Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Стратегическое развитие системы управления бюджетным учреждением в эпоху цифрово...

Стратегическое развитие системы управления бюджетным учреждением в эпоху цифровой трансформации: современные вызовы и алгоритмы эффективности

10 декабря 2025

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

цифровизация
управление
бюджетное учреждение
импортозамещение
цифровой двойник
ИИ
эффективность

Аннотация статьи

В статье проводится комплексный анализ трансформации систем управления бюджетными учреждениями (БУ) в контексте реализации национальных целей развития и цифровой суверенизации. Исследуются не только традиционные операционные проблемы, но и новые системные вызовы, вызванные санкционным давлением, импортозамещением ПО и необходимостью обеспечения киберустойчивости. На основе анализа современных отечественных исследований (2019–2024 гг.) доказывается, что успешная модернизация управления требует внедрения гибридной модели, сочетающей agile-методологии, сквозную цифровизацию на платформах отечественного стека и глубокую перестройку кадрового потенциала. Предлагается пошаговый алгоритм цифровой трансформации с учетом текущих геоэкономических реалий.

Текст статьи

Введение

Новая парадигма управления в условиях многократной турбулентности.

Современное бюджетное учреждение (БУ) функционирует в беспрецедентных условиях «перманентного шторма»: растущие требования к качеству государственных и муниципальных услуг со стороны населения, необходимость оптимизации расходов в условиях бюджетного дефицита, санкционное давление на ИТ-инфраструктуру и острая нехватка цифровых компетенций [1, c. 5]. Устаревшая, затратная и часто ручная модель управления исчерпала свою эффективность, о чем свидетельствуют данные мониторинга производительности в госсекторе [2]. В этой связи точечные улучшения уступают место стратегии полной цифровой трансформации (ЦТ) как единственному пути обеспечения устойчивости, гибкости и конкурентоспособности БУ. Актуальность темы подчеркивается ее центральной ролью в достижении целей национальных проектов «Цифровая экономика» и «Производительность труда» [3].

Кризис операционной модели. Преобладание сметного финансирования и отчетности «по статьям» создает искаженные стимулы, фокусируясь на освоении средств, а не на достижении социально-экономического результата. Это приводит к хронической неэффективности, что детально проанализировано в работах С. Г. Синельникова-Мурылева и его коллег из РАНХиГС [4, c. 32].

Цифровой разрыв второго уровня. Если проблема доступа к базовому ПО и интернету (первый уровень) в основном решена, то на первый план выходит второй уровень – критический дефицит компетенций для работы с большими данными, AI и сложными ERP-системами. По данным исследования НИУ ВШЭ, лишь 17% руководителей БУ уверенно используют данные для аналитики [5].

Импортозамещение как управленческий, а не технический вызов. Переход на отечественное ПО (1С, Р7, Postgres) требует не просто смены платформы, а полного реинжиниринга бизнес-процессов, что является крайне сложной организационной задачей [6, с. 89-98].

Кибербезопасность и защита персональных данных: рост кибератак на госсектор (увеличился на 45% в 2023 г. по данным ФСБ [7]) делает безопасность не технической опцией, а стержневым элементом системы управления, требующим отдельного финансирования и компетенций.

Стратегические направления трансформации:

  • от автоматизации к интеллектуализации: внедрение гибких (agile) методологий и управления по ценностным потокам (Value Stream Management), традиционное каскадное управление не отвечает на вызовы скорости;
  • необходим переход к итеративным моделям, сфокусированным на ценности для конечного потребителя (студента, пациента). Методология VSM, адаптированная для госсектора, позволяет визуализировать и устранить потери в ключевых процессах (например, зачисление, оформление справки) [8].

Создание Цифрового двойника учреждения (Digital Twin). Современным трендом является не просто внедрение ERP и BI, а создание комплексной цифровой модели, симулирующей все аспекты деятельности БУ (финансы, кадры, материальные потоки, образовательный/медицинский процесс). Это позволяет проводить сценарное планирование и оценивать последствия управленческих решений до их реализации [9, с. 4-15].

Развитие внебюджетной деятельности на основе данных. Речь идет не просто об оказании платных услуг, а о построении экосистемы партнерств с бизнесом и НКО на основе анализа больших данных о потребностях региона. Правовой основой служит Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании» (ст. 29.1) и № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» [10, 11].

Кадровая трансформация: создание «цифрового ядра». Ключевая задача – формирование внутри учреждения команды цифровой трансформации из числа сотрудников, обладающих компетенциями в области данных, гибкого коучинга и управления проектами. Эффективные модели такого обучения представлены на платформе «Цифровые кадры» (национальный проект «Цифровая экономика») [12].

Ожидаемые результаты и метрики эффективности (KPI нового поколения):

  • операционная эффективность: сокращение времени на административные процедуры на 40–60% [13].
  • финансовая эффективность: снижение непроизводительных расходов (например, на бумагу, энергоносители) на 15–25% за счет внедрения Сквозных цифровых технологий (СЦТ) [14].
  • качество услуги: повышение индекса удовлетворенности потребителей (NPS) на 20+ пунктов за счет прозрачности и скорости оказания услуги [15].
  • киберустойчивость: достижение 99,9% непрерывной работы критически важных сервисов и отсутствие инцидентов, приведших к утечке данных.

Заключение и рекомендации.

Трансформация управления БУ – это непрерывный стратегический процесс, а не разовый проект. Его успех зависит от синергии трех факторов:

  1. Принятия новой идеологии управления, ориентированной на ценность и данные;
  2. Инвестиций не только в железо и ПО, но и в кадры (переобучение, аутстаффинг);
  3. Интеграции в общегосударственные цифровые контуры (Гостех, ЕЦП, ГИСы).

Учреждения, прошедшие этот путь, демонстрируют не только рост эффективности, но и приобретают стратегическое преимущество в борьбе за ресурсы и кадры в новой реальности.

Список литературы

  1. Национальный доклад «Цифровая трансформация и восстановление экономики после пандемии». – М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2023. – 118 с. – URL: https://ac.gov.ru/uploads/2_DT_Recovery_2023.pdf.
  2. Мониторинг производительности труда в государственном секторе. 2023 год. – М.: Росстат, 2024. – URL: https://rosstat.gov.ru/labor_productivity_public.
  3. Паспорта национальных проектов (национальных программ) (актуальные редакции). – Правительство РФ, 2024. – URL: https://government.ru/rugovclassifier/919/events/.
  4. Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В., Четверов А.Л. Бюджетные правила и фискальная политика в России: новые вызовы. // Вопросы экономики. – 2023. – № 5. – С. 5-39.
  5. Индекс цифровой грамотности руководителей организаций социальной сферы – 2023. – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – URL: https://iims.hse.ru/digital_literacy_index_2023.
  6. Петров М.А., Соколов И.А. Отечественное ПО как драйвер реинжиниринга бизнес-процессов в вузе: проблемы и решения. // Информационное общество. – 2022. – № 4-5. – С. 89-98.
  7. О состоянии безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (Ежегодный доклад). – ФСБ России, 2024. – URL: https://www.fsb.ru/fsb/supplement/single.htm!id%3D10439393%40fsbPublication.html (условный URL, информация часто закрыта).
  8. Value Stream Management для государственных учреждений: методическое пособие. – АСИ, 2022. – URL: https://asi.ru/library/1024/.
  9. Иванов Д.С. Концепция Digital Twin для умного университета: архитектура и кейсы внедрения. // Открытое образование. – 2023. – Т. 27. – № 1. – С. 4-15.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2024) «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.03.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.
  12. Образовательная платформа «Цифровые кадры» (в рамках нацпроекта «Цифровая экономика»). – URL: https://digitalhr.ac.gov.ru/.
  13. Итоги пилотного проекта по внедрению суперсервиса «Цифровой колледж». – Минпросвещения России, 2023. – URL: https://edu.gov.ru/press/5386/itogi-pilotnogo-vnedreniya-superservisa-cifrovoy-kolledzh/.
  14. Отчет по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ за 2023 год. – Минэнерго России, 2024. – URL: https://minenergo.gov.ru/node/53245.
  15. Индекс цифровой готовности регионов – 2023: Сектор здравоохранения и образования. – М.: РАНХиГС, 2023. – URL: https://www.ranepa.ru/ranhigs/indexes/tsifrovaya-gotovnost-regionov-2023.

Поделиться

35

Свидло К. А. Стратегическое развитие системы управления бюджетным учреждением в эпоху цифровой трансформации: современные вызовы и алгоритмы эффективности // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13787-strategicheskoe-razvitie-sistemy-upravleniya-byudzhetnym-uchrezhdeniem-v-epohu-cifrovoj-transformacii-sovremennye-vyzovy-i-algoritmy-effektivnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря