Главная
Конференции
Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права
От песка к слову: как песочница помогает обыграть сказки и развивать речь у дете...

От песка к слову: как песочница помогает обыграть сказки и развивать речь у детей младшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

сказка
сказкотерапия
дети
дошкольный возраст
младший дошкольный возраст
детский сад
песок

Аннотация статьи

В статье рассмотрены приемы сказкотерапии с использованием песочницы. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом перед другими воспитательными приемами. А если сказку совместить с песочной терапией, то воспитательный приём станет наиболее эффективнее в двойне.

Текст статьи

Речь представляет собой одну из высших психических функций человека, служащую главным инструментом выражения мыслей. В современном мире существует множество методов и подходов, направленных на развитие речи у детей разного возраста, включая ранний и старший дошкольные периоды. Речевое развитие в детском саду – основа будущего умения пока еще маленького человека коммуницировать с другими людьми. Иначе говоря, благодаря речи мы в некотором роде реализуем себя в обществе. И чем лучше она развита, тем выше уровень реализации себя.

Целью работы педагогов дошкольного учреждения по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО задачи «речевого развития дошкольника» включают:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФОП ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

  1. Ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
  2. Содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  3. Технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  4. Основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  5. Реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  6. Организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальными технологиями речевого развития являются:

  1. Проектная деятельность;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Игровые технологии;
  4. Информационно-коммуникационные технологии;
  5. Технология проблемного обучения.

Как совместить речь маленького ребенка и песок? В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое место занимают игровые технологии. В нашем детском саду совмещаем две арт-технологии: сказкотерапию и песочную терапию. Сказкотерапия – это метод, который помогает детям прорабатывать сложные эмоциональные состояния через символику сказочных героев и сюжетов. Использование сказок в сочетании с песочной терапией позволяет создать мощное терапевтическое пространство, где ребёнок может безопасно выражать свои чувства и эмоции через символы, действия и образы.

Сказкотерапия - один из древних и одновременно наисовременнейший способ познания человеком самого себя. Сказка – информация об этапах жизни, законах роста, и развития, свершениях и достижениях.

Сказкотерапия является эффективным методом речевой коррекции и развития детей, особенно младшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия в сочетании с использованием песочницы представляет собой эффективный метод решения этой задачи.

Реализация сказкотерапевтического подхода в практике воспитателя с использованием песочницы включает несколько последовательных этапов, каждый из которых направлен на достижение определенных целей и задач. Рассмотрим подробнее эти этапы:

Подготовительный этап

Цель: создать комфортную атмосферу и подготовить необходимые материалы:

  • Выбор места: определить удобное помещение, оборудованное специальной песочницей и необходимым инвентарем.
  • Подготовка материалов: песок должен быть чистым, безопасным, сухими игрушками, фигурками животных, растениями и предметами быта.
  • Организация пространства: пространство должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно.

Начальный этап

Цель: установить контакт с ребенком, вызвать интерес к процессу:

  • Представление материала: показать детям инструменты и предложить начать работу самостоятельно.
  • Свободное исследование: дети изучает содержимое песочницы, выбирает интересующие его элементы.

Основной этап

Цель: активизировать творческое мышление, развивать воображение, формировать умение решать проблемы:

  • Создание сказки: педагог совместно с детьми разрабатывают сюжет, используют персонажей, создают ситуации, отражающие реальные жизненные события.
  • Активизация воображения: ребенку предлагается представить, что произойдет дальше, придумать концовку истории.
  • Развитие речи: через игру и общение ребенок обогащает словарный запас, улучшает грамматику и связную речь.
  • Формирование нравственных качеств: используются сюжеты, направленные на воспитание доброты, честности, ответственности и других важных личностных качеств.

Заключительный этап

Цель: подвести итоги занятия, закрепить полученные знания и умения:

  • Обсуждение результата: вместе с детьми проанализировать созданные образы, обсудить эмоции и чувства, вызванные игрой.
  • Подведение итогов: выделить ключевые моменты, подчеркнуть важность творчества и сотрудничества.
  • Закрытие занятия: постепенно завершить занятие, поблагодарив ребенка за участие и выразив уверенность в дальнейшем успехе.

Использование песочницы в рамках сказкотерапевтического подхода обеспечивает эффективную реализацию воспитательных задач, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Таким образом, использование сказкотерапии в условиях переносной песочницы способствует комплексному развитию речи детей младшего дошкольного возраста, формирует положительный опыт коммуникации и развивает творческое мышление.

Применение переносной песочницы в работе педагогов позволит не только дополнить и разнообразить образовательный процесс, но и построить самостоятельный коррекционный маршрут.

Список литературы

  1. Горбунова Т.А. Речевое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО: актуализация задач и выбор эффективных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uchitel.club/events/recevoe-razvitie-doskolnikov-v-kontekste-fop-do-aktualizaciya-zadac-i-vybor-effektivnyx-texnologii.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023 – 208 с.

Поделиться

13

Кардашова А. А., Вихрова Е. А., Темерева Н. П. От песка к слову: как песочница помогает обыграть сказки и развивать речь у детей младшего дошкольного возраста // Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13806-ot-peska-k-slovu-kak-pesochnica-pomogaet-obygrat-skazki-i-razvivat-rech-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря