Главная
Конференции
Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учре...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

речевое развитие
детский возраст
дети
речь ребенка
игровая деятельность
детский сад
дети младшего дошкольного возраста

Аннотация статьи

В статье описаны важные этапы речевого развития ребенка раннего возраста и перечислены эффективные методики, направленные на обогащение словарного запаса, формирование грамматической структуры речи, развитие связной речи и работу над правильным звукопроизношением. Кроме этого, подробно рассмотрены каждый аспект и приведены конкретные рекомендации для воспитателей и родителей.

Текст статьи

Речь представляет собой одну из высших психических функций человека, служащую главным инструментом выражения мыслей. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Речь – это не врожденная способность, а приобретенная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях всегда стоит на первом месте. Дети в возрасте 3-4 лет – это период активного формирования речевых навыков у детей. Они уже освоили некоторые слова и фразы, но их речь еще далека от несовершенства. В этом возрасте начинают активно экспериментировать с языком, задавая множество вопросов и пытаясь выразить свои мысли и чувства, прибегая даже к жестикуляции и эмоциям.

Одной из ключевых особенностей этого периода является развитие понимания речи. Дети начинают понимать более сложные предложения, могут следовать простым инструкциям и участвовать в простых диалогах.

Однако, речь детей младшего дошкольного возраста характеризуется простотой построения фраз, часто используются слова-паразиты, а звукопроизношение может быть несовершенным. Задача педагогов – аккуратно направлять речевое развитие детей, стимулируя их активный словарный запас, правильное произношение и грамматически верные конструкции.

Цели и задачи речевого развития младшего дошкольного возраста:

  • Развитие связной речи: умение составлять простые рассказы, пересказывать знакомые сказки. Работа над звукопроизношением, совершенствование артикуляции и дифференциации звуков.
  • Развитие активного словарного запаса, обогащение речи новыми словами.
  • Формирование грамматического строя речи, правильное употребление падежей, чисел и родов.
  • Развитие речевого дыхания, интонации и темпа речи.
  • Стимуляция речевой активности, поощрение вступления в диалог и высказывания собственных мыслей.

Для достижения поставленных целей используются разнообразные методы и приемы:

  • Игровые упражнения: игры с мячом, пальчиковые игры, театрализованные игры, использование игрушек.
  • Чтение художественной литературы: стихи, сказки, рассказы, потешки.
  • Рассматривание картинок и иллюстраций.
  • Беседы на различные темы.
  • Занятия по формированию звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, игры на развитие слуха.
  • Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в речевом развитии.

Для полноценного развития речи детей младшего дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении создаются необходимые условия: 

  • создание развивающей предметно-пространственной среды (Оформление книжных центров, центров природы, мини-лабораторий, центра театра и музыки, центра «Мы играем». В среде есть пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха и другие материалы); 
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности (Педагоги применяют формы работы, которые стимулируют речевую деятельность детей. Например, создают проблемные ситуации, в которых ребёнку нужно высказаться, решают речевые логические задачи, проводят игры-драматизации, составляют загадки, используют опорные схемы и картинки в обучении рассказыванию);
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • участие родителей в речевом развитии детей (Направлена на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребёнка в семье. Для этого оформляют информационный стенд для родителей, проводят семинары-практикумы, конкурсы, индивидуальные беседы и другие мероприятия).

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования включается во все виды деятельности детей. 

Роль педагогов в речевом развитии детей велика. Воспитатели и родители должны создавать благоприятную атмосферу для речевого общения, стимулировать детей к активному говорению.

Важно говорить с детьми медленно, четко и разборчиво, использовать простые и понятные слова. Необходимо задавать детям вопросы, стимулирующие их к размышлениям и ответам («Возьми мишку», «Принеси куклу», «Где кубик?», «Что ты видишь?», «Что ты заметил?», «Какая разница между…?», «В чём сходство между…?»)

Кроме того, взрослые должны быть терпеливы и понимающими к речевым ошибкам детей. Важно поощрять любую речевую активность ребенка, даже если она не идеальна.

Развитие словарного запаса – основа речевого развития. В этом возрасте дети узнают множество новых слов, учатся использовать их в разной ситуации:

  1. Игровые упражнения. Игровые упражнения, связанные с названием предметов, действий, качеств, помогают детям усвоить новые слова в игровой форме. Например, игры «Что за предмет?», «Кто что делает?», «Какой он?».
  2. Чтение. Чтение художественной литературы-отличный способ пополнение словарного запаса. Дети узнают новые слова из текста, видят их в контексте. Важно обсуждать прочитанное с детьми, задавать им вопросы и просить пересказать сюжет глядя на картинки.
  3. Рассматривание. Рассматривание картинок с изображениями предметов, животных, явлений природы – еще один эффективный метод обогащения речи новыми словами. Дети учатся называть предметы, описывать их свойства и характеристики.

Формирование грамматического строя речи включает в себя правильное употребление падежей, чисел, родов, предлогов. Дети учатся строить грамматически верные предложения, согласовывать слова в предложении.

Развитие связной речи предполагает умение составлять рассказы, пересказывать тексты, делиться своими мыслями и опытом.

В работе над развитием связной речи используются следующие приемы:

  • Чтение художественной литературы и пересказ прочитанного.
  • Составление рассказов по картинкам.
  • Создание простых рассказов по схеме (начало, развития событий, конец).
  • Игры на развитие связной речи, например, «Продолжи рассказ», «Придумай концовку».

Работа над звукопроизношением – важная часть речевого развития. В этом возрасте дети учатся правильно произносить звуки, отрабатывают артикуляцию и дифференциацию звуков.

Для работы над звукопроизношением используются различные методы:

  • Артикуляционная гимнастика: упражнения для развития мышц рта и языка.
  • Игры на развитие слуха: упражнения по отличию звуков, повторению звуков и слогов.
  • Игры на автоматизацию звуков: упражнения, помогающие закрепить правильное произношение звуков в речи.

Речевое развитие - основа для дальнейшего успешного обучения. Хорошо развитая речь позволяет детям легко усваивать новые знания, строить логические цепочки, выражать свои мысли и чувства.

Воспитатели и родители должны уделять достаточно внимания речевому развитию детей в раннем возрасте. Это позволит малышам сформировать прочную основу для успешного обучения в будущем.

Список литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание, № 8., 1990. – С. 62-65.
  2. Анучина Н.А. Таланты детей на кончиках пальцев. // Ребенок в детском саду, № 2., 2006. – С. 45-48.
  3. Афанасьева С. Аппликация из мозайки. // Дошкольное воспитание, № 7, 2006, – С. 23.
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
  5. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 96 с.
  6. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. // Дошкольное воспитание, № 8., 2008. – С. 34.
  7. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. № 6., 2006. – С. 14-16.
  8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  9. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. № 1., 2006. – С. 65-66.

Поделиться

12

Мясоедова В. А., Лунева И. А. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения // Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13804-rechevoe-razvitie-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря