Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются одной из групп детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в инклюзивном образовании. В связи с особенностями течения этих заболеваний дети с РАС нуждаются в консультировании в процессе инклюзивного образования. В современной образовательной практике чрезвычайно важен вопрос интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду и создания условий для наиболее эффективного усвоения ими учебной программы. В последнее время концепции инклюзивного образования уделяется особое внимание. Число детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивной среде, демонстрирует положительную динамику. Внедрение инклюзивного образования требует от детских садов создания специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями. Учащиеся с ограниченными возможностями представляют собой неоднородную группу, и в каждом конкретном случае модели психологической и педагогической поддержки разрабатываются отдельно в соответствии с потребностями детей. Особую группу детей с ограниченными возможностями составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Это определение относится к группе нарушений развития мозга. Специфической особенностью расстройств аутистического спектра является стойкое отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Кроме того, для детей с РАС характерен ограниченный круг интересов и так называемые стереотипы – набор повторяющихся действий, связанных с каким-либо сенсорным ощущением.
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый 160-й ребенок страдает расстройством аутистического спектра. С каждым годом распространенность РАС во всем мире растет. По оценкам экспертов, около 50% детей с РАС имеют ту или иную степень выраженного умственного упадка. Расстройства аутистического спектра часто сопровождаются специфическими нарушениями речевого развития. Учитывая специфику этих заболеваний, большинство детей с РАС получают образование дома, дистанционно или в школе самостоятельно. В некоторых случаях обучение может проводиться в инклюзивной среде. Одной из основных образовательных потребностей детей с РАС является постоянное оказание систематической помощи на протяжении всего процесса обучения. Инклюзивное образование такого ребенка требует всесторонней психолого-педагогической поддержки учащихся. Принимая во внимание мнения таких экспертов, как дефектологи, логопеды и специальные психологи, необходимо разработать наиболее подходящие образовательные стратегии для детей с РАС. Кроме того, эффективность его реализации во многом зависит от готовности родителей следовать рекомендациям экспертов, работающих за пределами кампуса. Особые образовательные потребности детей с РАС включают: создание эмоционального и сенсорного комфорта; индивидуальные курсы. Образование; создание структурированной образовательной среды; развитие коммуникативных навыков, форм образовательной деятельности и социально приемлемого поведения. Поэтому для успешной реализации образовательного процесса ребенку необходим посредник-наставник между ним и учителем. Тьютор (англ. tutor-воспитатель, опекун; лат. туеор (я наблюдаю, забочусь, защищаю) – это эксперт, который сопровождает детей в образовательной деятельности. В случае с детьми с РАС почти все занятия так или иначе связаны с обучением, поэтому требуется консультация. Задачей тьютора является создание необходимых условий для удовлетворения особых образовательных потребностей, что помогает успешно интегрировать детей с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс.
Успех учащихся в участии в инклюзивном учебном процессе зависит от уровня их развития.:
- Когнитивная сфера: объем знаний и владение навыками.
- Сфера общения: способность взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
- Эмоциональная сфера: мотивация к учебной деятельности и устойчивый позитивный настрой, психологическая адаптация к школе.
- Независимость: наличие навыков самообслуживания, а также способность самостоятельно контролировать эмоции и поведение.
Основной целью взаимодействия тьютора и ребенка с РАС является достижение максимально высокого уровня самостоятельности конкретного ребенка и его социальной адаптации в инклюзивной образовательной среде. Поначалу тьютор и ребенок действуют как своего рода «симбиоз», и необходимые навыки сначала вырабатываются в тесном сотрудничестве с репетитором. По мере того как дети осваивают форму учебной деятельности и вырабатывают соответствующие модели поведения, тьютор постепенно уходит, предоставляя ребенку большую самостоятельность в действиях, продолжая при этом контролировать образовательный процесс и оказывать помощь при необходимости. Как правило, детям с РАС требуется больше времени для адаптации к новой среде, чем другим детям. Родители и воспитатели должны вводить своих детей в школьную жизнь как можно более чутко и осторожно, в удобном для них темпе. Это требует тщательной предварительной подготовки. В зависимости от потребностей вашего ребенка вы можете показать ему фотографии одноклассников и рассказать о них. Приходите в школу после уроков – дайте ему возможность привыкнуть к новым звукам и запахам. Постепенно ведущая роль во взаимодействии с ребенком переходит к воспитателю. Время, проводимое на занятиях, также определяется отдельно и постепенно увеличивается, чтобы избежать перегрузки и дискомфорта для детей. Для детей с РАС очень важны постоянство окружающей среды и регулярность происходящего. Обычно любые изменения в ходе мероприятия могут привести к тому, что ребенок впадет в кому, вызвав неожиданные эмоциональные реакции. Для того чтобы дети могли адаптироваться к учебной деятельности, они должны каждый раз действовать на основе определенных заранее разработанных алгоритмов. Это поможет ребенку успокоиться и интегрироваться в образовательный процесс. Рекомендуется постепенно знакомить детей с различными образовательными и коммуникативными ситуациями, развивать необходимые навыки и накапливать знания о том, как и когда эти навыки применять. Приобретение такого жизненного опыта предоставляет расширенное поле деятельности, где дети могут самостоятельно справиться с этой проблемой, и уже есть примерная модель решения. Одной из специфических особенностей детей с РАС является в основном визуальное восприятие окружающей среды, отсутствие волевого контроля над своим поведением и так называемое «полевое» поведение. Поведение ребенка зависит от того, что он видит вокруг себя. Его привлекают изображения, он следует линиям на полу, стрелкам, его привлекают различные предметы. В этом случае специалисты рекомендуют обустроить пространство: используйте цвета или линии, чтобы отделить рабочую зону от игровой.
Положите в поле зрения ребенка памятку, объясняющую, как действовать в определенных ситуациях, например, в каком порядке мыть руки и т. д.
Обычно у детей с РАС наблюдается дисфункция сенсорной интеграции – нарушение сенсорного восприятия. Дисфункция может быть вызвана двумя основными причинами. В одном случае все каналы восприятия задействованы одновременно, тогда мозг ребенка обрабатывает слишком много сенсорной информации и перегружается. В другом случае сенсорной информации недостаточно, тогда ребенок ищет различные способы ее получения. Нарушения, так или иначе, препятствуют восприятию детьми учебных материалов. Для того чтобы решить эту проблему, ребенку необходимо проконсультироваться с педагогом-психологом и строго следовать советам специалистов. В случае сенсорной перегрузки могут быть задействованы устройства, предотвращающие получение ненужной информации, например наушники. При недостатке чувствительности требуется дополнительная сенсорная стимуляция, например, более плотный жилет или одеяло. Конечно, сопровождение особого ребенка не должно мешать учебному процессу и общению других детей. Отношение группы к детям с РАС также окажет влияние на учебную мотивацию ребенка. Родители, воспитатели должны объединиться, чтобы способствовать толерантному отношению к «особым» детям в группе и предотвратить дискриминацию. Необходимо учить детей проявлять терпимость, доброту, желание помогать другим и учитывать личностные особенности каждого человека. Очень важны личные качества человека, который выбирает профессию тьютора. Это особенно актуально при работе с любым ребенком «Особенный», воспитатель должен уделять пристальное внимание таким чуткость, терпимость, доброта, последовательность, вера в ребенка, принятие его особенностей, интерес к его личности и внимание к потребностям и т. д.
Достичь вышеуказанных целей можно, решив следующие задачи:
- Участие тьютора создает условия для успешного обучения детей;
- Участие тьютора создает условия для успешной социализации детей;
- Способствовать максимальному развитию личностного потенциала детей.
Перечисленные задачи достигаются следующими способами:
- Тьюторы и преподаватели должны понимать область непосредственного развития учащихся с особыми потребностями, опираясь на их явные и скрытые ресурсы, измерение нагрузки, чередование видов деятельности, адаптацию и структуру учебных материалов и учебников.
- Тьюторы используют специальные стратегии для работы с детьми с РАС в соответствии с потребностями детей.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)