Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в органах местного само...

Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в органах местного самоуправления

11 декабря 2025

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

правовое регулирование
нормативные акты
органы местного самоуправления
информационная безопасность
защита информации
предотвращение угроз

Аннотация статьи

В статье рассматриваются правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в органах местного самоуправления. Анализируются законодательные и нормативные основы защиты информации, вопросы регламентации процессов управления и контроля, а также роль органов местного самоуправления в реализации мер информационной безопасности. Особое внимание уделяется актуальным правовым проблемам предотвращения информационных угроз и реагирования на них, включая защиту данных, контроль доступа и ответственность должностных лиц. На основе анализа российского законодательства и практики органов местного самоуправления формулируются рекомендации по совершенствованию правового регулирования информационной безопасности на муниципальном уровне.

Текст статьи

Введение

Современная деятельность органов местного самоуправления неразрывно связана с обработкой значительных объемов информации, включая персональные данные граждан, сведения ограниченного доступа, данные информационных систем и сервисов. В условиях роста цифровизации муниципального управления обеспечение информационной безопасности становится одним из ключевых факторов устойчивости и законности функционирования органов местного самоуправления.

Методы и организация исследования

Информационная безопасность в органах местного самоуправления представляет собой систему правовых, организационных и технических мероприятий, направленных на защиту информации, обеспечивающую выполнение муниципальных функций, а также прав и законных интересов граждан и организаций. Правовое регулирование данной сферы строится на основе федерального законодательства, нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. Ключевым документом, определяющим государственную политику в сфере информационной безопасности, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 05 декабря.2016 года № 646. На федеральном уровне фундамент регулирования также формируют Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Органы местного самоуправления, создавая и эксплуатируя информационные системы, обязаны обеспечивать защиту содержащихся в них данных в соответствии с требованиями федерального законодательства. В Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прямо установлено, что защита информации включает комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на предотвращение несанкционированного доступа, уничтожения, модифицирования и иных неправомерных действий с информацией. Кроме того, оператор информационной системы обязан обеспечивать предотвращение несанкционированного доступа, своевременное обнаружение инцидентов, предупреждение возможных последствий нарушения режима доступа и контроль эффективности применяемых мер защиты [1].

При обработке персональных данных органы местного самоуправления выступают операторами персональных данных и обязаны обеспечивать их безопасность. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор обязан применять необходимые правовые, организационные и технические меры для предотвращения неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования или распространения персональных данных. Данные меры включают в себя назначение ответственного лица за организацию обработки персональных данных, принятие локальных актов, определяющих политику обработки персональных данных. [2]. Помимо установленных федеральными законами № 149-ФЗ и № 152-ФЗ требований по обеспечению безопасности информации и защите персональных данных, правовое регулирование в сфере информационной безопасности органов местного самоуправления детализируется подзаконными нормативными актами. Наиболее значимую роль здесь играют документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК России), которые устанавливают обязательные для исполнения меры по защите информации в государственных и муниципальных информационных системах.

К числу ключевых требований относится необходимость классификации информационных систем и определения уровня защищенности. Важным этапом выступает выявление и анализ актуальных угроз, формирование модели угроз и определение возможных сценариев воздействия на обрабатываемую информацию [3]. Далее осуществляется выбор и внедрение комплекса организационных и технических мер защиты, предусмотренных нормативными документами ФСТЭК России [3, 4]. Эти документы определяют общий порядок создания системы защиты информации и конкретный перечень требований, обязательных для государственных и муниципальных органов. После реализации мер проводится испытание системы защиты информации, позволяющее оценить корректность функционирования средств защиты и их способность обеспечивать требуемый уровень безопасности. На основании результатов испытаний формируется комплект эксплуатационной и рабочей документации [3]. Завершающим этапом является оценка соответствия (аттестация) объекта информатизации, проводимая для подтверждения выполнения требований по защите информации и получения аттестата соответствия [5]. Аттестация подтверждает, что комплекс реализованных мер действительно обеспечивает необходимый уровень безопасности и соответствует установленным требованиям.

Основные этапы построения системы защиты информации и соответствующие им нормативные документы ФСТЭК России представлены в таблице (табл.).

Таблица

Основные этапы построения системы защиты информации и соответствующие им нормативные документы ФСТЭК России

Этап

Содержание

Нормативная основа

Классификация информационной системы

Определение уровня защищенности, категории информационной системы, значимости сведений

Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17

Анализ угроз и разработка модели угроз

Определение актуальных угроз, вероятности их реализации и возможных последствий

Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17

Разработка системы защиты информации

Формирование перечня мер защиты, проектирование системы защиты, выбор средств защиты информации

Приказы ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17 и от 18 февраля 2013 года № 21

Реализация организационных и технических мер

Внедрение средств защиты информации, разработка локальных актов, обучение сотрудников

Приказы ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17 и от 18 февраля 2013 г № 21

Испытания системы защиты

Проверка работоспособности реализованных мер и корректности настройки средств защиты информации

Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17

Документирование системы защиты

Оформление эксплуатационной и рабочей документации

Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17

Аттестация (оценка соответствия) объекта информатизации

Подтверждение выполнения требований по защите информации

Приказ ФСТЭК России от 29 апреля 2021 года № 77

Практика обеспечения информационной безопасности в органах местного самоуправления предполагает наличие определенного организационно-технического комплекса мер, который закрепляется как федеральным законодательством, так и региональными нормативными актами. В стандартный перечень входит назначение ответственных должностных лиц, а также разработка и утверждение организационно-распорядительных документов, регламентирующих обеспечение информационной безопасности, включая работу с информационными системами, персональными данными и средствами криптографической защиты информации.

Одним из базовых требований является назначение заместителя руководителя, ответственного за организацию защиты информации, обрабатываемой в органе местного самоуправления. В соответствии с Типовым положением о заместителе руководителя органа (организации), ответственном за обеспечение информационной безопасности в органе (организации), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 1272 на такого сотрудника возлагается участие в формировании политики органа, организация реализации мероприятий по защите информации, контроль соблюдения нормативных требований и координация деятельности структурных подразделений по информационной безопасности [9]. Как правило, нормативные документы предусматривают, что назначенное лицо должно иметь профильное образование в сфере информационной безопасности либо пройти профессиональную переподготовку.

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152‑ФЗ «О персональных данных» назначается должностное лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Оно контролирует соблюдение законодательства о персональных данных и требований к их защите, информирует сотрудников о соответствующих положениях и локальных актах, а также организует прием и обработку обращений и запросов субъектов данных или их представителей [2].

В соответствии с подпунктом д) пункта 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 211, органы местного самоуправления, являясь операторами персональных данных, организуют проведение внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных установленным требованиям к защите персональных данных, установленным Законом о персональных данных, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и локальными актами органа местного самоуправления [8]. Внутренний контроль является ключевым инструментом для оценки соответствия деятельности органов местного самоуправления требованиям законодательства в сфере информационной безопасности. Он обеспечивает своевременное выявление нарушений и позволяет корректировать процессы до возникновения инцидентов. В современных условиях цифровизации внутренний контроль включает не только проверку соблюдения локальных нормативных актов и оценку защищенности каналов передачи данных, но и тестирование эффективности применяемых средств защиты информации.

В целях повышения устойчивости и безопасности функционирования информационных ресурсов органа местного самоуправления утверждается политика информационной безопасности, включающая организационные и технические меры по защите информации, порядок реагирования на инциденты, контроль за соблюдением требований законодательства и локальных актов, а также мероприятия по обучению и информированию сотрудников о правилах работы с информационными системами и персональными данными.

Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152‑ФЗ «О персональных данных» издается Политика в отношении обработки персональных данных, которая устанавливает порядок сбора, хранения, обработки и защиты персональных данных, регламентирует права и обязанности сотрудников при работе с такими данными, определяет меры по предотвращению несанкционированного доступа, а также порядок реагирования на инциденты и обработку обращений субъектов персональных данных.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 мая 2022 года № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» предусмотрено создание структурного подразделения, осуществляющего функции по обеспечению информационной безопасности органа (организации), а также установлен запрет на использование иностранных средств защиты информации и соответствующих сервисов, работ или услуг [6]. Реализация курса на импортозамещение предполагает, что органы местного самоуправления обязаны отдавать приоритет отечественным решениям в области защиты информации и обеспечивать соответствие внутренних политик и нормативных документов новым требованиям.

Разработка локальных нормативных актов обеспечивает формирование правовой базы информационной безопасности в органе местного самоуправления. Однако эффективная защита информации предполагает не только наличие документов, но и реализацию более широкого круга мероприятий. Основные направления обеспечения информационной безопасности в органах местного самоуправления представлены ниже (рис.).

image.png

Рис. Основные направления обеспечения информационной безопасности в органах местного самоуправления

Однако, несмотря на наличие формализованных обязанностей и утвержденных локальных актов, органы местного самоуправления сталкиваются с рядом актуальных правовых проблем. Одной из таких проблем является необходимость постоянного согласования внутренних нормативных документов с федеральным законодательством и подзаконными актами, учитывая частые изменения нормативной базы. Это требует регулярного обновления локальных актов, инструкций и регламентов, что создает дополнительную нагрузку на муниципальные органы и может приводить к временным пробелам в их применении.

Еще одной актуальной проблемой является реализация курса на импортозамещение. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 мая 2022 года № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», органы местного самоуправления обязаны отдавать приоритет отечественным средствам защиты информации и оборудованию. На практике это означает ограниченные возможности по закупке компьютерной техники, сетевого оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям информационной безопасности. При этом использование иностранных решений, ранее широко применявшихся для обеспечения ИБ, теперь запрещено, что создает необходимость поиска и внедрения отечественных аналогов, которые либо еще не полностью развиты, либо отсутствуют на рынке в необходимом объеме.

Немаловажно отметить, что актуальной задачей остается соблюдение установленных правовых требований по обеспечению информационной безопасности и защите персональных данных. Несоблюдение этих требований создает риски для функционирования информационных систем, ставит под угрозу конфиденциальность данных граждан и может повлечь неблагоприятные последствия для органов местного самоуправления.

С точки зрения правового регулирования, нарушение законодательства в области информационной безопасности и персональных данных влечет административную ответственность. В соответствии со статьей 13.12 КоАП РФ для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют два состава правонарушений: использование несертифицированных информационных систем и средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации, а также общее несоблюдение установленных требований по обеспечению защиты информации. Размер административных штрафов за такие нарушения может составлять до 50 тыс. рублей для должностных лиц и до 100 тыс. рублей для юридических лиц, что подчеркивает необходимость строгого соблюдения нормативных предписаний в сфере информационной безопасности. За нарушение правил обработки персональных данных предусмотрены меры воздействия согласно статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включая предупреждения и штрафы для должностных лиц и организаций [7].

Заключение

Таким образом, правовое регулирование информационной безопасности в органах местного самоуправления строится на сочетании федеральных законов, нормативных актов субъектов РФ и внутренних локальных документов органов местного самоуправления. Основное внимание уделяется защите информации, персональных данных, соблюдению требований ФСТЭК России. В настоящее время политика государства направлена на приоритетное использование отечественных технологий, оборудования и программного обеспечения во всех ключевых сферах, снижая зависимость от иностранных поставщиков и повышая устойчивость функционирования инфраструктуры. Для органов местного самоуправления это предполагает адаптацию внутренних политик, регламентов и процедур с учетом национальных стандартов и требований, обеспечивая соответствие законодательству и стратегическим целям развития цифровой и технологической независимости.

Список литературы

  1. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (действующая ред., 2025) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 02.12.2025).
  2. «О персональных данных» Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (действующая ред., 2025) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801 (дата обращения: 02.12.2025).
  3. «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 (действующая ред., 2024) // [Электронный ресурс]. URL: https://fstec.ru/dokumenty/vse-dokumenty/prikazy/prikaz-fstek-rossii-ot-11-fevralya-2013-g-n-17 (дата обращения: 02.12.2025).
  4. «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 (действующая ред., 2022) // [Электронный ресурс]. URL: https://fstec.ru/dokumenty/vse-dokumenty/prikazy/prikaz-fstek-rossii-ot-18-fevralya-2013-g-n-21 (дата обращения: 02.12.2025).
  5. «Об утверждении порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну» приказ ФСТЭК России от 29.04.2021 № 77 (действующая ред., 2024) // [Электронный ресурс]. URL: https://fstec.ru/dokumenty/vse-dokumenty/prikazy/prikaz-fstek-rossii-ot-29-aprelya-2021-g-n-77 (дата обращения: 02.12.2025).
  6. «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47796.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года) (действующая ред., 2025) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения: 05.12.2025).
  8. Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70152982 (дата обращения: 04.12.2025).
  9. Типовое положение о заместителе руководителя органа (организации), ответственном за обеспечение информационной безопасности в органе (организации) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405015639 (дата обращения: 04.12.2025).

Поделиться

15

Жуковский Д. А. Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в органах местного самоуправления // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13818-pravovye-aspekty-obespecheniya-informacionnoj-bezopasnosti-v-organah-mestnogo-samoupravleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря