Быстрые глобальные изменения и социальные трансформации последних лет привели к девальвации таких важнейших жизненных концепций, как «брак», «материнство», «отцовство» и «отцовство». Одновременно с этим значительные сдвиги претерпели функции семьи, а также регулирование семейных отношений. Уважение к родителям, уважение к семейной истории и национальному наследию, а также самоценность семейного образа жизни и традиций подорваны среди большинства молодых людей. Как следствие, мы наблюдаем снижение рождаемости и усиление потребительского отношения к семье и детям. Более того, возросла автономия поколений, давая технологически культурному «поколению детей» неоспоримое преимущество перед старшим «поколением отцов». К сожалению, это современное стремление к семейному счастью часто следует за антисемейным поведением.
Следовательно, мы сталкиваемся с кризисом традиционных цивилизационных устоев, срывом передачи традиционной семейной культуры и серьезным напряжением роли семьи как образовательного института. Психологи и педагоги выражают глубокую обеспокоенность снижением внимания родителей к своим детям, которое обычно называют «дефицитом родительской любви». Этот дефицит привел к снижению физического и психического благополучия детей, уменьшению интеллектуального потенциала, снижению акцента на духовно-нравственных ценностях, а также проблемам в адаптации к обществу.
Кроме того, современные родители часто упускают из виду значимость семейных ценностей, ставя их низко в иерархии приоритетов. Часто родители прививают своим детям определенные семейные ценности, но действуют противоречиво. Тем не менее семья всегда признавалась краеугольным камнем благополучия общества. Следовательно, трансформационные тенденции и изменения, наблюдаемые в институте семьи, требуют принятия активных мер по восстановлению его фундаментальной роли, возрождению традиционных семейных ценностей и развитию ответственного и позитивного родительства.
В прошлом основная ответственность за привитие детям семейно-ориентированных ценностей лежала на самой семье. Дореволюционная семья, часто большая и состоящая из нескольких поколений, широко знакомила с концепциями брака, отцовства, отношений между братьями и сестрами, а также дедушки и бабушки. Однако воспитательная функция семьи была скомпрометирована внутренними проблемами, что вынудило родителей косвенно передать эту роль школам, единственным сохранившимся образовательным учреждениям. Многие родители признают отсутствие у них опыта в подготовке детей к семейной жизни из-за негативного личного опыта. Возрождение, развитие и продвижение традиционных семейных ценностей являются ключевыми целями, связанными со стратегической безопасностью нации.
«Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» призывает к повышению педагогического мастерства родителей и возрождению традиций семейного воспитания, а «Основы государственной культурной политики» подчеркивают важность оказания доступной педагогической и психологической поддержки родителям по вопросам детского воспитания. Приоритет семейного образования также служит ориентиром в «Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 года». Кроме того, в материалах Национальной ассоциации родителей подчеркивается острая необходимость эффективной интеграции тем, связанных с семьей, в учебные заведения.
Педагоги призваны воспитывать у учащихся основы семейной культуры и вооружать родителей необходимыми педагогическими компетенциями для формирования гармоничных семейных отношений. Однако возникает ряд противоречий:
- На социально-педагогическом уровне общество признает жизненно важную роль сохранения духовно-нравственных ценностей семьи, однако система образования демонстрирует нежелание дать возможность молодому поколению охватить это богатое наследие.
- На научно-педагогическом уровне существует несоответствие между необходимостью сохранения и развития института семьи и отсутствием комплексных теорий по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников.
- На научно-методическом уровне образовательным учреждениям необходимы образовательные ресурсы и методические базы, специально направленные на развитие духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников. Однако в сегодняшней педагогической среде таких ресурсов недостаточно.
На сегодняшний день в ряде регионов разработаны и внедряются целые программы по данному направлению.
Национальная родительская ассоциация провела анализ программ, посвящённых основам семейного уклада и семейных традиций для обучающихся общеобразовательных организаций. В своих методических материалах она представляет обзор 60 из них (источник: https://nra-russia.ru/).
Практически во всех субъектах Российской Федерации тема родительского просвещения, формирования семейных ценностей, изучения семейного уклада и семейных традиций у обучающихся нашла отражение в программных документах, методических рекомендациях, сложившейся практике органов исполнительной власти, государственных организаций различной ведомственной подчиненности, общественных и некоммерческих организаций.
При разработке ключевых тематик необходимо ориентироваться на глобальные проблемы современной семьи и детства, в том числе: – проблему детского одиночества в контексте общих проблем современности; – проблему недостаточности родительского внимания, дефицита времени; – проблему недостатка любви в жизни семьи и человека; – проблему создания, сохранения и поддержания семейных традиций. В содержание курсов не допускается включение тематики, запрещенной законодательством Российской Федерации, направленной на пропаганду насилия, сексуальных извращений, иных явлений, направленных на разрушение традиционных семейных ценностей.
Содержание курсов, детско-родительских мероприятий должно ориентировать на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи;
- формирование навыка и потребности, повышение мотивации учиться родительству;
- содействие развитию ключевых компетенций родителей;
- пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
- содействие развитию навыков родительского самообразования;
- формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны.
В образовательной организации следует проводить непрерывную работу по формированию семейных ценностей у обучающихся.
Создание мусульманской семьи всегда было одной из высших ценностей в татарском обществе, а вступление в брак считается богоугодным делом и очевидной абсолютной необходимостью. У татарского народа, как и у всех мусульман, создание семьи считалось священной обязанностью. Равноправный брак в исламе (никáх) – это неиссякаемый источник любви, сострадания и взаимопонимания супругов, ведь Пророк Мухаммед поощряет внимательное, доброе отношение к мусульманским женам. Браки татар между приверженцами разного вероисповедания не поощрялись. Коран запрещает жениться на неверующей в единого Бога (язычница, атеистка, агностик) и крайне неохотно допускает женитьбу на иудейке или христианке. Возраст вступления в брак для татарских девушек редко превышал 16-17 лет иногда глава семьи должен быть старше своей молодой жены на 3–5 лет. После татарской свадьбы молодая жена переходила во власть и на иждивение своего супруга. Родители невесты в дела молодых не вмешивались, ориентировали своих дочерей будущих невест на терпимость и покорность мужу. Вся полнота власти в татарской семье была у старшего мужчины. Селились молодые у родителей супруга, отступление от этого правила считалось стыдом и страшным позором. Татарская народная пословица гласит: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом». Традиционно татарская семья стремилась иметь как можно больше детей, особенно мальчиков. Часто встречались семьи, где по дому бегало 6–8 ребятишек. Важнейшей задачей семьи у татарского народа было и остается воспитание высоких морально-нравственных качеств у детей в национальном духе. В патриархальной татарской семье отец занимался трудовым воспитанием сыновей, а мать учила по хозяйству дочерей. Считалось, что детей нельзя баловать, особенно авторитетному отцу. Семейные татарские народные традиции строились на уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Особенным уважением пользуются дедушка (бабай) и бабушка (әби). Младшие дети должны беспрекословно слушаться старших, а те, в свою очередь, оберегать и заботиться о младших. В многочисленных семьях татар младшие дети никогда не вмешиваются в разговоры старших и не перебивают друг друга. Взаимное общение основано на уважении и признании значимости личности собеседника. Осиротевшие дети не отдавались в приюты, а воспитывались в семьях родственников или односельчан. Татарская семья всегда являлась основой национального духа татарского народа, хранителем высоких человеческих моральных норм и нравственных начал. Ничто так не скрепляет любой народ, как культурные обычаи предков. Народные обычаи и национальные традиции – это живые рациональные зерна, которые возникли в результате накопления и осмысления колоссального житейского опыта предков и живого познания окружающего мира. Народная культура – это генетическая национальная память народа, которая не позволяет ему обезличиться, раствориться в окружающем мире. Национальные традиции позволяют ощутить свою принадлежность к единому целому, не разорвать нить времен, связывающих человека с Родиной и предками, получить жизненную опору и силу.
Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности – вот моя первостепенная задача как учителя татарского языка и литературы.
В формировании духовности, нравственности, патриотических мыслей и убеждений у учащихся, в удовлетворении их потребностей по изучению родного края, местных особенностей и традиций ведущую роль играют уроки родного языка.
В школьных учебниках татарской литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно-фольклорными связями в произведениях татарских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. Специфика моего предмета такова, что мы на уроках занимаемся больше воспитанием, чем обучением. По программе очень много произведений, затрагивающих нравственные проблемы. Ну как можно проводить анализ текста, не говоря о положительных или отрицательных чертах литературного героя, не узнать отношение ученика к этому герою или его поступкам. И этот разговор всегда заканчивается вопросом: «А что бы ты сделал в такой ситуации?» На уроках татарского языка я использую дидактические карточки, составленные на материале с нравственной тематикой. Для карточек я использовала тексты из книг Р. Фахретдинова, Г. Тукая, К. Насыри. Карточки наряду с грамматическими материалами содержат вопросы на нравственные темы.
Неоценима роль внеклассных мероприятий по татарскому языку при воспитании духовности и нравственности. Это – участие в районных конкурсах чтецов «Пою мою республику», «Тукаевские напевы», «Урал – батыр», в конкурсе песен на родных языках «Песни моего народа». На конкурс-фестиваль чтецов «Тукаевсие напевы» мы подготовили сценарий по сказкам Габдуллы Тукая. Выступление было высоко оценено членами жюри. Видеоматериалы отправили на заочный этап в Уфу.
Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна доброты, а прорастают они не скоро. Но если после наших уроков и мероприятий учащиеся станут хоть немного чище, добрее друг к другу и окружающим, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою работу выполненной.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)