Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском ...

Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском саду

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

физическая культура в детском саду
взаимоотношения воспитанников на занятиях
организация занятий физической культурой в дошкольных учреждениях

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности взаимоотношений дошкольников на занятиях физической культуры. В статье решаются задачи необходимости стимулирования активности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста при проведении физических занятий и спортивных игр. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в повышении уровень уверенности ребенка в своих силах, а также обеспечении его популярности среди группы сверстников.

Текст статьи

В соответствии с действующими требованиями федерального образовательного стандарта дошкольного образования, реализуемые в современных детских садах, программы дошкольного образования должны обеспечивать развитие личности и охватывать такие важные образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также физическое развитие.

В качестве одной из приоритетных задач реализации современных программ дошкольного образования, можно обозначить укрепление здоровья детей, создание условий для их психического и физического благополучия.

Фактически с того момента, как воспитанник попадает в группу детского сада, где его окружают сверстники, индивидуальное развитие этого ребенка уже нельзя рассматривать вне специфики возникающих межличностных взаимоотношений с другими детьми группы.

Развитие ребенка в немалой степени зависит от взаимоотношений с другими воспитанниками, а также от положения, которое он займет в своей группе. Для детей младшего возраста ровесники выступают в роли носителей норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. Именно в дошкольные годы закладываются основные принципы и стереотипы социального поведения личности.

Для детей дошкольного возраста источником представлений о нормативном поведении являются окружающие взрослые. В то же время нормы и правила взаимоотношений и поведения дети усваивают во время общения со сверстниками. 

Взаимодействие детей в группе детского сада – это сложная система отношений, проявляющаяся в межличностном общении членов группы и их совместной деятельности, во взаимоотношениях и взаимооценках воспитанников, в их переживаниях, носящих избирательный характер. 

По мере взросления характер общения между детьми и их способности осознанно и согласованно взаимодействовать постепенно изменяется. Интерес одного ребенка к другому начинает проявляться примерно к двум трем годам. В это время дети проявляют желание вместе проявлять физическую активность. Дети 4-летнего возраста охотно подражают друг другу и перенимают поведение сверстников. Например, дети могут вместе бегать, скакать, весело кричать, смеяться. Но в этот период дети зачастую еще не играют вместе, а делают это около друг друга.

Специалисты утверждают, что способности к совместной деятельности проявляются у человека, начиная с возраста 4 лет. В 4 года у детей появляется потребность и желание в общении с другими детьми. Главным средством общения человека в этот период становится речь, а игровая форма становится главной формой взаимодействия.

Образовательные стандарты при обучении детей 4-5 лет направлены на формирование умений согласованно действовать в паре, оценивать действия сверстника, сопоставлять собственные и чужие результаты. В этот период развития проявляется склонность к конкуренции и соревнованию со сверстниками. По большей части в таком возрасте ребенок сосредоточен только на собственных результатах, похвалить или поддержать товарища, оказать помощь он еще не способен.

В качестве проявления взаимоотношений детей дошкольного возраста можно обозначить:

  1. Проявление интереса и внимание к сверстнику;
  2. Возможность оказания помощи и взаимопомощи другим детям;
  3. Проявление желания вступать в контакт со сверстниками;
  4. Умение своевременно и правильно оценить действия другого ребенка;
  5. Оценка и выбор оптимального варианта решения при согласовании действий со сверстником;
  6. Проявление ответственности перед сверстником.

Если говорить о занятиях дошкольников по физической культуре, то предметом взаимоотношений детей в этом возрасте становится сосредоточение внимания на движении сверстника, конкретных формы поведения товарищей, от которых зависит эффективность общей совместной деятельности.

В качестве эффективного инструмента формирования взаимоотношений детей в группах на занятиях по физической культуре является применение комплекса подвижных игр, которые будут способствовать активному взаимодействию детей внутри группы. Такая система подвижных игр должна с одной стороны содержат такие игры, в которых присутствует необходимость выполнения игрового задания; а с другой соревнования, в которых прослеживается роль каждого участника игры в достижении общего командного результата.

Формирование взаимоотношений детей при реализации комплекса подвижных игр, направленного на развитие взаимодействия между воспитанниками происходит под руководством взрослого, а также под воздействием правил игры. Содержание работы физкультурного работника в этом случае должно быть направлено на мотивацию заинтересованного отношения детей к подвижным командным играм с определенными правилами. Также хорошо стимулируют взаимодействие у воспитанников такие игры, в которых все участники группы не связаны между собой в ходе игровых действий, а каким образом действовать в ходе игры зависит от самого участника.

Подвижные командные игры с четкими к исполнению правилами на занятиях физической культурой в детском саду требуют от участников соответствия определенных рамок поведения и оставляют меньше пространства для собственного выбора ребенка, но такие игры способствуют накоплению опыта саморегуляции поведения, приобретению навыков коллективности, следовательно, они тоже должны быть включены в образовательный процесс.

Участие в ролевых спортивных играх необходимо для обеспечения взаимодействия между воспитанниками, так как при осознании значимости своей роли в достижении общего результата дети наглядно видят преимущество общих усилий. Такие игры постепенно формируют у ребенка осознание того, что успех команды зависит от умения действовать согласованно с другими. 

Систематическая работа по формированию взаимоотношений посредством комплекса подвижных игр должна постоянно отслеживаться и анализироваться педагогом, чтобы приложенные им усилия обеспечили ожидаемые результативные показатели в нравственном развитии воспитанников.

Формирование взаимоотношений между детьми является одним из важнейших составляющих воспитательного процесса, поскольку находящийся в детском саду ребенок должен чувствовать себя комфортно без трудностей при взаимодействии с другими детьми группы. И в рамках детского сада легче всего добиться именно такого взаимодействия на занятиях по физической культуре, где дети не только развивают свои двигательные способности, но и приобретают навыки общения со сверстниками, неизбежно взаимодействуя друг с другом в процессе игры или соревнований.

Исследования современных специалистов по обозначенной проблематике выявили существующую взаимосвязь между уровнем физической подготовки детей и навыками их коммуникации со сверстниками. Выяснилось, что более подвижные и физически развитые дети, так же более успешны во взаимоотношениях с другими детьми. Это можно объяснить тем, что хорошая физическая подготовка дает ребенку уверенность в себе. Таким образом, если в глазах этого ребенка и коллектива обеспечить ему успех на физкультурном занятии в какой-либо игре, это повысить уровень уверенности ребенка в своих силах, а также увеличит его популярность среди сверстников.

Можно выделить и другой немаловажный момент, объясняющий выявленную закономерность, это влияние оценки взрослого на взаимоотношение в группе, поскольку многие дети воспринимают сверстников «глазами воспитателя». В этой связи на преподавателя физического воспитания возложена немалая ответственность, ведь то, как воспитатель относится к ребенку, как оценивает его поступки, влияет на его социальную роль в группе сверстников, что в значительной степени определяет отношение детей друг к другу.

Физическая активность в дошкольном возрасте является очень значимой для развития ребенка. Физические упражнения, подвижные и спортивные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, в активном общении, ощущении коллектива.

Исходя из сложившегося опыта работы с детьми на занятиях физической культурой, можно выделить некоторые рекомендации по оптимизации педагогического взаимоотношения педагога по физическому воспитанию с воспитанниками на физкультурных занятиях:

  1. Необходимо создавать располагающую дружескую атмосферу в процессе занятий, поддерживать уверенность каждого ребенка в своих силах, давать положительную оценку его действиям, всячески поощрять самостоятельность и инициативу;
  2. Необходимо помогать детям «раскрыться» в том, что им удается наилучшим образом; 
  3. Помочь каждому ребенку пережить момент успеха, поверить в себя, свои возможности; 
  4. Предоставлять «непопулярным» детям выполнять ведущие роли в подвижных играх.

Таким образом, можно заключить, что педагоги по физическому воспитанию в детских садах имеют возможность развивать у детей дружеские взаимоотношения в коллективе, повышать их уверенность в себе, своих возможностях и способностях развивать навыки коммуникации, что определенно играет немаловажную роль в процессе дальнейшего развития каждого ребенка.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 29.11.2022).
  2. Лимаренко О.В., Колесникова Н.Н. Формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой в системе физического воспитания дошкольников. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/268997717.pdf (Дата обращения 29.11.2022).
  3. Сергеенко Т.В. Консультация для воспитателей: «Формирование коллективных взаимоотношений у детей в процессе физического развития». – 2020. – URL: https://xn--172-9cdp0cq4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/ (Дата обращения 29.11.2022).
  4. Шебеко В.Н., Будова Е.Г. Формирование коллективных взаимоотношений у детей в процессе физического развития. Минск: БГПУ URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/23845 (Дата обращения 29.11.2022).

Поделиться

28

Денисенко С. В., Лихошерстов А. В., Кудряшов Я. А. Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском саду // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13791-formirovanie-vzaimootnoshenij-detej-na-zanyatiyah-po-fizicheskoj-kulture-v-detskom-sadu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря