Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

речь
развитие речи
психотерапия
сказкотерапия

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме использования сказкотерапии в развитии речи детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрены особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Показана методика работы со сказкой для развития речи.

Текст статьи

Среди навыков, которые необходимо формировать в середине дошкольного возраста, речевые навыки заслуживают особого внимания, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие детей и их подготовка к школе.

Методологические основы развития речи у детей дошкольного возраста изложены А. M. Леушина, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. P. Усов, Е. A. Разработано Флериной и другими авторами.

Речевое развитие детей без речевых нарушений происходит естественным образом вместе с развитием их мышления, действий и общения. У 3-летних детей уже развиты базовые навыки ведения диалога (ответы на вопросы), но они только начинают учиться выражать свои мысли.

Их идеи последовательны. Их заявления по-прежнему зависят от конкретной ситуации. Дети часто допускают ошибки при составлении предложений и описании действий и предметов.

В середине дошкольного возраста активизация словарного запаса оказывает значительное влияние на развитие речи. Словарный запас ребенка составляет около 2,5 тысячи слов. Дошкольники начали использовать наречия для описания характеристик предметов в своей речи.

Выразите взаимосвязь между временем и пространством. Прилагательные позволяют более точно охарактеризовать тот или иной предмет. Ребенок впервые делает общий вывод.

Структура предложений становится более сложной. Появляются придаточные предложения. Хотя их речи часто содержат короткие и неполные предложения, они постепенно приобретают способность делать более сложные заявления. 

Дети начинают развивать навыки самостоятельного рассказывания историй, но их истории часто копируют рассказы взрослых и не всегда отличают главное от второстепенного. Они часто неправильно задают свои вопросы, дают неверные ответы или не дополняют, или не исправляют сказанное другими. При употреблении сложных предложений часто опускается главная часть.

Ситуативная речь по-прежнему популярна, но ситуативная речь развивается, и она может передавать информацию сама по себе. Сказки – это эффективный инструмент.

Развитие речи. Они знакомят детей с живым и выразительным языком, указывая на то, что их родной язык отличается богатством и образностью выражения.

Народные сказки, особенно оригинальные, демонстрируют самобытность языка и его креативность. Они позволяют многократно повторять речевые формы и образы, закрепляя их за голосом ребенка. Сказки делятся на подкатегории и жанры, но у них есть общие характеристики. В настоящее время в науке не существует общепринятой классификации сказок. Это не связано с недостаточным изучением сказок.

Ученые, и их существует огромное множество по разным причинам. В сказках самым популярным приемом является диалог между персонажами. Некоторые сказки полностью состоят из диалогов («Лиса и тетерев»). Диалог в сказке оживляет речь персонажей и передает их естественную интонацию. В нем прекрасно отражены чванливый тон солдата, хитрость фермера, глупость джентльмена, лесть лисы и грубость волка.

Сказки играют важную роль в развитии речи и дают образцы литературного русского языка. E. A. Флерина писала, что сказки представляют собой готовую форму языка, которая выражает вербальную природу и описание деятельности детей. С помощью сказок дошкольники усваивают грамматические нормы языка и словарный запас еще до поступления в дошкольное учреждение, а затем усваивают грамматические правила.

Сказки помогают детям выучить новые слова и выражения, обогащая их речь. В сказках есть сравнения, прозвища и другие стилистические приемы, которые помогают выразить свои эмоции и отношение к тому, что вы слышите.

Есть разные способы подготовиться к прослушиванию сказки:

  1. Учительница поместила новую книгу художника и иллюстрации в угол книги. Дети могут рассмотреть иллюстрации и попытаться угадать, о чем будет книга. На уроке учительница задавала вопросы и хвалила детей.
  2. Учитель показывает детям незнакомые предметы, связанные со сказками, и призывает их запомнить названия и характеристики.
  3. Учитель организует специальные разговорные упражнения, которые помогут детям запомнить новые слова.

В средней группе рекомендуется использовать пословицы. Выбор заявления довольно произвольный, но в первую очередь это заявления, связанные с работой. Постепенно, слушая рассказ, дети быстро угадали тему сказки. Это следует повторить несколько раз.

Рассказывание сказок сопровождается диалогом, в ходе которого учитель объясняет непонятные моменты и помогает детям оценить персонажей и их поведение. Понимать языковые особенности

В этой работе рекомендуется повторить наиболее интересные сравнения, описания и персонажи с речевыми характеристиками сказок.

Есть несколько приемов для того, чтобы рассказывать о сказках. Их можно разделить на две группы.

Первая группа. Позвольте детям активно участвовать в диалоге и помогите им глубже понять содержание сказок. Вопросы могут касаться различных аспектов, таких как персонажи, сюжеты, эмоции, моральные уроки и другие важные элементы. Обсуждение иллюстраций. Иллюстрации в сказках играют важную роль, особенно для дошкольников, которые еще не умеют читать.

Художественные образы помогают детям представить себе события и персонажей сказки. Учителя могут обсуждать иллюстрации, задавая вопросы. 

Устный набросок. Эта техника позволяет детям активно участвовать в творческом процессе и придумывать собственные идеи и визуализации сказок. Мы призываем детей представить себя художниками и подумать о том, какие картинки они будут рисовать, основываясь на содержании сказок. 

Во второй группе технологий можно отметить следующее. Прочитав отрывки, дети выбирают их сами. Обсудите наиболее эмоциональные моменты на работе, будь то интересные, грустные или ужасные ситуации. Особенно запоминается описание природы и поведения персонажей. Детские рассказы об отдельных эпизодах. Чтобы стимулировать интерес, вы можете устроить игру, которая определит, чей рассказ будет более увлекательным и познавательным.

Инсценировка сказочных фрагментов помогает расширить словарный запас и развить языковые навыки. Драматизация особенно эффективна, когда имеешь дело со сказками, в которых основной сюжет разворачивается через диалог персонажей. Сначала дети заучивают эту историю, а затем воплощают ее в жизнь.

Особенно важно, чтобы дети в возрасте 3-4 лет не ограничивались пассивным прослушиванием сказок. Они активно участвуют в этом процессе, например, могут участвовать в постановке перчаток, произношении, подсказки о персонажах или предложения по замене концовки истории. Таким образом, развитие положительных эмоций и речевых навыков развивается параллельно.

Поэтому сказки являются увлекательным и эффективным средством развития речи дошкольников среднего возраста. Когда дети слушают сказки или участвуют в них, у них появляется возможность погрузиться в мир персонажей и взаимодействовать с ними посредством диалога.

Дети учатся прислушиваться к разговорной речи и отвечать на вопросы, выражать свои мысли и идеи и логически связывать свои высказывания с высказываниями других персонажей. Это развивает коммуникативные навыки и умение поддерживать связную речь.

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 272 с.
  2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия / О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург: «Издательство ДНК», 2019. – 152 с.
  3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Москва: «Просвещение», 2018. – 274 с.
  4. Сказка как источник творчества детей / Состав. Ю.А. Лебедев. – Москва: Педагогика, 2021. – 235 с.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. – Москва: ООО «Издательство ACT», 2020. – 464 с.

Поделиться

22

Патевская О. А., Максимчук О. Я. Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13756-skazkoterapiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря