Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Нетрадиционные техники рисования и их многоаспектная роль в развитии детей дошко...

Нетрадиционные техники рисования и их многоаспектная роль в развитии детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

нетрадиционные техники рисования
дошкольное образование
креативность
когнитивное развитие
мелкая моторика
инновационные методики
изобразительная деятельность
ФГОС ДО

Аннотация статьи

В статье рассматривается феномен нетрадиционных техник рисования, как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании. Нетрадиционные техники рисования выходят за рамки художественно-эстетического развития, выступая катализатором комплексного формирования личности ребенка-дошкольника. На основе анализа теоретических источников и практического опыта выделены ключевые аспекты влияния нетрадиционных техник рисования на когнитивную, эмоционально-волевую, сенсомоторную и коммуникативную сферы. Статья содержит классификацию нетрадиционных техник рисования по методам и материалам, а также методические рекомендации по их интеграции в образовательный процесс ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Текст статьи

Введение

Современная образовательная парадигма, отраженная в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), акцентирует внимание на развитии индивидуальности, инициативности и творческих способностей ребенка. В этом контексте традиционные подходы к изобразительной деятельности, часто ограничивающиеся репродуктивным рисованием по образцу, требуют дополнения методами, раскрепощающими воображение и стимулирующими познавательную активность. Нетрадиционные техники рисования представляют собой именно такой ресурс. Они не являются оппозицией классическим методам, а служат их эффективным дополнением, снимая психологические барьеры («не умею», «не могу») и переводя процесс рисования в увлекательную экспериментально-игровую деятельность. Цель данной статьи – систематизировать и научно обосновать многоаспектную роль нетрадиционных техник рисования в целостном развитии ребенка дошкольного возраста.

1. Теоретические основы и классификация нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания художественного образа с помощью нестандартных сочетаний материалов, инструментов и методик, основанные на спонтанности, экспериментаторстве и тактильном опыте. Их психолого-педагогический потенциал опирается на теории игровой деятельности (Д. Б. Эльконин), развития творческого воображения (Л. С. Выготский) и сенсорного воспитания (М. Монтессори).

Классификация нетрадиционных техник рисования может быть представлена по нескольким основаниям:

По методу создания изображения:

  • Тиснение и печать: монотипия, оттиск поролоном, печатки из овощей, листьев, смятой бумаги.
  • Рисование некистевыми инструментами: ниткография, кляксография (выдувание трубочкой), набрызг, рисование ватными палочками, зубными щетками, губками.
  • Техники с использованием дополнительных материалов и сред: рисование на мокром листе, граттаж (воскография с процарапыванием), рисование солью, манкой, мыльной пеной, техника «эбру» (рисование на воде).
  • Комбинированные и объемные техники: пластилинография, рисование ладонью и пальцами (пальцеграфия), коллаж.

По типу детской активности:

  • Исследовательско-экспериментальные, игровые, релаксационные.

2. Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста

2.1. Когнитивное и сенсорное развитие

Нетрадиционные техники рисования являются мощным стимулом для познавательных процессов. Ребенок в процессе работы выступает в роли исследователя: изучает физические свойства материалов (вязкость, сыпучесть, смешивание цветов), устанавливает причинно-следственные связи («если сильно подуть на кляксу – получится длинная ветка»). Развивается наглядно-образное и ассоциативное мышление, особенно в техниках типа кляксографии или монотипии, где неопределенная форма стимулирует поиск образа. Внимание и память тренируются через необходимость соблюдать алгоритм действий (например, в технике граттаж: нанести фон, залить воском, поскрести). Сенсорный опыт обогащается через тактильные контакты с разно-фактурными материалами (крупы, соль, гладкое стекло для монотипии).

2.2. Психомоторное развитие и подготовка к письму

Нетрадиционные техники рисования обеспечивают эффективную тренировку мелкой моторики и координации движений. Точечные техники (ватными палочками), обрывание бумаги для коллажа, регулирование силы нажима при печати, выдувание краски через трубочку – все эти действия способствуют развитию мышц кисти и руки, совершенствуя их готовность к освоению письма. Крупная моторика развивается в техниках, требующих размашистых движений (рисование на больших форматах, набрызг).

2.3. Развитие эмоционально-волевой сферы и креативности

Важнейшая роль нетрадиционных техник рисования – психотерапевтическая и релаксационная. Процесс работы с сыпучими материалами, водой, красками снимает эмоциональное напряжение, снижает тревожность. Эти техники минимизируют страх ошибки, так как в них нет «неправильного» результата. Это формирует положительную самооценку, инициативность и самостоятельность. Креативность (творческое воображение, оригинальность мышления) развивается максимально, поскольку ребенок не следует жесткому шаблону, а создает уникальный продукт, учится видеть необычное в обычном.

2.4. Речевое и социально-коммуникативное развитие

Создание изображения нетрадиционными методами является мощным стимулом для развития связной речи. Ребенок стремится рассказать, что он изобразил, описать свои действия и ощущения, придумать историю по абстрактному рисунку. В процессе совместной деятельности (коллективный коллаж, большое панно) развиваются навыки коммуникации, сотрудничества, умения договариваться и распределять действия.

3. Методические аспекты внедрения нетрадиционных техник в практику ДОУ

Для успешной реализации потенциала нетрадиционной техники рисования необходимо соблюдение ряда педагогических условий:

  • Принцип систематичности и последовательности: от простых техник (пальцеграфия, оттиск) в младшем дошкольном возрасте к сложным (граттаж, монотипия) – в старшем.
  • Создание обогащенной предметно-пространственной среды (РППС), включающей «центр творческих экспериментов» с разнообразными материалами.
  • Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие» (изучение свойств материалов, тем времена года в оттисках листьев), «Речевое развитие» (сочинение историй), «Социально-коммуникативное развитие» (совместные проекты).
  • Позиция педагога как фасилитатора и со-исследователя, а не контролера. Акцент делается на процессе, а не на итоговом продукте.
  • Сотрудничество с семьей: проведение мастер-классов для родителей, организация домашнего творческого пространства.

Заключение

Нетрадиционные техники рисования являются не модным дополнением, а значимым педагогическим инструментом, отвечающим вызовам современного образования. Их применение обеспечивает комплексное, гармоничное развитие ребенка-дошкольника, закладывая основы креативного мышления, познавательной активности, эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности. Интеграция системы работы с нетрадиционными техниками рисования в основную образовательную программу ДОУ позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС ДО к развитию индивидуальности, способностей и потенциала каждого ребенка, формируя личность, готовую к нестандартному решению жизненных задач.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2017.
  2. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
  6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – СПб.: Каро, 2016.

Поделиться

8

Чеченина Л. В. Нетрадиционные техники рисования и их многоаспектная роль в развитии детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13807-netradicionnye-tehniki-risovaniya-i-ih-mnogoaspektnaya-rol-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря