Введение. Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» представляет собой комплекс мероприятий, своевременное исполнение бюджета, а также достижение плановых целевых показателей и объем вклада в достижение национальных целей до 2024 года. Напомним, что данный проект структурирован с целью обеспечить необходимые меры поддержки предпринимателям на всех этапах жизненного цикла развития предприятия, в том числе расширения бизнеса и выхода на экспорт. Основной целью проекта является увеличение к 2024 году численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн., включая индивидуальных предпринимателей; до 32,5 % увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП. Также важной задачей является к 2024 году увеличение доли экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10 % [1].
Объектом исследования выступил национальный проект и деятельность региональных органов власти Свердловской области по его реализации. Методами исследования выступили как общенаучные - анализ, классификация, так и эмпирические, такие как экспертное интервью, метод экспертных оценок.
Экспериментальная часть заключалась в выработке для анализа эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ряда критериев, таких как:
- Соответствие сформированной организационной структуры методическим указаниям Правительства РФ и методическим рекомендациям Минэкономразвития РФ;
- Динамика численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- Количество новых субъектов МСП, которые стали вести экспортно-ориентированную деятельность, поддержку которым оказывали объекты государственной инфраструктуры;
- Исполнение бюджета региональных проектов за 2019 год.
Используя вышеописанные критерии, была проведена оценка эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» методом экспертных оценок. Оценка происходила по пятибалльной шкале от 1 до 5. В методе экспертных оценок приняло участие 3 эксперта (таблица).
Таблица
Оценка эффективности методом экспертных оценок
Параметр |
Оценки экспертов по пятибалльной шкале |
Рейтинг, рассчитывается как среднее арифметическое | ||
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 | ||
Структура управления реализацией национального проекта |
5 |
5 |
5 |
5,00 |
Динамика численности занятых в сфере МСП |
4 |
5 |
2 |
3,67 |
Количество экспортно-ориентированных субъектов МСП |
5 |
4 |
4 |
4,33 |
Исполнение бюджета региональных проектов за 2019 год |
5 |
5 |
4 |
4,67 |
Итоговый рейтинг |
4,41 |
Анализируя оценки экспертов с использованием данных параметров, можно отметить согласие экспертов в высоком уровне подготовленности организационной структуры для реализации национального проекта в Свердловской области и соответствие всем федеральным требованиям и рекомендациям. Действительно, сформированная структура соответствует модели управления, предложенной в 2014 году Министерством экономического развития России в качестве рекомендации по развитию проектной деятельности в субъекте, так и методическим указаниям Правительства России, описывающие правила организации управления национальными проектами в регионах-исполнителях.
Согласно данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 апреля 2020 года в Свердловской области зарегистрировано 1 301 702 работников, занятых в сфере МСП, в то время как в 2019 году в апреле данный показатель регистрировал отметку в 1 350 650 работников. Снижение на 3,6% за год демонстрирует отрицательную динамику данного показателя. Однако оценки экспертов относительно данного параметра существенно разнятся.
Количество экспортно-ориентированных субъектов МСП является одним из ключевых показателей реализации национального проекта в регионе. Так, плановое значение на 2019 год составляло 90 единиц при базовых тридцати восьми. По данным Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства по состоянию на конец 2019 года они смогли вывести на экспорт 82 организации, что составляет 91,11 % от планового показателя. Показатель не был исполнен в полном объеме, что говорит о недостаточной эффективности органов управления проектом в части реализации или управления рисками проекта. Эксперты, в свою очередь достаточно высоко оценили реализацию национально проекта по данному параметру.
На всех уровнях управления проектами степень исполнения бюджета является неотъемлемым показателем эффективности реализации. По данным министерства финансов Свердловской области исполнение бюджета национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в регионе составляет 99,7% от общего объема выделенных средств. Все региональные проекты исполнили бюджет в полном объеме кроме «Акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства», который не до исполнил бюджет на 1%. Как по нашей оценке, так и по оценкам экспертов данное несоответствие плану не является критическим и не может говорить о низком качестве и эффективности организационной структуры проекта.
Выводы. Сопоставив результаты экспертных оценок, а также открытые данные о количественных показателях, входящих в систему оценки эффективности реализации национально проекта в регионе, мы можем сделать вывод о высоком качестве административной организации работы над проектом и высокой эффективности в части финансового исполнения проекта. Однако, что касается исполнения целевых показателей проекта, а также реальной картины происходящего в секторе МСП, то эффективность реализации проекта находится на неудовлетворительном уровне и требует проведение дополнительных мероприятий по оценке текущего состояния сектора и внедрения новых решений при реализации проекта.
Таким образом, успешная реализация национального проекта в регионе зависит от множества факторов, начиная от качества первичного планирования, и заканчивая своевременностью принимаемых управленческих решений касательно организации мероприятий проекта.