Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Основания административной ответственности за правонарушения в области организац...

Основания административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

административная ответственность
дорожное движение
правонарушение
КоАП РФ
основания ответственности
безопасность

Аннотация статьи

В статье проводится комплексный анализ оснований административной ответственности за правонарушения в сфере организации дорожного движения. Выявляются особенности юридической природы этой категории ответственности, рассматривается состав административного правонарушения, а также раскрываются различия между формальными и материальными основаниями привлечения к ответственности. Особое внимание уделяется проблемам правового регулирования и практическим трудностям при реализации мер административного воздействия в указанной сфере.

Текст статьи

Организация дорожного движения представляет собой сложный и многогранный процесс, который охватывает как технические, так и правовые аспекты регулирования транспортных потоков. От ее эффективности напрямую зависит безопасность участников движения, устойчивость функционирования транспортной инфраструктуры и предупреждение аварийных ситуаций. Любые нарушения в этой области неизбежно создают общественную опасность, что обуславливает необходимость установления действенных мер государственного контроля и ответственности. Мы считаем, что особенно важным является повышение уровня правовой определенности в вопросах установления оснований административной ответственности, поскольку именно чёткая регламентация позволяет обеспечить предсказуемость правоприменительной деятельности и единообразие подходов.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ [1], административным правонарушением признаётся виновное и противоправное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения. В контексте дорожного движения эти отношения включают не только требования соблюдения правил поведения водителей и пешеходов, но и обязанности органов власти по обеспечению надлежащей организации дорожной инфраструктуры.

Правонарушения условно делятся на две группы:

  • Нарушения Правил дорожного движения, совершаемые участниками дорожного движения.
  • Нарушения в сфере организации дорожного движения, связанные с действиями или бездействием уполномоченных органов и должностных лиц, например – несогласованная установка знаков, отсутствие разметки, неправильное проведение дорожных работ.

В научной литературе понятие «основания административной ответственности» нередко трактуется по-разному. Исследователи указывают на существование трех уровней оснований: нормативного, фактического и процессуального, что связано с развитием административного процесса как самостоятельного направления судебной деятельности [2, с. 86].

Мы считаем, что данная трехуровневая структура наиболее полно отражает специфику административной ответственности, поскольку объединяет как материальные элементы правонарушения, так и юридическую основу и процедурные требования.

Материальное основание включает наличие состава административного правонарушения, который, как и в других отраслях права, состоит из четырех элементов:

  • объект – общественные отношения в сфере дорожной безопасности;
  • объективная сторона – конкретное противоправное действие или бездействие;
  • субъект – физическое лицо, а также должностное или юридическое лицо;
  • субъективная сторона – умысел или неосторожность.

Так, самовольная установка дорожных знаков организацией без полномочий образует состав административного правонарушения по ст. 12.33 КоАП РФ, поскольку такое деяние представляет собой вмешательство в функционирование дорожной инфраструктуры и способно создать угрозу безопасности.

Мы считаем, что именно материальные основания позволяют объективно определить, было ли конкретное нарушение действительно общественно опасным и нарушало ли оно установленный порядок организации движения. Без анализа фактических обстоятельств любое наказание рискует стать формальным.

Юридическим основанием административной ответственности выступает норма права, указывающая на возможность применения санкции. В сфере организации движения эти нормы содержатся в главе 12 КоАП РФ, включая статьи 12.33, 12.34, 12.35 и другие.

Несмотря на формальное наличие соответствующих норм, их применение вызывает значительное число вопросов. В частности, сложность вызывает квалификация объективной стороны правонарушения. Например, трудно однозначно определить, следует ли считать частичное перекрытие дороги вмешательством в организацию дорожного движения, если оно не привело к аварийным ситуациям, но нарушило установленный порядок проезда.

Ещё одной проблемой является установление вины юридических лиц. Нередко решение о вмешательстве в дорожную инфраструктуру принимается несколькими уровнями подрядчиков и субподрядчиков, что затрудняет выявление субъекта, подлежащего ответственности. Мы считаем, что отсутствие единых критериев определения виновного лица значительно снижает эффективность административного механизма.

Отдельного внимания заслуживает проблема отсутствия единообразной практики при оценке правонарушений, связанных с дорожной инфраструктурой. Многие муниципальные образования не фиксируют нарушения должным образом, что приводит к невозможности привлечения к ответственности.

Мы убеждены, что без внедрения современных цифровых инструментов контроля эти проблемы невозможно решить.

Для повышения эффективности работы механизма административной ответственности предлагается:

  • внести изменения в КоАП РФ, уточнив составы правонарушений, связанных с организацией движения, и устранив расплывчатые формулировки;
  • разработать единые методические рекомендации для ГИБДД и муниципальных органов, позволяющие унифицировать фиксацию фактов нарушений;
  • расширить использование автоматизированных систем контроля, включая мониторинг организации дорожного движения, установку цифровых карт изменений в инфраструктуре и автоматическую проверку законности размещения дорожных знаков;
  • усилить ответственность органов, отвечающих за содержание дорог, включая введение механизмов персональной ответственности.

Мы считаем, что именно системный подход позволит обеспечить реальное соблюдение норм и устранить популярную сегодня проблему формального привлечения к ответственности.

Основания административной ответственности в области организации дорожного движения представляют собой комплексное сочетание материальных и юридических условий, обеспечивающих возможность привлечения лица к ответственности. Однако анализ показал, что действующее законодательство не всегда позволяет обеспечить единообразное и справедливое правоприменение. Проблемы неопределённости норм, трудности доказывания вины юридических лиц, отсутствие стандартизированных методик фиксации нарушений, а также разнородность судебной практики существенно снижают эффективность административного воздействия.

Мы считаем, что дальнейшее развитие института административной ответственности должно быть связано с модернизацией нормативной базы, устранением коллизий, внедрением цифровых технологий контроля и созданием системы персональной ответственности должностных лиц и организаций, участвующих в организации дорожного движения. Только комплексное совершенствование всех уровней регулирования позволит обеспечить высокий уровень безопасности, снизить аварийность и повысить доверие граждан к административному правосудию.

Таким образом, укрепление системы оснований административной ответственности является важнейшим элементом обеспечения правовой стабильности и эффективности организации дорожного движения. Дальнейшая работа законодателя, правоприменителей и научного сообщества должна быть направлена на создание современной и устойчивой модели регулирования, позволяющей адекватно реагировать на вызовы современной транспортной среды и обеспечивать надежную защиту общественных интересов.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
  2. Панфилова Е.С. Нормативное основание административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // StudNet. 2021. № 2. С. 80-89.

Поделиться

8

Тогущаков А. А. Основания административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13803-osnovaniya-administrativnoj-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-oblasti-organizacii-dorozhnogo-dvizheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря