Речь представляет собой одну из высших психических функций человека, служащую главным инструментом выражения мыслей. В современном мире существует множество методов и подходов, направленных на развитие речи у детей разного возраста, включая ранний и старший дошкольные периоды. Речевое развитие в детском саду – основа будущего умения пока еще маленького человека коммуницировать с другими людьми. Иначе говоря, благодаря речи мы в некотором роде реализуем себя в обществе. И чем лучше она развита, тем выше уровень реализации себя.
Целью работы педагогов дошкольного учреждения по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО задачи «речевого развития дошкольника» включают:
- владение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества,
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В условиях реализации ФОП ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
- Ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- Содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- Технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- Основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- Реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- Организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальными технологиями речевого развития являются:
- Проектная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология проблемного обучения.
Как совместить речь маленького ребенка и песок? В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое место занимают игровые технологии. В нашем детском саду совмещаем две арт-технологии: сказкотерапию и песочную терапию. Сказкотерапия – это метод, который помогает детям прорабатывать сложные эмоциональные состояния через символику сказочных героев и сюжетов. Использование сказок в сочетании с песочной терапией позволяет создать мощное терапевтическое пространство, где ребёнок может безопасно выражать свои чувства и эмоции через символы, действия и образы.
Сказкотерапия - один из древних и одновременно наисовременнейший способ познания человеком самого себя. Сказка – информация об этапах жизни, законах роста, и развития, свершениях и достижениях.
Сказкотерапия является эффективным методом речевой коррекции и развития детей, особенно младшего дошкольного возраста.
Сказкотерапия в сочетании с использованием песочницы представляет собой эффективный метод решения этой задачи.
Реализация сказкотерапевтического подхода в практике воспитателя с использованием песочницы включает несколько последовательных этапов, каждый из которых направлен на достижение определенных целей и задач. Рассмотрим подробнее эти этапы:
Подготовительный этап
Цель: создать комфортную атмосферу и подготовить необходимые материалы:
- Выбор места: определить удобное помещение, оборудованное специальной песочницей и необходимым инвентарем.
- Подготовка материалов: песок должен быть чистым, безопасным, сухими игрушками, фигурками животных, растениями и предметами быта.
- Организация пространства: пространство должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно.
Начальный этап
Цель: установить контакт с ребенком, вызвать интерес к процессу:
- Представление материала: показать детям инструменты и предложить начать работу самостоятельно.
- Свободное исследование: дети изучает содержимое песочницы, выбирает интересующие его элементы.
Основной этап
Цель: активизировать творческое мышление, развивать воображение, формировать умение решать проблемы:
- Создание сказки: педагог совместно с детьми разрабатывают сюжет, используют персонажей, создают ситуации, отражающие реальные жизненные события.
- Активизация воображения: ребенку предлагается представить, что произойдет дальше, придумать концовку истории.
- Развитие речи: через игру и общение ребенок обогащает словарный запас, улучшает грамматику и связную речь.
- Формирование нравственных качеств: используются сюжеты, направленные на воспитание доброты, честности, ответственности и других важных личностных качеств.
Заключительный этап
Цель: подвести итоги занятия, закрепить полученные знания и умения:
- Обсуждение результата: вместе с детьми проанализировать созданные образы, обсудить эмоции и чувства, вызванные игрой.
- Подведение итогов: выделить ключевые моменты, подчеркнуть важность творчества и сотрудничества.
- Закрытие занятия: постепенно завершить занятие, поблагодарив ребенка за участие и выразив уверенность в дальнейшем успехе.
Использование песочницы в рамках сказкотерапевтического подхода обеспечивает эффективную реализацию воспитательных задач, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Таким образом, использование сказкотерапии в условиях переносной песочницы способствует комплексному развитию речи детей младшего дошкольного возраста, формирует положительный опыт коммуникации и развивает творческое мышление.
Применение переносной песочницы в работе педагогов позволит не только дополнить и разнообразить образовательный процесс, но и построить самостоятельный коррекционный маршрут.

.png&w=640&q=75)