Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира с ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира с использованием ИКТ

Научный руководитель

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание
ФГОС НОО
младшие школьники
начальная школа
информационно-коммуникационные технологии
ИКТ-компетентность

Аннотация статьи

В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание младших школьников как приоритетное направление начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Обоснована актуальность формирования у обучающихся морально-этических ориентиров в условиях цифровой информационной среды и роста влияния медиа на ценностные установки детей. Раскрывается потенциал информационно-коммуникационных технологий в организации учебной и внеурочной деятельности: использование видеоматериалов, мультфильмов, притч, презентаций и интерактивной доски позволяет усилить наглядность, эмоциональную вовлеченность и перейти к деятельностному формату обучения, в котором ребенок выступает активным субъектом.

Текст статьи

«Насильное обучение не может быть твёрдым,
но то, что с радостью и весельем входит,
крепко западает в души внимающим»
Василий Великий, святитель и богослов

ФГОС НОО определяет духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений образования, целью которого является формирование у обучающихся морально-этических ориентиров, ценностей и идеалов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников играет ключевую роль в их последующем общем развитии и успешном становлении, как граждан своей страны. В XXI веке дети растут в среде, насыщенной электронными и цифровыми средствами массовой информации, сообщающими о развитии науки и прогрессе цивилизации. Однако вне зависимости от времени, перед учителем должна стоять только нравственная цель, только нравственный смысл прогресса: воспитание гармонично развитой личности и физически, и морально. Учителю необходимо объяснять детям не только законы науки, но и показывать, что прогресс цивилизации – это не только наращивание материальных благ, но постоянное отстаивание правды Добра и сопротивление злу.

Самое большое влияние на воспитание духовно-нравственных качеств у детей оказывает живой пример, конкретные факты. Демонстрация видеороликов, мультфильмов, притч, видеофильмов, особенно для младших школьников, наиболее эффективна, так как позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Используя ИКТ, педагог развивает умение учащихся ориентироваться в информационных потоках и овладевать практическими способами работы с информацией; способствует развитию умений обмена информацией с помощью современных технических средств, тем самым активизируя познавательную деятельность учащихся для их дальнейшего самообразования. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность детям, которые слабо владеют поиском информации, с помощью компьютерных технологий осваивать их в партнёрстве с одноклассниками, владеющими этими навыками лучше, выполнять те задания в группе, которые им по силам, таким образом, поддерживают интерес в ребёнке и укрепляют его веру в собственные силы.

В начальной школе происходит постепенная смена ведущего вида деятельности ребенка с игровой на учебную, на деятельность, которая непосредственно связана с получением, усвоением и применением информации. Психологическая наука отмечает, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Очевидно, что необходимо максимально использовать возможности получения информации обучающимися посредством применения ИКТ при организации учебной деятельности младших школьников.

Одно из главных средств общения с миром технологий – это компьютер – универсальный инструмент для организации учебных и внеурочных занятий. Компьютер воспроизводит аудио и видеоинформацию, подготовленную педагогом, значительно расширяя возможности учебного процесса. Его использование повышает интерес, мотивацию учебной деятельности; с его помощью осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; за один и тот же промежуток времени объем выполненной учеником работы – больше; облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются и закрепляются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль), развивается воображение и фантазия, что даёт значительные преимущества перед стандартной системой обучения.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и всё новое. Для них характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

В качестве примера можно привести урок окружающего мира в 3 классе раздел «Человек и природа», который содержит подраздел «Природные сообщества». Программа предлагает познакомить с природными сообществами родного края и правилами нравственного поведения в природных сообществах. К одному из видов современных информационно-коммуникативных технологий, используемых в начальном образовании, относится «Урок-презентация», который может быть посвящён заповедникам Нижегородского края, в частности Керженскому заповеднику.

В ходе урока, после определения темы, детям демонстрируется видеофильм «Исчезающие животные России» [1]. После просмотра предлагается найти выход для сохранения этих животных. Ученики рассматривают различные варианты и один из них – заповедник. Учитель демонстрирует презентацию с рассказом о Керженском заповеднике и обращает внимание на природное сообщество растительного и животного мира заповедника. Преимущество презентации заключается в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Слайды презентации можно озвучить: шум ветра, звук бегущей воды, пение птиц, кряканье утки, шум крыльев насекомых и т. п. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Для закрепления знаний используется интерактивная (смарт) доска. На ней размещается изображение заповедника, на котором присутствуют как звери, живущие в нём, так и «ошибочные»: попугай на ёлке, обезьянка на болотной кочке, крокодил в реке и т. п., предлагается убрать лишнее.

В дальнейшем ученики, объединённые в группы, должны решить ребусы, в которых зашифрованы названия животных заповедника, если ребус решён верно, то на месте отгаданных слов «Лось»; «Рысь» и т. п. на смарт-доске возникает изображение животного.

image.png

Рис.

На слайде картинка заповедника, на которой размещены: костёр, куча мусора, разорённое гнездо, сорванные цветы, звуковая колонка. Обучающиеся должны удалить эти объекты, как несоответствующие правилам посещения заповедника, таким образом, закрепляются знания, полученные на уроке. Кроме того, можно предложить на смарт-доске текст, в котором заранее допустить ряд ошибок (смысловых), исправить которые предлагается ученикам. Например, указать что «можно» приближаться к животным заповедника, кормить их, выражать свой восторг громкими криками, брать птенцов из гнезда и т. д. Использую стилус (маркер, с которым работают на смарт-доске) можно добавить нужное слово или зачеркнуть неправильное. Наличие интерактивной доски в классе помогает учителю использовать эффективные методы обучения, но доска – это только инструмент в руках учителя, главным, прежде всего, является подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которое вызывает у обучающихся потребность в визуализации информации. Интерактивная доска является инструментом визуального представления данных: на ней можно размещать разное количество разноплановой информации: иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т. д., демонстрировать фильмы, а благодаря размерам смарт-доски, изображения видны всему классу, это удерживает внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения в этом возрасте ещё не уравновешены. У смарт-доски в меню есть таймер с фиксированным временем для выполнения задания. Можно определить отрезок времени, за который группа обучающихся должна выполнить задание, что позволяет вносить динамичность в ход урока и, одновременно, помогает ребятам научиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом, учит их «чувству времени».

Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что информационно-коммуникационная поддержка учебно-воспитательного процесса развивает наглядно-образный, наглядно-действенный, интуитивный, творческий виды мышления младшего школьника; коммуникативные способности; формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации; развивает навыки самообразования и самоконтроля; закладывает основы информационной культуры и истоки развития умений осуществлять обработку информации.

Список литературы

  1. https://yandex.ru/video/preview/6577447057027531580.

Поделиться

19

Нуждина Е. А., Маясова Е. Н., Козлов О. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира с использованием ИКТ // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13799-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayushego-mira-s-ispolzovaniem-ikt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря