Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Экспериментальная деятельность в рамках аппликации

Экспериментальная деятельность в рамках аппликации

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

аппликация
педагогические технологии
деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются педагогические технологии как систематизированные методы и подходы, используемые в обучении для достижения определённых образовательных целей.

Текст статьи

В настоящее время образование требует от педагогов внедрения инновационных подходов, которые будут способствовать развитию творческих способностей детей. Одной из таких областей является экспериментальная деятельность, которая позволяет детям пяти-шести лет не только осваивать различные техники создания аппликаций, но и развивать креативное мышление, мелкую моторику и навыки сотрудничества. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, и использование педагогических технологий в процессе обучения аппликации может значительно обогатить их опыт.

Разнообразные подходы к организации занятий позволяют детям не только освоить технику аппликации, но и экспериментировать с материалами, цветами, формами, развивая воображение, художественный вкус и мелкую моторику.

Разработка методического материала, в технике создания аппликации включает и практические рекомендации по использованию различных материалов и инструментов, интеграции с другими видами деятельности – музыкой, литературой или природоведением. Это позволит создать междисциплинарный подход к обучению и обогатить образовательный процесс, а также пошаговые инструкции для выполнения работ. Важно учитывать возрастные особенности детей и их уровень подготовки, чтобы предложенные задания были доступными и интересными.

Различные виды материалов, которые можно использовать в процессе обучения детей: бумага (цветная, гладкая или текстурированная, а также картон, который бывает, как тонким, так и плотным, бумага для упаковки (например, крафт-бумага или фольгированная), ткань (лоскутки различных тканей, нитки и кружево), природные материалы (листья, цветы, семена и шишки, камни и песок), клеевые материалы(ПВА-клей, клеевые карандаши и термоклей, двусторонний скотч), декоративные элементы(бусины, пуговицы и стразовые наклейки, ленты и наклейки, глиттер и краски), различные инструменты(ножницы – как обычные, так и фигурные, кисти, губки и спонжи, шаблоны и трафареты).

Обучение детей аппликации – это творческий и увлекательный процесс, в котором можно использовать разнообразные методы. Они помогают сделать занятия более интересными, развивают навыки и способности детей. Важным аспектом этого процесса является создание атмосферы поддержки и вдохновения, где каждый ребенок может свободно выражать свои идеи и чувства через творчество. Используя различные подходы, педагоги могут не только обучить детей техникам аппликации, но и развивать их воображение, креативность, а также социальные навыки через совместную работу и взаимодействие с другими детьми.

Виды педагогических технологий, используемых в организации экспериментальной деятельности детей 5-6 лет: технология детского экспериментирования; технология проектной деятельности формирует навыки планирования, исследования и самостоятельности; технология исследовательской деятельности; технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач); технология проблемного обучения превращает занятие в увлекательное исследовательское путешествие. Вместо пошаговых инструкций дети получают проблемные задачи, стимулирующие их мыслительный процесс и побуждающие к поиску собственных решений; информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации, обучающие видеоролики, интерактивные игры и простые графические редакторы становятся виртуальными помощниками, наглядно демонстрируя различные техники аппликации, знакомя детей с богатым миром материалов (бумага, ткань, природные материалы) и способами их применения, а также вдохновляя на создание собственных шедевров, ИКТ позволяют организовать виртуальные выставки детских работ, обмен опытом с другими детьми и даже совместное создание аппликаций онлайн, что расширяет коммуникативные возможности и стимулирует творческую активность); личностно-ориентированная технология; игровая технология (игровые задания, например, создание аппликации по мотивам прочитанной сказки, изобретение фантастического существа или составление коллективной композиции, развивают творческое воображение, креативность, мелкую моторику и способность к нестандартному мышлению). Одновременно с этим в игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять роли, развивая коммуникативные навыки и социальный интеллект. Свободное проявление эмоций, чувство комфорта и уверенности в игровой обстановке способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала каждого ребенка.

Эти технологии направлены на развитие у детей умения выделять и ставить проблемы, предлагать возможные решения, проверять их практическим путём, делать выводы, выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы и строить предположения, а также отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности и фиксировать этапы действий.

Интеграция этих технологий позволяет создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, формирования у него важных личностных качеств и подготовки к успешной жизнедеятельности в современном мире. Применение комплексного подхода в обучении аппликации не только обогащает опыт детей в области художественного творчества, но также способствует их гармоничному развитию как личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром. В конечном итоге это создает прочную основу для дальнейшего обучения и развития в старшем возрасте, подготавливая детей к активному участию в жизни общества.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2016.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., Просвещение. 1985.
  3. Колдина Д.Н. Нетрадиционные техники рисования с детьми 5–6 лет. // Современное дошкольное образование – 2010. – № 4.

Поделиться

26

Рыжкова Н. А., Макушева Н. В., Сорокина Е. И. Экспериментальная деятельность в рамках аппликации // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13762-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-ramkah-applikacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря