Главная
Конференции
Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования
Формы и методы работы мастера производственного обучения на учебной практике

Формы и методы работы мастера производственного обучения на учебной практике

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профессиональные компетенции
инновационные методы работы
конкурсы профессионального мастерства

Аннотация статьи

В статье рассматривается формы и методы работы мастера производственного обучения на занятиях учебной практики.

Текст статьи

Профессия «повар, кондитер» во все времена была очень востребована, так как потребность в пище является у человека основополагающей. Также от знаний и умений повара зависит хорошее настроение и здоровье людей. Мастерство повара-кондитера зависит не только от его природных способностей, но и от приобретенных им навыков и умений в процессе обучения. Наверное, каждый согласится с тем утверждением, что практические занятия в данной профессии играют значимую роль в формировании профессиональных компетенций и развитии профессионально важных качеств личности обучающихся. Практические занятия у студентов, обучающихся по профессии «Повар, кондитер», призваны развить у него такие профессиональные качества, как мобильность, коммуникабельность, умение адаптироваться во всех условиях, креативность, а также профессиональную компетентность. Внедряются новые технологии, инновационные методы обучения, меняются способы оценки достижений обучающихся. Все эти изменения нацелены на повышение качества получаемого образования. Одной из современных форм проведения практических занятий является мастер-класс.

Главная цель мастера производственного обучения – чтобы каждый обучающийся раскрыл свои индивидуальные способности, обладал высокой квалификацией, видел перспективу своего развития, стремился к профессиональному росту, чувствовал себя уверенно на рынке труда, стал конкурентоспособным специалистом, а также важен личностно-ориентированный подход к студентам на уроках учебной практики.

Главная задача мастера производственного обучения – чтобы обучающиеся работали с полной отдачей и научились применять знания на практике. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовым прийти друг другу на помощь Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Практическое обучение – компонент педагогического процесса, основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Форму практического обучения можно определить как способ, характер взаимодействия мастера производственного обучения и студента между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность. Развитие форм обучения – это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и творческой активности обучающихся.

Главной задачей является сформировать у обучающихся интерес к выбранной профессии. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.

Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого обучающегося. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию профессии и желания добиться высоких результатов. На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельность полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.

Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации занятий на основе инновационных форм практического обучения: урок-конкурс, урок-конкуренция.

Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Обучающиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.

На этих занятиях каждый обучающийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее.

Такие занятия-конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят обучающихся к самостоятельной работе на базовых предприятиях.

Когда обучающиеся имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист.

Также проведение конкурсов профмастерства – это увлекательная форма соревнований среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформированности знаний, умений и навыков обучающихся.

Мой девиз: «Движение вперед без остановки – мой идеал профессиональной подготовки»! Постоянно учиться, повышая свой профессиональный уровень, оттачивать своё мастерство – вот главная задача мастера, который все свои знания и умения обязательно должен передать своим ученикам.

Моя система работы складывается из простых истин, которыми должен руководствоваться любой мастер – это повышать свой профессионализм на различных курсах, семинарах, на площадках WS, в моем случае в компетенции «Поварское дело» и многое другое. Современный мир стремительно меняется, все новые и новые процессы, события наполняют, раздвигают его горизонты. Приходится ломать стереотипы мышления, искать новые пути в профессиональной деятельности, как готовить рабочие кадры, отвечающие требованиям Worldskills Russia.

Поделиться

4188

Виноградова Л. Н. Формы и методы работы мастера производственного обучения на учебной практике // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 89-92. URL: https://apni.ru/article/1381-formi-i-metodi-raboti-mastera-proizvodstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января