Главная
Конференции
Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов
К вопросу о формировании в системе дополнительного профобразования психотерапевт...

К вопросу о формировании в системе дополнительного профобразования психотерапевтов их социально-педагогической культуры

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

социально-педагогическая культура
система дополнительного профобразования
психотерапевты
профессиональная переподготовка

Аннотация статьи

В статье социально-педагогическая культура психотерапевта рассматривается в качестве одного из составных компонентов профессиональной культуры специалиста. Рассмотрены составляющие и уровни сформированности социально-педагогической культуры психотерапевтов после изучения ими в системе профессиональной переподготовки дисциплин социально-педагогического модуля. Автор утверждеает, что высокий уровень сформированности у психотерапевта социально-педагогической культуры является его конкурентным преимуществом, расширяет его профессиональный кругозор, способствует получению положительных результатов в исцелении пациентов.

Текст статьи

В современных условиях развития социально-гуманитарных научных отраслей наблюдается тенденция к синтезу, синергии отдельных научных дисциплин для нахождения решения целого ряда научно-прикладных проблем. Для современного психотерапевта владение системным комплексом социально-гуманитарных знаний и умений является залогом успешности его профессиональной деятельности. Психотерапевт должен обладать способностью и готовностью видеть проблемные зоны ситуации жизнедеятельности клиента, проблемные аспекты социализации клиента в целостности и взаимосвязи, взаимообусловленности их составных частей. Между тем, анализ данных проведенного пилотного исследования по анкетированию и интервьюированию психотерапевтов (75 человек, стаж работы от 3 до 20 лет) показал, что в своей работе они используют комплекс психологических, медицинских, психотерапевтических, нейрофизиологических знаний, и практически совсем не используют педагогические и социально-педагогические знания. Этот факт мы объясняем тем, что во многих медицинских вузах педагогической подготовке будущих психотерапевтов не уделяется должного внимания; учебная дисциплина «Социальная педагогика» совсем отсутствует в учебных планах медицинских вузов. Вместе с тем, мы считаем, что социально-педагогические знания и умения могут способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности психотерапевтов. Поэтому мы сочли целесообразным в учебный план курсов профессиональной переподготовки по программе «Психотерапия» (свыше 1000 часов) включить учебную дисциплину «Социальная педагогика» с социально-педагогическим практикумом.

По нашему мнению, изучение психотерапевтами данных учебных дисциплин будет способствовать лучшему пониманию ими специфики социальной ситуации жизнедеятельности конкретного клиента, обогатит их профессиональную терминологию новыми полезными научно-прикладными социально-педагогическими терминами, позволить разнообразить психологические и психотерапевтические методы и приемы взаимодействия с клиентом социально-педагогическими; в ряде случаев социально-педагогические умения и навыки психотерапевта могут повысить результативность семейной психотерапии.

В системе дополнительного профессионального образования психотерапевтов необходимо создать условия для профессионально-личностного саморазвития и самореализации каждого специалиста. Для достижения этого преподавателям социальной педагогики и социально-педагогического практикума следует вариативными способами (методиками, приемами, техниками) повышать учебно-познавательную активность слушателей курсов (взрослых обучающихся) при изучении информации социально-педагогического профиля, которая может быть для них непривычной, неожиданной, а, по мнению, некоторых и не особенно значимой для профессиональной деятельности. Однако уже на первом занятии социально-педагогического практикума, в ходе которого, слушателям курсов предлагается написать сочинение-эссе на тему «Я и процесс моей социализации» (или «Я и факторы моей социализации»), используя теоретические знания по педагогике, полученные в период обучения в вузе, многие испытывают затруднения. А между тем психотерапевты уже знакомы с принципом профессиональной подготовки специалистов данного профиля: каждый психотерапевт сначала должен научиться анализировать свои социально-личностные особенности, свои социальные умения и навыки, должен определить собственный уровень социальной адаптации как результата определённого этапа социализации, а уже затем все перечисленное транспонировать в работу с клиентом.

Профессиональный опыт автора данной статьи в части преподавания в системе дополнительного профобразования психотерапевтов учебной дисциплины «Социальная педагогика» (108 ч) и социально-педагогического практикума (72 ч) показал, что многие взрослые обучающиеся (специалисты-практики) впервые знакомились с социально-педагогическими теориями возникновения и развития детско-юношеских и молодежных субкультур в современном мире, с социально-педагогическими теориями специфики социализации детей-сирот, с социально-педагогическими теориями виктимизации личности в процессе ее социализации, с социально-педагогическими теориями религии как микрофактора социализации и др. Следует заметить, что по нашим данным конфессиональная (религиоведческая) подготовка слушателей курсов профессиональной переподготовки была не очень высокой. Между тем, в социальной педагогике (как зарубежной, так и в отечественной) религиозной социализации уделяется особое внимание.

В процессе изучения учебной дисциплины «Социальная педагогика» и социально-педагогического практикума мы стремились создать в аудитории особую рефлексивную среду, то есть просили слушателей курсов (специалистов-практиков) для осмысления новых теоретических социально-педагогических знаний применить их как для объяснения отдельных моментов собственного жизненного опыта социализации, так и для понимания проблем социализации своих клиентов [1]. В целом же преподаватели учебной дисциплины «Социальная педагогика» и социально-педагогического практикума на курсах профессиональной переподготовки психотерапевтов имеют прекрасную возможность в процессе занятий развивать профессиональную рефлексию специалистов-практиков, которые могут применять новые социально-педагогические знания для самоанализа имеющихся в их профессиональном опыте ситуаций, индивидуальных случаев работы с клиентами [2].

Система дополнительного профобразования психотерапевтов должна помочь каждому взрослому обучающемуся (слушателю курсовой подготовки) стать активным участником позитивных изменений в его профессиональном мире, расширить диапазон его профессиональных возможностей, повысить его конкурентоспособность, обогатив его профессиональные навыки новыми.

Для этого преподавателям системы дополнительного профобразования психотерапевтов необходимо учитывать психологические основы, факторы «перестройки» профессионального мышления, профессионально-личностного сознания и самоосознания взрослых обучающихся (специалистов-практиков), учитывать психологические механизмы, которые могут тормозить процесс усвоения слушателями курсов новой информации, которая, возможно, не всегда будет согласовываться с прежними установившимся представлениям взрослого обучающегося.

В качестве результата социально-педагогической подготовки психотерапевта в системе дополнительного профобразования мы рассматриваем сформированность у специалиста определенного уровня социально-педагогической культуры. Данная культура трактуется нами как составная часть общей профессиональной культуры психотерапевта, а также как составляющая его индивидуально-личностной культуры. В своей структуре социально-педагогическая культура психотерапевта имеет следующие компоненты: когнитивно-профессиональный компонент (социально-педагогические знания интегрированы в систему базовых профессионально-прикладных знаний специалиста); операционально-профессиональный компонент (социально-педагогические техники, методики, приемы включены в систему базовых профессионально-прикладных умений психотерапевта); аксиологически-профессиональный (осознание психотерапевтом ценности, значимости для его профессиональной деятельности социально-педагогических знаний и умений), рефлексивно-профессиональный компонент (адекватный самоанализ специалистом собственного уровня социально-педагогической культуры, собственных индивидуально-проблемных зон различных видов социализации; адекватная самооценка собственного уровня социализированности), акмеологически-профессиональный компонент (стремление пополнять систему своих профессионально-прикладных знаний и умений достижениями современной отечественной и зарубежной социальной педагогики) [3].

Уровнями сформированности социально-педагогической культуры психотерапевта являются: высокий уровень (специалист сумел интегрировать социально-педагогические знания, методики, приемы, техники в свой профессиональный инструментарий; осознал важность, значимость социально-педагогических знаний, умений для повышения качества и результативности своей профессиональной деятельности; систематически повышает свой уровень социально-педагогической культуры путем знакомства с достижениями современной отечественной и зарубежной социальной педагогики; активно и систематически применяет социально-педагогические знания, методики, приемы, техники для решения профессиональных задач); средний уровень (социально-педагогические знания, методики, частично включены, интегрированы в профессиональный арсенал специалиста; иногда повышает свой уровень социально-педагогической культуры путем знакомства с достижениями современной отечественной и зарубежной социальной педагогики; психотерапевт эпизодически применяет социально-педагогические знания, методики, приемы, техники для решения профессиональных задач); низкий уровень (специалист не осознал значимость и важность социально-педагогических знаний, умений для повышения качества и результативности своей профессиональной деятельности; фрагментарно в работе с клиентами применяет социально-педагогический инструментарий; не совсем адекватно способен с позиции социальной педагогики оценить проблемные зоны социализации клиентов; практически не интересуется современными достижениями отечественной и зарубежной социальной педагогики).

Мы считаем, что высокий уровень сформированности у психотерапевта социально-педагогической культуры является его конкурентным преимуществом, расширяет его профессиональный кругозор, способствует получению положительных результатов в исцелении пациентов [2].

Список литературы

  1. Галкина Т.Э., Никитина Н.И. Специалист социальной сферы и преподаватель системы дополнительного профессионального образования как субъекты андрагогического взаимодействия // Человеческий капитал. 2011. №3. С. 8.
  2. Гребенникова В.М., Ильгов В.И. Социально-педагогическая подготовка психотерапевтов в системе повышения их квалификации // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1 (132). С. 106-110.
  3. Никитина Н.И., Комарова Е.В. Квалиметрические и педагогические парадигмы организации учебного процесса в системе дополнительного профобразования специалистов социальной сферы // Социальная политика и социология. 2013.  № 3-2 (95). С. 48-61.

Поделиться

1058

Ильгов В. И. К вопросу о формировании в системе дополнительного профобразования психотерапевтов их социально-педагогической культуры // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 90-94. URL: https://apni.ru/article/1380-k-voprosu-o-formirovanii-v-sisteme-dopolnit

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января