Исполнительское мастерство в хореографии представляет собой многокомпонентное явление, находящееся на стыке техники, художественного осмысления и личностно-психологической зрелости исполнителя. Например, Л. Л. Негода рассматривает этот феномен не как «простую сумму умений, а как интегративную функцию, посредством которой телесные действия трансформируются в осмысленное эстетическое сообщение зрителю» [4, c. 157].
Мастерство в хореографическом искусстве, учитывая вышеизложенное, – это не только усовершенствованное движение, но и высокоразвитый двигательный аппарат самого исполнителя, его развитые актерские способности, способность выразительно, достоверно и тонко передать манеру, характер и палитру художественного образа танцевального действия. Однако, невозможно передать всю палитру красок танцевального действия без хорошо развитого физического тела.
Поэтому формирование работоспособного и выразительного тела рассматривается как первый этап в становлении исполнительского мастерства в коллективе современного танца. Этот этап объединяет развитие физических компонентов, которые в совокупности создают надежную платформу для последующей художественной интерпретации. В. В. Антипин определяет работоспособность тела как «способность выдерживать режимы нагрузок, сохранять качество движения в условиях утомления и быстро восстанавливаться, а выразительность – возможность применять динамику, пластику и мимико-жестовую составляющую с целью передачи художественного содержания» [1, c. 23].
Между этими двумя аспектами существует функциональная взаимосвязь: без физической подготовки экспрессивность становится недоступной, а технически подготовленное тело без развитых актерских навыков не способно раскрыть художественный потенциал движения.
Важной деталью в успешности исполнения танца играет правильное дыхание, с точки зрения физиологии неправильная постановка дыхания приводит к ранней утомляемости, снижению эмоциональности исполнения уже в середине выступления. Важным в процессе формирования исполнительского мастерства является формирование двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене палитру танца.
Развитие техники танца как следующий этап формирования исполнительского мастерства следует рассматривать как работу над превращением базовых двигательных навыков в и художественные. Техника здесь понимается не только как совокупность правильных движений, но и как способность воздействовать на зрителя. Эмоциональное воздействие хореографии взаимосвязано с качеством движений: тяжелое исполнение создает ощущение напряженности, неловкости и снижает эстетическое восприятие, тогда как точность, легкость техники позволяет зрителям воспринимать замысел, драматургию и выразительность. Поэтому задача на этапе развития техники – обеспечить автоматизацию базовых элементов до уровня, при котором исполнитель уделяет достаточно внимания актерскому, музыкальному и композиционному наполнению.
В танце важны не отдельные составляющие – техника, музыкальность, выразительность – но и то, как они соединяются в целостное высказывание. Т. А. Григорянц сравнивает хореографию с языком, где движения выступают словами, а композиция является повествованием, и от качества «произношения» каждого слова будет зависеть, услышит ли зритель танец и поймет ли смысл [2, c. 141]. Доступность образа достигается через большую работу, взаимодействие пространства, света, костюма и движений воспринимается естественно и органично. В итоге танцевальное действие становится не набором трюков, а убедительным, понятным посланием, которое остается в памяти.
Танец – прежде всего пластическое искусство, где тело становится инструментом выражения мыслей и образа. Чем лучше исполнитель владеет собственным телом, силой, гибкостью, тем богаче звучит его «язык движений». Исполнительская культура в этом ключе превращается из абстрактной категории в практическое умение – умение объединять технику, музыкальное чутье и эмоции в одно целое. Настоящее мастерство проявляется в свободе выбора и точности исполнения, когда каждый элемент выразителен, а каждая фраза понятна. Именно такое сочетание обеспечивает глубину художественного образа и исполнительского мастерства.
В коллективе современного танца одинаково важны техника и художественное содержание, они задают уровень профессионализма исполнителя. Соответствующие этим аспектам профессиональные качества артиста могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы адекватно соответствовать требованиям времени, исполнение танца должно быть, прежде всего, грамотным, правильным, свободным, непринужденным и высокохудожественным.
Следующим этапом является формирование творческой индивидуальности исполнителя, развитие способности к самостоятельной индивидуальной трактовке роли того, что можно назвать творческим самовыражением.
Творческая индивидуальность исполнителя проступает уже с первых занятий и развивается параллельно с совершенствованием мастерства владения телом. Эмоциональная выразительность опирается на темперамент и черты характера, тогда как двигательная формируется через техничность и культуру хореографических движений. Через пластику танцор передаёт зрителю не только эмоции и переживания, но и смысл хореографического произведения. Как бы ни отличались друг от друга движения танцев различных стилей, они только в том случае будут воздействовать на зрителя, если будут исполнены технично, то есть грамотно и точно.
Н. В. Курюмова верно отмечает, что современный танец строится на переплетении индивидуальной двигательной манеры и эмоционального выражения, на импровизации и постоянном творческом поиске. Он рождает через движение художественные образы, отражающие внутренний мир исполнителя. Тело выступает инструментом передачи чувств и переживаний [3, c. 94]. При этом каждый танцор привносит в работу уникальный набор, что проявляется в танце.
Методические подходы к развитию творческой индивидуальности должны учитывать динамику перехода от обучаемости к саморазвитию и сочетать обучение с творчеством. Сюда можно включить системную технику (построение движений, физическая подготовка, упражнения) в сочетании с импровизацией, работой над индивидуальным стилем, повышением ощущения собственного тела и точности движений. Важной составляющей является создание среды, в которой педагог готов идти на риск и эксперимент, что способствует творческому поиску.
Исполнитель, с одной стороны, выступает как носитель традиций, технических приемов и стиля школы, с другой – как активный участник созидания нового, как индивидуальный интерпретатор авторского произведения хореографа. Под творческой индивидуальностью понимается прежде всего способность исполнителя выражать свои идеи, чувства и мысли через художественные средства, через авторскую манеру движения и пластическую образность, это не просто совокупность технических навыков, но интегративная характеристика, включающая моторные особенности, эмоционально-волевые качества, образное мышление и художественную рефлексию.
Этот этап можно сравнить с фазой художественной зрелости и авторского исполнения, где приоритетом является формирование авторской позиции и способности к самостоятельной художественной рефлексии. Творческая индивидуальность исполнителя рассматривается как способность выражать через художественную деятельность уникальные идеи, чувства и мысли, что делает каждого художника, музыканта, писателя или танцора неповторимым; она проявляется в индивидуальном стиле, технических приёмах, источниках вдохновения и в умении коммуницировать глубинные эмоциональные смыслы.
Необходимо проектировать образовательные траектории, которые последовательно переводят танцора от стадии овладения базовой техникой к фазе поиска, экспериментирования и художественной зрелости.
Без прохождения данных этапов невозможно достичь исполнительского мастерства. Современный танец характеризуется широким спектром выразительных средств, которые позволяют танцорам передавать эмоции, идеи через движения. Некоторые из наиболее распространенных выразительных средств в современном танце включают следующее:
- Импровизация – творческая практика создания движений в реальном времени, без предварительной подготовки, предполагает спонтанный ответ тела на музыкальные или внешние стимулы, служит источником художественного материала и методом композиционного поиска.
- Экспрессивное использование пространства – способность задействовать пространство сцены (или любого пространства) как средство передачи содержания, эмоций. Речь идет не просто о перемещениях по сцене, а о том, как выбор траектории, дистанции и соотношения с другими объектами усиливает смысловое наполнение выступления.
- Динамика движений – совокупность качеств исполнения движения, «характер» каждого движения, неотъемлемая часть художественной выразительности и техники.
- Техника – современный танец часто объединяет элементы классической, современной, джазовой и других танцевальных техник для создания уникальности стиля.
- Эмоциональная подлинность – танцоры стремятся к искреннему выражению своих чувств через движения.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что этапы формирования исполнительского мастерства в коллективе современного танца включают формирование работоспособного и выразительного тела, развитие техники танца, формирование творческой индивидуальности исполнителя. Любое технически правильно исполненное движение должно нести в себе не только схему, но и выразительное осмысленное исполнение, а танец, в свою очередь, должен передавать эмоции танцора, и выражать индивидуальность исполнителя.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)