Введение
Тула издавна считалась оружейной столицей России. В. Н. Ашурков, чьё имя носит конференция, неоднократно подчёркивал значение Тульского оружейного завода как части исторической памяти региона. В сегодняшнем докладе будет поднят вопрос о том, какую роль в складывании традиций производства на ТОЗе сыграли мастера - этнические немцы.
Исторический контекст: появление немецких мастеров в Туле
История российских немцев связана с политикой привлечения иностранных специалистов. В XVII в. голландско-немецкие мастера, такие как Андрей Виниус и Петр Марселис, основали железоделательные заводы под Тулой в 1637 году, использующие энергию падающей воды для ковки [7]. В том же веке, в Тулу прибыли 600 иностранных мастеров, которые служили мастерами и инструкторами, обучавшие тульских оружейников. Это заложило основу для привлечения немцев и дальнейшего развития оружейного дела в Туле.
Манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам…» открыл двери для квалифицированных ремесленников из немецких земель [6]. В отличие от Поволжья и Новороссии, где создавались компактные колонии, в Тульской губернии немцы прибывали преимущественно индивидуально – как специалисты, в том числе, приглашённые на Императорский Тульский оружейный завод. Завод был основан Петром I в 1712 г. с целью массового производства холодного и огнестрельного оружия.
Влияние на регион
Известно, что для изготовления, в частности, холодного оружия, приглашались мастера из Пруссии. Прусские оружейники славились своим мастерством, а самыми прочными считались клинки с клеймом Золингена. Из сохранившихся архивных данных, известно несколько имен оружейников из Пруссии: литейщик Авраам Баттери, Иоганн Шаберг, ствольные мастера Иоган Питерлинц, Николай Преше, Петер Клозе, замочный мастер Яков Делькур, Матфей Клойф, станочные Мартин Кричер, Зиль Муру, Иоган Мигилинц, Иоган Гиргилинц [2, с. 208-209].
Говоря о производстве огнестрельного и артиллерийского оружия, стоит сказать в первую очередь об Эмиле Тейле, бывшим прусским подданным. Будучи оружейным мастером, по прибытии с семьей в Тулу в начале 1860-х годов, он сразу начал работать по специальности на «Императорском Тульском оружейном заводе». Отработав больше 50 лет на данном предприятии, он внес существенный вклад в модификацию ружей и качественное улучшение прочей продукции, выпускаемой заводом. Тейле был широко известен и пользовался уважением не только в среде тульских оружейников, но и в Туле в целом. В разное время занимал разные должности, такие как «Контролер качества», «Ружейный мастер», «Старший классный мастер» [7].
Некоторые из оружейных мастеров в последствии открывали своё собственное дело. Наглядный тому пример – Людвиг Павлович Аммон. Родом из Штутгарта, в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов, он поступил на русскую службу в качестве оружейного мастера. После обосновался в Туле, считая её центром оружейного дела. И в 1886 году на ул. Площадной (сейчас ул. Каминского), № 24 открыл собственную гальванопластическую мастерскую. Именно на основе мастерской Аммона, в 1927 году была открыта механическая мастерская по изготовлению радиодеталей для нужд народного хозяйства и радиолюбителей, выросшая в итоге в Тульский радиотехнический завод «Октава» [4, с. 1242].
Нельзя обойти стороной и более весомый вклад в развитие военной промышленности Тулы. Федор Григорьевич фон Гилленшмидт, ранее уже имевший опыт в предпринимательской деятельности, основал в 1880 году Тульский патронный завод – первое в России частное предприятия по выпуску патронов. Завод заработал в ноябре 1881 г. и за два месяца выпустил 987010 патронов. На плановую мощность - 30 млн патронов в год – завод вышел в 1883 г., поставив военному ведомству 35 млн патронов, покрыв и «недодел от наряда 1882 г.». Количество рабочих за 13 лет увеличилось с 800 до 4642 чел. В 1882 г. за патроны хорошего качества и правильное производство завод получил серебряную медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки; за качество, безукоризненную выделку и дешевизну охотничьих гильз имел медали и похвальные отзывы Императорского технического общества и Общества Соколиных охотников. Завод Гилленшмидта был крупнейшим в России: как пушечно-гильзовый занимал первое место, второе – как патронный и третье среди медеобрабатывающих предприятий страны [5].
Косвенно свой вклад в развитие Тульского оружейного завода вносили и немцы, не относящиеся к оружейной промышленности. Так, содержатели вольных аптек Вильгельм Линк и Константин Крафт поставляли медикаменты бесплатно на Тульский оружейный завод. После большого пожара в Туле в 1834 году тульские оружейники в свою очередь, внесли пожертвования на строительство нового здания кирхи, в сумме 273 рубля серебром, в благодарность за бесплатное пользование медикаментами [3].
Хотя оружейники фокусировались на производстве, этим их деятельность не ограничивалась. К примеру, вопросами местного самоуправления занимался Людвиг Павлович Аммон, будучи в должности гласного Тульской городской думы [4, с. 1241-1245]. Федор Григорьевич фон Гилленшмидт, дважды, в 1887 и 1890 годах, избирался тульским городским головой и благодаря своему образованию, опыту и энергии сумел добиться открытия в Туле конно-железной дороги в 1888 году и водопровода в 1893 году [5].
Многие немцы, приехав в Россию, не потеряли связь с религией. Для многих из них, таковой религией было лютеранство. С появлением немцев на тульской земле появилась и Тульская евангелическо-лютеранская церковь. Деятельность лютеранской общины имела несколько направлений, включая и культурное просвещение, организацию концертов духовной музыки, постановку спектаклей для жителей города и губернии. Деятельностью лютеран руководил совет, в котором с 1892 года состояли и немцы из числа оружейников – Эмиль Тейле и Людвиг Аммон [7, с. 1242].
Мастера немецкого происхождения интегрировались в тульское общество через службу и смешанные браки, передавая знания русским ученикам. Однако с началом Первой мировой войны положение резко ухудшилось: антигерманская кампания 1914-1915 гг. привела к увольнениям и интернированию [1]. Многие были вынуждены русифицировать фамилии, менять религию или покинуть страну. А некоторые, как например, ранее нами названый Эмиль Тейле, в 1914 в разгар мировой войны покинули этот мир.
Заключение
Таким образом, вклад немецких оружейников в развитие Тулы оказался разноплановым. От создания стратегических предприятий, таких как патронный завод Гилленшмидта, до передачи передовых технологий и активного участия в городском управлении. Несмотря на драматический финал этой истории в годы Первой мировой войны, вклад тульских немцев в развитие оружейной промышленности не остался без внимания и является полноценной частью истории Тулы и Императорского Тульского оружейного завода.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)