Работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида» города Валуйки Белгородской области, который расположен в северо-восточной части города, по улице Калинина возле объездной дороги, в густонаселённом районе с оживлённым транспортным движением, часто задумываемся о безопасности своих дошкольников.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Это побудило нас более глубоко заняться формированием у детей дошкольного возраста знаний безопасного поведения на дорогах и знаний правил дорожного движения.
Началом работы по данной тематике стало еще и проведение среди воспитанников подготовительной к школе группы диагностики знаний правил дорожного движения по методике А. И. Замалеевой.
По результатам проведённой диагностики оказалось, что только 9,5% дошкольников имеют высокий уровень знаний, 23,8% – находятся на среднем уровне и у 66,7% – низкий уровень знаний по правилам дорожного движения.
Опрос родителей в форме анкетирования показал, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают правила пешехода.
Анализ проведенной диагностики и анкетирования свидетельствовал о необходимости активизации работы воспитателей по повышению уровня знаний по безопасности дорожного движения у дошкольников.
Вопрос безопасности дорожного движения является одним из самых важных и актуальных в настоящее время, в том числе и в нашем городе. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принципом, которого является обеспечение безопасности дорожного движения, определяет приоритет жизнь и здоровья граждан основным.
Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Новой, динамично развивающейся инновационной технологией, используемой в образовании, является квест-технология, эффективностью которой является ряд её особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребёнка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка. Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть, как индивидуальным, так и коллективным.
По мнению многих педагогов-практиков «квест-технология» способствует не только получению детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения, но и отработке навыков применения их на практике.
Однако при использовании квест-технологии в дошкольном образовательном процессе, имея недостаточный опыт по использованию данной технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения, педагогу необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, определение чётких правил квест-игры, реализация которых позволит повысить у детей дошкольного возраста уровень знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.
По мнению педагогов-практиков, применение «квест-технологии» при организации обучения в дошкольном образовательном учреждении способно значительно повысить качество образовательного процесса.
Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений в данный момент времени существует устойчивое противоречие между пониманием необходимости применения современных эффективных технологий в работе воспитателей при организации образовательной деятельности и недостаточным использованием возможностей квест-технологии при организации обучения направленного на повышение качества знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Нами был изучен уровень знаний о правилах безопасности дорожного движения, который определил, что дети владеют некоторым объёмом теоретических знаний, но испытывают затруднения в применении их на практике, не могут предвидеть развития дорожной ситуации, планировать своё поведение, как участника дорожного движения.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
Мы использовали эту технологию потому, что в каждой квест-игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя дошкольник осваивает дорожные знаки; узнает их названия и значение, запоминает цвет, форму; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Во время проведения квеста педагог все время находится рядом с детьми и видит, кому из детей необходима индивидуальная работа, кто в чем-то затрудняется, а для кого задания необходимо усложнять. Это помогает перейти к следующему этапу работы над квестом – деление группы на команды во время квест-игры.
При формировании предметно-развивающей среды мы учитывали, что это пространство, которое даёт детям возможность воображать, придумывать, творить, т. к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.
Мы опыта считаем, что использование квест-технологии в обучении дошкольников правилам дорожного движения, даёт им возможность адаптироваться в любой ситуации на улицах города.
Результативность данной работы по направлению подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам безопасности дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование данной технологии способствует положительной динамике повышения уровня знаний у детей дошкольного возраста по безопасности дорожного движения.

.png&w=640&q=75)