положительные, так и отрицательные стороны использования информационных технологий, обусловленные рядом специфических факторов, таких как, например, особый тип коммуникации (преимущественно текстовой, а также аудио и видео контент).

К основным задачам проектирования электронных курсов следует отнести [7]:

1. Анализ целевой аудитории и определение целей обучения

Для создания успешного онлайн-курса следует изучить уровень подготовки слушателей, их технические возможности, а также четко сформулировать, что они должны знать и уметь после прохождения курса в соответствии с ФГОС [5]. При разработке оптимальной стратегии достижения результатов может помочь, например, классификация образовательных целей в соответствии с таксономией Блума [3, с. 43-48].

2. Разработка структуры и содержания

Жизненный цикл курса онлайн-обучения можно разделить на три этапа – проектирование, выполнение и валидацию (проверку и подтверждение того, что курс будет функционировать должным образом и удовлетворять ожиданиям слушателей), причем более поздние этапы часто влияют на предыдущие [7]. Например, во время выполнения курса часто появляются идеи его улучшения или даже переработки. Однако, несомненно, структурированию курса – разделению его на логические разделы, модули, темы или уроки – следует уделять особое внимание с самого начального этапа, поскольку после внедрения курса вносить существенные изменения становится чрезвычайно затруднительно.

Подготовленный текстовый, графический, а также мультимедийный материал следует актуализировать и адаптировать, и только затем разрабатывать подробный сценарий лекций, заданий и других элементов курса. Каждая тема курса должна содержать ключевую информацию, примеры, а также рекомендуемые дополнительные материалы: статьи, веб-ресурсы, полезные подборки инструментов, учебные пособия. Текст лекции онлайн-курса должен быть понятным для целевой аудитории; следует воздержаться от использования специальных (например, лингвистических) терминов. Объем теоретического материала должен соответствовать целям обучения и не содержать избыточную информацию. Предпочтительно, чтобы текст примеров, упражнений и тестов был связан с профилем обучения и содержал уже известную слушателям терминологию. Однако всё-таки желательно включить в структуру курса небольшой глоссарий с кратким объяснением используемых понятий.

Инструкции к выполнению заданий, содержащиеся в курсе, должны быть краткими и понятными.

3. Педагогическое проектирование

Создание современного курса предусматривает применение принципов педагогического проектирования, а именно использование эффективных методов подачи информации, стимулирование активности и обратной связи [1].

При проектировании онлайн-курса следует руководствоваться следующими основными требованиями:

  • курс должен строиться на основе модульной системы;
  • при наполнении модулей необходимо использовать педагогические технологии, стимулирующие самостоятельную работу слушателей;
  • содержание модулей должно способствовать достижению общей цели курса и включать варианты заданий, позволяющие освоить курс слушателям любого уровня подготовленности;
  • желательно, чтобы модули включали не только тесты контрольного мероприятия, но и входные тесты, что позволит дать оценку прогресса конкретного слушателя;
  • необходимо, чтобы задания в рамках каждого модуля содержали критерии оценивания в соответствии с уровнем сложности заданий.

4. Технологическая реализация

Важным вопросом является определение подходящей системы онлайн-обучения или инструментов для создания контента (например, Прометей, iSpring, Moodle) [2, с. 167-170], если оно не предусмотрено в вузе в качестве обязательного к применению. Выбор зависит от множества факторов, таких как цели и задачи обучения, ресурсы вуза и другие.

5. Оценочные средства

При проектировании курса особое внимание должно уделяться созданию оценочных средств для проверки знаний и навыков обучающихся. Это могут быть различные виды тестов и практических заданий, включающие соответствующие критерии оценки.

6. Доработка курса

Перед основным запуском следует провести пробный запуск курса для выявления опечаток, ошибок, сбора обратной связи от тестировщиков, в роли которых могут выступать как студенты, так и коллеги.

На основе результатов тестирования и обратной связи проводится доработка курса, т. к. независимо от того, сколько внимания и усилий уделяется подготовке контента, оценке времени, необходимого для выполнения различных заданий, обязательно возникает необходимость в еще большей гибкости и реагировании на потребности, возникающие на протяжении всего использования курса. Все это неизбежно, учитывая асинхронный характер общения между преподавателем и слушателями, а также свободу каждого человека решать, когда и сколько времени уделять предлагаемому курсу. Тем не менее на уровне планирования мероприятий (как самостоятельных, так и контрольных) желательно дать слушателям рекомендации по составлению личного расписания.

Нельзя не сказать о необходимости организации процесса взаимодействия преподавателя и обучающихся. Элементом такого взаимодействия участников электронного курса, помимо переписки, могут служить опросы, тематические чаты, обсуждение в чатах и т. д.

Список литературы

  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  2. Ладоша О.М. Применение LMS Moodle в преподавании английского языка (эвалюативный аспект) // Глобальный научный потенциал. № 2 (131), 2022. С. 167-170.
  3. Пестова Е.В., Калашникова С.В проектирование учебных заданий в контексте таксономии Блума при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в вузе МВД России. // Мир науки, культуры, образования. № 4, 2022, С. 43-48.
  4. Петрова И.В., Слепнева М.А., Интеграция цифровых технологий и методика обучения в процессе преподавания иностранных языков в технических университетах. // Современное педагогическое образование. № 10, 2023, С. 129-132.
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 28.02.2018 № 144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/130302_B_3_26032018.pdf (дата обращения: 03.12.2025).
  6. Oliver M. Designing courses for e-learning. Rethinking Pedagogy for a Digital Age, In Beetham, H. & Sharpe, R. (Eds), 2007, 258 p.
  7. Trentin G. Designing Online Education Courses. https://www.academia.edu/4725526/Designing_Online_Education_Courses (дата обращения: 03.12.2025).

Поделиться

8

Бирюкова Л. С. Проектирование электронных курсов в обучении студентов вузов // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13729-proektirovanie-elektronnyh-kursov-v-obuchenii-studentov-vuzov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря