Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Развитие математических представлений у старших дошкольников с задержкой психиче...

Развитие математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования пособия «НУМИКОН»

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

задержка психического развития (ЗПР)
дошкольники
элементарные математические представления
математическое развитие
сенсорный опыт
мультисенсорное обучение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что математика выступает значимым ресурсом интеллектуального и личностного становления, однако для дошкольников с ЗПР характерны трудности с познавательной деятельностью, незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения внимания, памяти, восприятия и речи, что осложняет усвоение количественных, пространственных и логико-операциональных отношений. Обоснована необходимость опоры на сенсорный опыт и организации обучения в интересной, практико-ориентированной форме, обеспечивающей доступный объем знаний на каждом возрастном этапе.

Текст статьи

Математика как наука обладает уникальной возможностью интеллектуального и личностного развития ребенка. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников закладываются основы математического мышления, сформированность которого – гарантия успешного усвоения математического содержания школьной программы в дальнейшем. К тому же изучение математики способствует формированию таких жизненно важных личностных качеств, как внимание, память, мышление, креативность, ответственность, любознательность, аккуратность. Развитое математическое мышление помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире [2, с. 25-28].

В последние годы отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Одной из главных задач, стоящей перед коррекционными педагогами, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является активизация речевой и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта; способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего процесса социализации.

Математические знания служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. В ходе математического развития у детей с задержкой формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математическая подготовка дает ребенку с ЗПР возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов, пониженная работоспособность, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Практически у всех детей с задержкой психического развития имеются те или иные речевые нарушения.

Математика является, наиболее трудным для обучения детей предметом, который требует наличия определенных способностей: умения анализировать и обобщать материал; умения мыслить отвлеченно, абстрактными категориями; гибкости мышления; наличия специфической математической памяти. Это направление особенно трудно для дошкольников с ЗПР.

Математическая подготовка дает ребенку возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

У детей с ЗПР чувственный опыт оказывается недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и разных количеств предметов у детей с ЗПР. Оказываются несформированными первоначальные представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов [3].

Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания детей с ЗПР – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально интересными, эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечивать ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Каждый современный педагог, заинтересованный в результативности своей работы, находится в постоянном творческом поиске методик и технологий, позволяющих повысить эффективность и результативность коррекционно-педагогического процесса, с учетом основных принципов. Исследования последних лет установили, что эффективным методом развития элементарных математических представлений является программа Нумикон [1].

Нумикон – это мультисенсорное пособие, представляет собой набор наглядного материала для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь. В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами [6, с. 46-50].

В связи с недостаточной изученностью данного вопроса возникает противоречие между необходимостью успешного развития математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью использования мультисенсорного пособия «Нумикон» и недостаточно описанным содержанием применения многофункционального пособия.

Ведущая педагогическая идея заключается в расширении и обобщении современных методов и приемов развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития, с включением в систему коррекционной работы мультисенсорного пособия Нумикон.

Теоретическая база

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук признана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей [5, с. 22-29].

Использовалась терминология:

Познавательные барьеры – это состояние затруднения, испытываемое учащимся, которое возникает в процессе усвоения математики на любом этапе ее изучения, и которое мешает достижению учащимися результатов обучения математике.

Нумикон – это мультисенсорное пособие, представляет собой набор наглядного материала для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь.

Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т. И. Ерофееву, А. Белошистую, Н. В. Ломову, З. А. Грачеву, М. А. Габову, Н. С. Махину и др. Развитие математических представлений дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития психических познавательных процессов. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от практического к теоретическому [4].

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно.

Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно самостоятельно преодолеть ребенку.

Математическое развитие является мощным инструментом

  • для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
  • для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
  • развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
  • подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.).

Ни один вид деятельности, у детей с задержкой психического развития не развивается полноценно без специального обучения. Развитие математических представлений ребенка с задержкой психического развития в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников с нормальным развитием. В то же время множество исследований подтверждают оптимистическую идею о том, что ребенок с задержкой психического развития, может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Система «Нумикон» разработана с целью помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок пособия помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики, а, в особенности, их способность делать вычисления в уме.

Занятия по системе «Нумикон», стимулируют детей к визуальному восприятию чисел и пониманию взаимоотношений между ними. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали пособия сопоставляются одна с другой. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующий определенной форме [6, с. 46-50].

Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Многие дети экспериментируют, придумывают свои собственные игры. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия «Нумикон» можно быть уверенным в том, что ребенок учится чему-то ценному [1].

Материалы могут быть использованы учителями-дефектологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития.

Список литературы

  1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е.И. Стальгоровой, М.Л. Шихиревой. 2010.
  2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? / С. Бакли // Синдром Дауна. XXI век. – 2009. – № 2. – С. 25-28.
  3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей с ОВЗ. / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева, Л.В. Лопатина – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. – 320 с.
  4. Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике / Г.М. Капустина – М.: Школ. Пресса, 2005. – 32 с.
  5. Капустина Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста / Г.М. Капустина // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 22-29.
  6. Стальгорова Е.И. Система «Нумикон» / Е.И. Стальгорова // Синдром Дауна. XXI век. – 2010. – № 1 (4). – С. 46-50.

Поделиться

33

Кательникова А. С., Матвиенко Е. Н., Суворова Н. Г. Развитие математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования пособия «НУМИКОН» // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13746-razvitie-matematicheskih-predstavlenij-u-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom-ispolzovaniya-posobiya-numikon

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря