Развитие современных технологий, глобальная цифровизация, новые видения специалистов на международных рынках труда бросают новый вызов методикам и методологиям реализации образовательного процесса. Все чаще акцент в методологии делается на применение таких практик, которые позволяют параллельно с процессом обучения формировать исследовательские навыки студентов.
Самостоятельной деятельности в новой системе образования уделяется особое значение, поэтому студентам необходимо научиться не просто воспроизводить усвоенные знания и способы действия, а уметь самостоятельно применять их в новых условиях, использовать с целью своей творческой самореализации. Исследовательская деятельность пробуждает у студента потребность в углублении и обновлении знаний, потребность в творческом саморазвитии.
Только в исследовательской деятельности, которая представляет собой диалогическое взаимодействие участников поэтапного процесса, стремящихся обратиться, прежде всего, к другому Я и понять его, рождается истинное личностное знание. Между знанием и тем, как это знание нужно применять, существует разрыв, преодолеваемый личным усилием познающего. При этом знание того, как преодолеть этот разрыв, является личностным, обретаемым в собственном опыте индивида [1].
На наш взгляд, эффективному формированию исследовательской позиции, накоплению системы личностных творческих исследовательских знаний и умений, а также эффективной реализации творческого потенциала студентов будет способствовать особым образом организованная исследовательская деятельность посредством методом проектов, который позволяет улучшить качество обучения, активизировать творческий потенциал студентов. Этот метод не новый в методике и много, где уже применяется, что позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять свои знания на практике, развивает мыслительную деятельность студентов и творчество.
Еще в начале XX века Джон Дьюи акцентировал внимание на необходимости использовать активный опыт как движущий фактор познавательного процесса обучающихся [1].
Решение реальных проблем с опорой на практическую направленность должно выработать у студентов такие навыки, как аналитические умения и умения обобщать и структурировать информацию. Д. Дьюи предложил проектный метод обучения для формирования таких навыков, который, по его словам, должен сделать образовательный процесс и увлекательным, и насыщенным.
В качестве основных характеристик проектного метода обучения он выделил вовлеченность самих студентов в процесс получения знаний, проблемно-ориентированный подход и междисциплинарность [1].
В процессе применения метода проектов преподаватель стимулирует студентов приобретать практические знания на базе теоретических, что помогает студентам почувствовать личную значимость. Преподаватель ставит перед студентами задачу, решение которой помогает им раскрыть свой исследовательский потенциал, развивая при этом широкий спектр познавательных компетенций [3, с. 158-162].
Участие студентов в проектной деятельности также помогает студентам учиться отличать достоверную информацию от недостоверной, работать с научными источниками и отбирать необходимую информацию из интернет-источников. Важно, что участие в проектной деятельности, кроме развития исследовательских навыков, способствует повешению мотивации процесса обучения студентов.
Можно выделить характерные для проектной работы признаки, она должна иметь практическую, профессиональную ориентацию и отвечать интересам студентов, способствуя их самостоятельности. При определении темы студенты ориентируются на свои собственные интересы.
Проектная работа должна иметь конкретную поставленную цель, она должна ориентироваться на результат, продукт деятельности, который может принимать различную форму. Это может быть тематическая конференция, «круглый стол», презентация, плакат, брошюра и т. д.
Проектная работа несет в себе еще и воспитательную функцию, развивает такие социально-важные качества, как взаимоуважение, тактичность, умение высказывать и принимать критику, разрешать конфликтные ситуации. Проектная работа дает возможность осуществить межпредметные связи в процессе обучения.
Разновидностей проектов – очень много. По продолжительности различают: мини-проекты в рамках одного учебного занятия, проекты, длящиеся от нескольких дней до года и выходящие за рамки учебного процесса. По доминирующему методу или виду деятельности проекты делятся на исследовательские, творческие, практико-ориентированные, по количеству участников – на индивидуальные, парные, групповые. Метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру: включение студента в данную поисковую деятельность, выбор проблемы и постановка цели, сбор и проработку информации, завершение работы с представлением конечного продукта [1].
Для студента учебный проект ‒ это самостоятельная, творческая и поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать свой результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, значимой в профессиональном плане.
В контексте работы над проектами можно рассматривать сети интернет, как энциклопедию, потому что он предоставляет быстрый доступ к большому количеству информации, которую они могут использовать для выполнения заданий в ходе работы над проектом, обязательный поиск информации вне системы и ее сбор в научно-публицистических материалах, библиотеках и т. д. Для работы с использованием интернета необходимы следующие умения:
- Исследовательские знания и умения, способность быстро находить необходимые источники в Интернете.
- Аналитические навыки. Уметь критически оценивать источники, которые вы находите в Интернете.
- Умение работать с компьютером и его программами так, чтобы получился законченный документ.
Учебный проект ‒ самостоятельно-планируемая и реализуемая студентами работа, в которой речевое общение переплетено с профессионально-ориентированной деятельностью, что способствует формированию профессионально-иноязычной компетенции [2, с. 13].
Вовлечение студентов колледжа в исследовательскую деятельность учебной дисциплины ОУД. 14 Индивидуальный проект является одним из путей решения рассматриваемой проблемы, так как метод проектов ориентирован на самостоятельную творческую деятельность студентов.
Дисциплина ОУД.14 Индивидуальный проект является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Программа учебной дисциплины ОУД. 14 Индивидуальный проект предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования.
Обучение по программе ведётся в течение второго семестра, в рамках учебной дисциплины ОУД. История. Курс рассчитан на 30 часов трудоёмкости. Лекции – 14 часов, практические занятия – 16 часов. На зачет отводится 4 часа. Большое значение имеет самостоятельное обучение. Оно непосредственно направлено на развитие самостоятельности студента, повышение его познавательной и творческой активности, увеличение личной ответственности, формирование волевых качеств студентов. Программа курса рассчитана на студентов, имеющих элементарный уровень владения исследовательскими знаниями и умениями.
Курс нацелен на теоретическую и практическую подготовку студентов в области проектно-исследовательской деятельности, на актуализацию творческого потенциала в исследовательской деятельности, на формирование исследовательской позиции посредством самообучения, самовоспитания и самообразования студентов под мягким руководством преподавателя [3, с. 158-162].
Содержание курса ориентировано на использование полученных студентами 1 курса основных знаний об исторической, культурной и общественной жизни стран и дальнейшее их расширение за счет проведения проектных исследований на границе областей знаний учебной дисциплины ОУД. История. Курс опирается на межпредметные связи, что подчинено основной задаче современного среднего образования – формированию широко образованного человека, который имеет в своем арсенале фундаментальную подготовку не только по узким специализациям, но и в широком плане.
Лекционные занятия проводятся не совсем традиционно: в виде представления и обсуждения индивидуальных презентаций по теме, самостоятельно подготовленных студентами с использованием информации, найденной в ходе практических занятий.
Во время лекции ведущую роль также отводится студентам. Они представляют информацию по необходимой теме в виде презентаций, ведется обсуждение под руководством преподавателя. В процессе обсуждения осуществляется корректировка и доработка презентаций. Лекционные и практические занятия требуют обязательного использования мультимедийного проектора [4].
На заключительном практическом занятии студенты, пользуясь имеющимися презентациями по изученным разделам, литературными и электронными источниками, составляют глоссарий по теме курса, а также по теме своего проектного исследования.
Текущий контроль результатов обучения и оценка приобретенных студентами умений и навыков производится при выполнении продуктивных заданий каждого тематического раздела в форме:
- представления презентаций,
- взаимоконтроля,
- дискуссии.
Итоговая аттестация проводится в конце 2 семестра в форме дифференцированного зачёта.
Дифференцированный зачет проводится в два этапа:
- Проверка наличия и знания глоссария по теме курса и теме исследовательского проекта;
- Презентация и защита проекта.
Дифференцированный зачет проходит через одну неделю после того, как закончатся основные занятия курса, что дает студентам время для завершения работы над проектным исследованием, возможность обработать и должным образом оформить полученные результаты и исследовательскую работу в целом, подготовить доклад. Коллективное обсуждение осуществляется после защиты каждого проекта.
Проектно-исследовательская деятельность представляет собой интересное творческое направление деятельности. Она делает учёбу интересной, повышает уровень культуры студента, расширяет его кругозор, помогает преодолеть рутину повседневности и подготовить его к будущей профессиональной деятельности, где необходимо максимальное проявление самостоятельности.
Работа над проектами способствует усилению роли языка как средства общения, повышению мотивации студентов, развитию коммуникационных и обще-учебных умений, способствуют личному и профессиональному росту.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)