Актуальность проблемы речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в современном дошкольном образовании обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению числа детей с данной категорией нарушений. По наблюдениям специалистов, в последние годы резко возросло количество воспитанников, требующих комплексного подхода и длительной коррекции, причем часто нарушения речи сопряжены с проблемами неврологического и психологического характера, что проявляется в неустойчивой психике, нестабильном психоэмоциональном состоянии, пониженной работоспособности и быстрой утомляемости [2, с. 155-157]. В связи с этим, современным педагогам приходится искать и умело использовать на практике инновационные методы и формы воздействия, которые становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы [2, с. 155-157]. Повышению уровня качества образования в дошкольной образовательной организации (ДОО) способствует целенаправленное внедрение современных инновационных образовательных технологий в коррекционном образовательном процессе дошкольников с ТНР.
Комплексный подход, интегрирующий традиционные и новаторские методики, позволяет создать уникальную образовательную среду, способствующую активизации познавательной и речевой деятельности ребенка [3].
Одним из ключевых направлений является использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Мультимедийные системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Использование ИКТ на занятиях с детьми добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника, включая в работу все анализаторные системы. Цифровые образовательные ресурсы применяются для развития артикуляционной моторики, автоматизации и дифференциации звуков, развития связной речи и познавательных способностей. Занятия с использованием специализированных компьютерных программ, интерактивных столов, которые позволяют вести индивидуальную и подгрупповую работу, должны проводиться фрагментарно при обязательном соблюдении условий для сбережения здоровья ребенка [2, с. 155-157].
Значительную роль в коррекции речевых нарушений играют телесно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии [2, с. 155-157]. В связи с этим, эффективно применяется биоэнергопластика – инновационная методика, представляющая собой соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, что способствует лучшему контролю над артикуляцией и мелкой моторикой [2, с. 155-157; 3].
Не менее важны кинезиологические упражнения, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия, что особенно значимо для коррекции нарушений звукопроизношения. Эти упражнения, сочетающие движения тела с речевыми заданиями, улучшают координацию, память и речевые навыки [3].
К здоровьесберегающим технологиям относится и логоритмика, которая позволяет преодолеть речевое нарушение путём развития и коррекции двигательной сферы, соединяя работу речедвигательного и слухового анализаторов [2, с. 155-157]. Проведение дыхательной гимнастики, игрового самомассажа, пальчиковой гимнастики с использованием предметов (например, су-джок шаров, массажных мячиков) способствует формированию правильного речевого дыхания, развитию мелкой моторики и, как следствие, стимулированию речевых зон коры головного мозга [2, с. 155-157; 5].
Для развития связной речи и речевого творчества эффективно применяются технологии, основанные на наглядном моделировании. К ним относится мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание и воспроизведение информации с помощью схем-рисунков. Данная техника имеет свой алгоритм освоения: от мнемоквадрата (одиночное изображение) к мнемодорожке (ряд картинок) и мнемотаблице (схема для целого текста) [4]. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для заучивания стихов, пересказа текстов и составления рассказов, выступая в качестве зрительного плана, который помогает детям выстраивать связность, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость высказывания [4].
Современные образовательные технологии также включают сторителлинг (технику рассказывания историй) и скрайбинг (искусство отражения речи в рисунках, которые создаются параллельно с повествованием) [4]. Эти методы помогают не только разнообразить образовательную деятельность, но и заинтересовать каждого ребенка, удерживать его внимание, развивать диалогическую речь и творческие способности.
Важнейшим условием эффективности любой технологии является создание единого образовательного пространства и налаживание тесного взаимодействия всех участников коррекционного процесса: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей [3]. Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от слаженности их действий. Большое значение в применении современных технологий уделяется работе с родителями: это могут быть консультации, размещенные на сайте учреждения, презентации для родительских собраний, совместное создание лэпбуков (тематических интерактивных папок) и макетов [2, с. 155-157; 3]. Такой комплексный подход обеспечивает не только эмоциональный комфорт для ребенка, но и условия для продуктивного общения со сверстниками и взрослыми, что является основой для преодоления речевых нарушений.
Таким образом, современные образовательные технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи представляют собой мощный инструмент повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Интеграция информационно-компьютерных, телесно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий и технологий развития связной речи в коррекционно-образовательный процесс позволяет осуществлять комплексное воздействие, направленное не только на преодоление речевых дефектов, но и на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков ребенка. Важнейшим условием успеха является адаптация этих технологий к индивидуальным особенностям каждого ребенка и обеспечение системного, скоординированного подхода в работе всего педагогического коллектива и семьи. Дальнейшее исследование и внедрение инновационных методик в практику ДОО открывает широкие перспективы для совершенствования системы коррекционной помощи детям с ТНР и достижения ими качественно нового уровня образования, соответствующего требованиям современного общества.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)