Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Теоретический анализ механизма государственного регулирования потребительского р...

Теоретический анализ механизма государственного регулирования потребительского рынка

6 декабря 2025

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

потребительский рынок
государственное регулирование
механизм

Аннотация статьи

В работе на основе рассмотрения современных подходов к государственному регулированию потребительского рынка определен авторский подход к понятию. Обоснована структура современного механизма государственного регулирования потребительского рынка как интегрированной системы форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на участников рынка, в том числе охарактеризованы законодательный, организационный, экономический и социально-информационный блоки механизма.

Текст статьи

Современный потребительский рынок – это совокупность экономических, социальных и институциональных отношений, опосредующих обмен готовыми товарами и услугами, предназначенными для личного, непроизводственного потребления домашних хозяйств. Его анализ традиционно включает три взаимосвязанных уровня: микроуровень поведения индивидуальных предпринимателей, мезоуровень взаимодействия компаний-поставщиков и макроуровень структурных и нормативных условий.

На микроуровне потребительский рынок описывается системами предпочтений, ограничений бюджета и информационных потоков, которые формируют спрос. Рационалистическая парадигма объясняет выбор максимизацией полезности при заданном доходе и ценах [7, с. 306-325]; бихевиористская – когнитивными и социальными искажениями [9, с. 35-39]. Важную роль играют триггеры доверия (брендинг, репутация, отзывы в цифровой среде). Отдельное направление исследований посвящено тому, как цифровые интерфейсы, алгоритмические рекомендации и персонализированные цены меняют картину конкуренции и информационную асимметрию [4].

На мезоуровне потребительский рынок раскрывается через конкретную динамику фирм, структуру отраслей и цепочки создания ценности. С насыщением базовых потребностей усиливается нематериальная дифференциация (опыт потребления, сервис, символический капитал марки). Компании управляют портфелем предложений, практикуют сегментацию и таргетинг, формируют экосистемы, где продукт дополняется сервисами лояльности и данными о пользователе. Переход к платформенной модели (маркетплейсы) концентрирует сетевые эффекты, снижает трансакционные издержки и трансформирует каналы распределения.

На макроуровне потребительский рынок функционирует внутри нормативно-правовой институциональной рамки государства и наднациональных регуляторов. Глобализация и электронная коммерция делают территориальные юрисдикции проницаемыми, вызывая конкуренцию правил и усиление трансграничного контроля данных и платежей. Экологический вектор добавляет требования к цикличности продуктов, расширенной ответственности производителей и маркировке углеродного следа.

В настоящее время понятие «государственное регулирование потребительского рынка» не имеет однозначной, признаваемой единогласно трактовки. Так, по мнению С. С. Ростокиной, П. В. Детковой «государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг представляет собой основанную на балансе интересов всех субъектов рынка систему экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых органами государственной власти, направленную на совершенствование деятельности хозяйствующих субъектов на всех этапах развития рынка» [6, с. 52].

С точки зрения Н. Ю. Сухиной, С. Р. Натхо «государственное регулирование потребительского рынка охватывает совокупность отношений между субъектом и объектом управления, каждые из которых руководствуется своими целями, задачами, принципами, функциями и методами осуществления механизма управленческого воздействия и взаимодействия» [8, с. 429].

Рассмотренные подходы позволяют нам под государственным регулированием потребительского рынка понимать комплекс мер, законов и институтов, направленных на защиту интересов граждан, обеспечение безопасности и качества товаров и услуг. Актуальность такого регулирования определяется масштабом потребительской активности. Так, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы домохозяйств составляют порядка 60% ВВП развитых стран [5].

Государственное регулирование потребительского рынка реализовывается на основе системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Современный механизм регулирования представляет собой интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на участников рынка (рис.).

image.png

Рис. Механизм государственного регулирования потребительского рынка

Методологически можно выделить несколько блоков механизма государственного регулирования потребительского рынка РФ: законодательный, организационный (административные инструменты), экономический и социально-информационный.

Организационно-правовые основы государственного регулирования потребительского рынка заложены в Гражданском Кодексе РФ [1], законе РФ «О защите прав потребителей» [2] и в федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [3].

Организационный блок-механизма государственного регулирования потребительского рынка представляет собой совокупность институтов, правовых норм и управленческих процедур, которые задают структурные рамки функционирования рынков товаров и услуг. Ключевую роль играют органы исполнительной власти различных уровней и их специализированные подразделения: министерства торговли и экономического развития, агропромышленного комплекса, службы по защите прав потребителей, а также независимые регуляторы стандартизации и аккредитации. Их деятельность координируется через систему стратегических документов (государственные программы, дорожные карты, национальные проекты) и правовые акты, устанавливающие правила доступа к рынку, режимы лицензирования, требования к качеству и безопасности продукции. Важным элементом является многоуровневость управления: федеральный уровень задает стратегические ориентиры и единые правила, региональный адаптирует их к территориальной специфике, а муниципальный обеспечивает непосредственный контроль и поддержку локальных хозяйствующих субъектов.

Организационный блок включает в себя и инфраструктурные элементы – сертификационные центры, испытательные лаборатории, логистические хабы, товарные биржи, торгово-промышленные палаты. Они обеспечивают техническую и институциональную возможность исполнения регулятивных решений. Регулярное проведение государственных закупок, субсидирование критически важных сегментов, развитие площадок для электронной коммерции становятся оперативными инструментами влияния на объемы и структуру предложения. Межведомственные комиссии и общественно-деловые совета формируют горизонтальные связи, позволяющие координировать регулирование с промышленной политикой, финансовой, аграрной и социальной сферами. Поддерживающим контуром служит кадровое обеспечение: государственная служба разрабатывает стандарты компетенций, систему повышения квалификации и цифровые платформы для мониторинга эффективности управленческих решений.

Экономические меры воздействуют на рынок через финансовые и фискальные инструменты. Государство модифицирует спрос и предложение посредством кредитно-денежной политики, бюджетных субсидий и налогов, а также торговой политики. В теории и на практике такие меря делятся на прямые (например, государственные закупки еды или топлива по фиксированным ценам, квоты на производство или закупки стратегических товаров) и косвенные (изменение налоговых ставок, тарифов, пошлин). Как подчеркивается в научной литературе, прямые методы предполагают обязательные административные предписания, в то время как косвенные влияют на поведение хозяйствующих субъектов через механизмы ценообразования, кредитования и налогообложения [10, с. 113-116]. Например, установление льготного НДС на социально значимые товары или субсидии производителям может стимулировать снижение цен и сбалансировать рынок, тогда как рост ввозных пошлин делает импорт дороже.

Синергия организационного и социально-информационного блоков заключается в том, что институциональные решения без поддержки общественного сознания оказываются малопродуктивными, тогда как информационные усилия, не подкрепленные административной структурой, теряют устойчивость. Совместное действие выражается в гибридных механизмах: электронная сертификация в цепочке «производитель – торговая сеть – потребитель», краудсорсинговые платформы для проверки качества услуг, а также публичные слушания проектов нормативных актов. В результате формируется адаптивный, самообновляющийся механизм, способный реагировать на технологический, социальные и экономические вызовы потребительского рынка.

Таким образом, государственное регулирование потребительского рынка складывается из сочетания жестких предписаний и гибких стимулов. Институционально это означает строгий контроль за качеством и безопасностью товаров, санкции за нарушения и активно действующую систему судебной защиты интересов граждан, а экономическими инструментами – корректировку цен и доходов. В эпоху цифровизации эти механизмы дополняются новыми правилами: регуляторы обращают внимание на онлайн-торговлю, прозрачность динамического ценообразования и защиту персональных данных покупателей. В результате механизм государственного регулирования потребительского рынка остается многоуровневым и комплексным, регулярно совершенствуясь, от закона и административного надзора до экономических корректировок и информационного просвещения – все эти меры вместе обеспечивают социальную защиту потребителей, стимулируют честную конкуренцию и укрепляют доверие к экономике.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: от 26.01.2001 № 14-ФЗ: ред. от 24.06.2025 № 178-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1: ред. от 07.07.2025 № 194-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ: ред. от 31.07.2025 №353-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  4. Депутатова Е.Ю., Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Методика оценки поведения потребителей в розничной торговле. М., 2025.
  5. Потребительская политика // ОЭСР: офиц. сайт. URL: https://www.oecd.org/en/topics/policy-issues/consumer-policy.html#:~:text=Consumers%20are%20the%20backbone%20of,individuals%20with%20the%20right%20information (дата обращения: 08.11.2025).
  6. Ростокина С.С., Деткова П.В. Государственное регулирование рынка потребительских товаров в условиях цифровизации // Цифровая экономика и онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 мая 2024 г. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2024. С. 52.
  7. Сулейманов Ф.В. Влияние протекционистской политики на возможности самообеспеченности рынка на рынке потребительских товаров // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 2. С. 306-325.
  8. Сухина Н.Ю., Натхо С.Р. Меры государственного регулирования региональных потребительских рынков в условиях неблагоприятных вызовов внешней среды // Экономика и предпринимательство. 2024. № 11-3 (76). С. 429.
  9. Татаринов К.А. Нейромаркетинг: как эмоции влияют на решения о покупке // Практический маркетинг. 2025. № 1 (331). С. 35-39.
  10. Ташматов Р.С., Курманова Л.Р. Методы регулирования потребительского рынка на муниципальном уровне // Инновационная наука. 2025. № 2-2. С. 113-116.

Поделиться

14

Козырева Д. В. Теоретический анализ механизма государственного регулирования потребительского рынка // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13743-teoreticheskij-analiz-mehanizma-gosudarstvennogo-regulirovaniya-potrebitelskogo-rynka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря