Главная
Конференции
Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права
Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии младшего школьника в на...

Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии младшего школьника в начальной школе.

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

информационно-коммуникативные технологии
процесс обучения
младший школьник
цифровые технологии
ИКТ-технологии
интернет-ресурсы
всесторонне-развитая личность.

Аннотация статьи

В статье раскрывается значение использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе при работе с обучающимися начальной школы. Автор обращает внимание на причины, обуславливающие необходимость вовлечения обучающихся во взаимодействие с ИКТ-технологиями.

Текст статьи

XXI век – век цифровых технологий и период расцвета огромных возможностей во всех сферах нашей жизни. Современные информационно-коммуникативные технологии с момента своего появления стали активно использоваться в различных областях деятельности, в том числе и в образовании. Важность и необходимость современных информационно-коммуникативных технологий заключается в том, что в той или иной степени они оказывают большое влияние на процесс обучения: повышение и поддержание мотивации обучения школьников на уроках, расширение разнообразных и интересных форм работы на занятиях, повышение продуктивности и работоспособности как учащихся, так и педагогов и т.д.

Теоретической основой исследования по проблеме формирования творческой активности являются труды таких педагогов, как Т.П. Авдулова, О.С. Гребенюк, Н.Н. Светловская, О.А. Степанова, Н.Е. Щуркова и др.

Под информационной технологией понимается совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей. К информационным технологиям также относят письменность, которая берет свое начало с давних времен. [2, с. 39]

Роль информационно-коммуникативных технологий с каждым годом возрастает посредством появления новых средств и расширения уже имеющихся функций. Сравнивая их влияние и потенциал с прошлым пятилетием можно обнаружить большие различия. ИКТ-технологии непрерывно развиваются с огромной динамикой, так как настоящий век – цифровой, информационный век – является наиболее благоприятным временем для становления и совершенствования данных технологий.

В ФГОС НОО четко трактуется педагогам о планируемых результатах, но как именно их достичь не прописывается. Сейчас педагоги пытаются достичь новые планируемые результаты старыми технологиями, однако это совершенно неверно. В настоящий момент необходимо показывать нынешним преподавателям и будущим, какие существуют современные, наиболее эффективные технологии, методы, приемы и средства. 

Кроме планируемых результатов в ФГОС НОО содержатся определенные виды (объяснительно-иллюстративный, развивающий, догматический, проблемный, эвристический, личностно-ориентированный, модульный, дистанционный, межпредметный) и формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная, аудиторная, внеаудиторная, классная, внеклассная, школьная, внешкольная), а также формы организации обучения (урок, экскурсия, дискуссия, дебаты и т.д.), которые необходимо применять в ходе уроков.

Как выше было сказано, основное требование ФГОС НОО – развитие всесторонне развитой личности. В понятие «всесторонне развитая личность» входит:

  • наличие критического мышления;
  • интерес к обучению и самообучению;
  • наличие знаний, умений и навыков в различных областях;
  • наличие навыка самообладания;
  • понимание важности здорового образа жизни и следование ему;
  • рефлексия своей деятельности;
  • адекватная самооценка;
  • наличие коммуникативных навыков и т.д.

Использование ИКТ облегчило применение индивидуально-ориентированного подхода к образованию и более эффективно организовало весь процесс обучения. В ходе своей педагогической практики преподаватели создали мультимедийные образовательные программы, презентации и проекты с использованием готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих программ, а также интернет-инструментов для образовательной и внеклассной деятельности. Информационные технологии можно использовать во всех дисциплинах. [1, с.15]

ИКТ-технологии способны сформировать все качества, присущие той «личности», которую необходимо получить в результате:

  1. Информационно-коммуникативные технологии открывают широкий простор для фантазии, воображения и развития критического мышления;
  2. Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к обучению и самообучению, так как отвечает запросам нового поколения: новизна, динамика, богатое разнообразие, нетрадиционные, нестандартные формы обучения и т.д.;
  3. На уроках легче организовать межпредметные связи и применять знания из одной области в другой;
  4. В настоящее время существует множество различных мультимедийных фильмов;
  5. На просторах Интернета можно найти разнообразные платформы, методы и способы рефлексии своей деятельности. ИКТ-технологии делают этот процесс более увлекательным и интересным;
  6. Информационно-коммуникативные технологии позволяют общаться с разными людьми без каких-либо преград и разными способами: чат, конференция, аудио-звонок, видеозвонок, вебинары и прочее. Однако не стоит забывать правила поведения в Интернете.

Информационно-коммуникативные технологии способствуют достижению различных целей и задач, но для того, чтобы получить наиболее эффективный результат, необходимо сочетать различные технологии. Педагогика состоит из совокупности различных технологий, методов, приемов и средств. Чтобы организовать продуктивную деятельность для достижения поставленных целей и задач, все эти компоненты должны работать в непрерывном симбиозе и взаимодействии друг с другом.

Необходимо обратить внимание на вовлечение самих учащихся во взаимодействие с информационно-коммуникативными технологиями. В настоящее время детей необходимо обучать тому, как правильно пользоваться данными технологиями, потому что они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Учащиеся должны уметь использовать в своей учебной деятельности (и не только в учебной) ИКТ-технологии: презентации, поиск видео- и аудиоматериала на просторах Интернета, использовать различные Интернет-ресурсы (электронные библиотеки, образовательные платформы, статьи и т.д.).

Использование ИКТ-технологий в процессе обучения младших школьников имеет огромное значение. Как известно, ученики 1-4-х классов имеют наглядно-образное мышление, а использование, ярких презентаций с красочными слайдами и анимациями делают процесс восприятия информации гораздо легче для младшеклассников.

В ИКТ-технологии входят не только персональные компьютеры и ЭВМ, но и множество других средств, которые имеют большое значение в современном образовательном процессе:

Офисные программы: помогают подготовить конспекты уроков и другую обязательную документацию;

Интернет-ресурсы: различные информационные сайты (для поиска новой информации), образовательные сайты (Учи.ру, «Алгоритмика» и т.д.), сайты-конструкторы (предоставляют возможность создавать интерактивные, красочные задания);

Магнитофоны/колонки: аудио является неотъемлемым видом информации, который позволяет более точно понять и осмыслить получаемую информацию;

Смарт-доски: позволяют наглядно представить ту или иную информацию, а также вовлечь учащихся в учебный процесс их непосредственным участием и взаимодействием с техникой.

Роль информационно-коммуникативных технологий в настоящее время поистине велика, они занимают одну из главенствующих позиций наряду с другими основными образовательными технологиями. В XXI веке неприемлемо избегать ИКТ-технологии и игнорировать их применение в своей педагогической практике. Ни один успешный урок провести невозможно без их использования.

Список литературы

1. Наримбетова, З. А. Информаонно-коммуникационные технологии в начальной школе / З. А. Наримбетова. – Текст: непосредственный // Экономика и социум. – 2021. - №8 (87). – С. 373-376.

2. Советов, Б. А. Информационные технологии: учебник для вузов / Б. А. Советов, В. В. Цехановский. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 414 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-20054-6. – Текст: непосредственный.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 165 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06194-9. – Образовательная платформа Юрайт. – URL: https://urait.ru/bcode/492982 – Текст: электронный.

4. Стадникова, В. Н. Инновационные технологии и их роль в усовершенствовании учебного процесса / В. Н. Стадникова. – Текст: непосредственный // KANT. – 2020. - №3 (32). – С. 133-136.

5. Якшигулова, Г. Ш. Роль ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов / Г. Ш. Якшигулова. – Текст: непосредственный // Вестник науки. – 2024. - №1 (70) том 3. – С. 509-513.

Поделиться

10

Кислица А. С. Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии младшего школьника в начальной школе. // Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13739-rol-informacionno-kommunikativnyh-tehnologij-v-razvitii-mladshego-shkolnika-v-nachalnoj-shkole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря