Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Техномир. Конструируем – от замысла к воплощению

Техномир. Конструируем – от замысла к воплощению

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
техническое творчество
технологическое творчество
конструирование
архитектурное моделирование
проектная деятельность
развивающая предметно-пространственная среда
дизайн-центр

Аннотация статьи

В статье раскрывается опыт организации технического и технологического творчества дошкольников в рамках проекта «Техномир: развитие без границ» (Федеральная инновационная платформа АНО ДПО «Институт дошкольного образования «Воспитатели России»). Показано, как использование широкой базы конструкторов и материалов (Lego, Polydron, Lego Education WeDo 2.0, магнитные, пластиковые и металлические наборы, графические конструкторы, шаблоны для рисования) и создание «дизайн-бюро» позволяют выстраивать проектную деятельность детей: от обсуждения проблемной ситуации и выбора темы до сбора информации с участием семьи, утверждения проекта, распределения ролей и практической реализации.

Текст статьи

Как использовать огромную базу самых разнообразных конструкций и материалов в детских садах, чтобы направить творческие способности каждого ученика в нужное русло, чтобы в будущем из них вырос высококлассный специалист в области производства, который так необходим нашему обществу?

Наш детский сад принимает участие в проекте «Техномир: развитие без границ» в рамках работы Федеральной инновационной платформы АНО ДПО «Институт дошкольного образования «Воспитатели России», направление – «Формирование развития технологического творчества дошкольников».

Целью проекта «Техномир» является создание работающей системы в технической сфере с участием родительского сообщества с учетом предприятий в Российской Федерации. В процессе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играют, предлагают и реализуют свои идеи. Знания, приобретаемые детьми, актуальны и необходимы для них самих. А содержательные и интересные материалы усваиваются легко и надолго. У детей должна быть возможность «жить» в тех материалах, которые их интересуют. Участие детей в проекте позволит им лучше понять свою родину, развить связную речь и творческие способности детей.

Как вид деятельности, архитектура обладает характеристиками моделирования. В процессе строительства необходимо решать всевозможные проблемные ситуации: «Как строить?», «Почему он так устроен?», «Что я должен сделать, чтобы здание было узнаваемым и похожим на реальный объект?», «В каком порядке я должен выполнять задания?». С этой целью мы разработали техническое руководство для каждого проекта. При создании модели конкретного объекта наши учащиеся опираются на последовательность действий, предложенную преподавателем, или разрабатывают собственные алгоритмы действий. В нашем детском саду есть много различных материалов для конструирования: конструктор Lego, конструктор Polydron, конструктор Lego education WeDo2.0, магнитный набор разных размеров, пластиковый набор, металлический набор, графический конструктор, шаблон для рисования, так же есть «дизайнерское бюро» для создания детских проектов, которое способствует развитию детское воображение, самостоятельность и инициативность.

Для создания детских проектов были разработаны алгоритмы последовательности действий:

Обсуждение ситуации → Выбор темы → Сбор информации → Утверждение проекта → Выбор руководителя проекта.

На первом этапе происходит обсуждение ситуации с проблемой и путей ее решения. Например, Марк не знает, зачем нужен ветер. Дети строят разные предположения. Затем выберите общую тему. Преподаватели подвели студентов к теме «ветряные турбины». Второй – собрать информацию на эту тему с участием родителей. После сбора информации проект и его название утверждаются, а это значит, что дети уже точно знают, что они будут строить. «Выбран руководитель проекта, который затем будет представлять его интересы. Не каждый ребенок может сразу включиться в работу, поэтому в нашем «дизайн-бюро» есть «архив» – это хранилища, в которых хранятся материалы и фотографии предыдущих проектов. Наши сотрудники всегда могут выбрать ту информацию, которая им нужна. Мы также вовлекаем родителей в нашу работу. В приемной есть «информационное бюро», где дети могут нарисовать то, что они хотят знать по выбранной ими теме. Когда каждый родитель приезжает забрать своих детей, они могут увидеть, что мы делаем и какие проекты планируем. Родители помогают нам собирать информацию и позволяют продолжать творческую работу дома. Вся коллекция товаров с информацией и дополнительными материалами размещена на нашем стенде. Это небольшая конструкция, на которую крепятся прищепки, файлы, папки и коробки. Весь контент, относящийся к этой теме, можно найти там. Дети, пролистайте материалы и представьте, как должны выглядеть их строительные проекты в будущем. Обсуждение различных идей закончилось тем, что «руководитель проекта» раздал каждому ребенку книги по инженерному делу, а затем дети поработали с книгами по инженерному делу: они решили, какой конструктор они будут использовать для создания здания, и при необходимости эти ребята были разделены на подгруппы, чтобы распределить выполнение различных операций. И начинается самое интересное – реализация проекта!

Игра с конструкторами оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей, побуждая их высказываться, помогая им воплощать свои идеи на практике и способствуя развитию воображения. В процессе образовательной деятельности повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в парах или группах, развиваются творческие способности. Играя с конструкторами, учащиеся набираются опыта, а их творческий потенциал и таланты возрастают.

Построение предметно-пространственной развивающей среды является внешним условием процесса обучения, позволяющим учащимся организовывать самостоятельную деятельность, направленную на развитие технического творчества, под присмотром взрослых. В нашем детском саду есть два типа технических помещений: отдельное помещение, где дети посещают занятия с педагогами в форме «клубных часов», и другое – техническая среда, созданная непосредственно в группе.

Главное требование к образовательной среде детского сада - предоставить ребенку возможность свободно выбирать виды деятельности, чтобы он мог самостоятельно познавать окружающий мир и развивать свои таланты и способности. Роль учителей заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать детей от вредного воздействия. Первым шагом в нашей работе является создание развивающейся предметно-пространственной среды в группе, способствующей внедрению дизайна в образовательную деятельность наших студентов. С этой целью в группе был создан дизайн-центр для молодых инженеров. Его назначение – хранение материалов и оборудования, позволяющих организовать все виды проектных работ в соответствии с целями проекта. Центр расположен недалеко от места проведения сюжетно-ролевой игры.

Каждый ребенок – потенциальный изобретатель. Желание исследовать окружающий мир заложено в генетике человека. В образовательном направлении «художественно-эстетическое развитие» федерального государственного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств воспитания дошкольников является детское техническое творчество. «Техническое творчество» – это деятельность, направленная на создание продукта, обладающего преимуществами и новизной. Технологическое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, развивает профессиональный интерес, приобретает практические навыки и развивает творческие способности.

Основными составляющими технического творчества являются:

  • техническое мышление;
  • пространственное воображение и репрезентация;
  • дизайнерское восприятие;
  • способность применять знания в конкретных проблемных ситуациях.

Одним из видов деятельности, в котором в полной мере проявляется творческая активность детей дошкольного возраста, является архитектура. Строительные игры долго не надоедят вам, потому что они обладают большой вариативностью, множеством комбинаций и помогают творческому самовыражению. Особенностью конструирования является то, что этот вид деятельности, как и игра, отвечает интересам и потребностям детей.

В процессе этого занятия дошкольники учатся:

  • планировать предстоящую работу;
  • анализировать свои действия;
  • делать выводы;
  • исправлять ошибки;
  • формировать целое из различных частей;
  • сравнивать и обобщать.

Список литературы

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». – 2-е изд. – Самара: Вектор, 2018.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
  3. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 136 с.

Поделиться

11

Соловьева С. А. Техномир. Конструируем – от замысла к воплощению // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13733-tehnomir-konstruiruem-ot-zamysla-k-voplosheniyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря