Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Искусственный интеллект как метод автоматизации бизнес-процессов

Искусственный интеллект как метод автоматизации бизнес-процессов

Научный руководитель

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

искусственный интеллект
бизнес-процессы
автоматизация
BPM
NLP
нейронные сети
цифровая трансформация

Аннотация статьи

Статья посвящена теме применения искусственного интеллекта как инструмента автоматизации и роботизации бизнес-процессов современной компании. Проведён анализ возможностей применения технологий автоматизации процессов с помощью нейронных сетей, выявлены преимущества и недостатки, показано, что использование искусственного интеллекта позволяет повысить эффективность выполнения процессов, сократить трудозатраты и улучшить качество управленческих решений.

Текст статьи

Введение

Современная экономика формирует новые потребности к эффективности, скорости и прозрачности бизнес-процессов. В условиях развивающегося рынка и высокой конкуренции традиционные методы автоматизации и роботизации становятся менее эффективными и уже не обеспечивают достаточный уровень адаптивности. Компании всё чаще сталкиваются с необходимостью работы с большим объемом данных, прогнозировать поведение клиентов и принимать решения в реальном времени.

Искусственный интеллект (ИИ) становится одним из важных инструментов цифровой трансформации. Его использование позволяет изменить саму логику реализации бизнес-процессов, а также внедрение ИИ позволяет процессам предприятия самооптимизироваться.

Цель исследования – оценить возможности применения технологий нейронных сетей в автоматизации бизнес-процессов, показать их влияние на эффективность деятельности предприятия, построить модель и показать изменения процессов после внедрения искусственного интеллекта.

Теоретические основы автоматизации бизнес-процессов

Бизнес-процессы представляют собой совокупность операций, направленных на создание ценности для клиента, например производство товара, или оказание услуги [5, с. 17-20].

На протяжении многих лет автоматизация процессов развивалась постепенно. Компании внедряли методы ERP – систем для планирования ресурсов, BPM – систем для моделирования и контроля процессов, а также RPA – роботов, которые повторяют рутинные действия человека. Все эти инструменты позволили значительно сократить трудозатраты и снизить количество ошибок, однако они обладают некоторыми ограничениями.

Исследователи отмечают, что классическая автоматизация имеет ряд недостатков:

  • не может адаптироваться к новым данным, работа ограничена заранее прописанными правилами;
  • большинство решений всё ещё принимается человеком [5, с. 17-20; 6, с. 35-37].

В результате такие подходы не успевают адаптироваться к условиям быстро меняющегося рынка.

Искусственный интеллект определяется как набор технологий, которые позволяют системам выполнять когнитивные функции (анализировать информацию, прогнозировать и принимать решения) [1, с. 198-202]. Это является отличием ИИ от любых традиционных методов автоматизации.

Рассматривая преимущества внедрения ИИ, можно констатировать, что они позволяют компаниям анализировать большие массивы данных гораздо быстрее человека, уменьшая количество ошибок и повышая скорость обработки информации и автоматизации принятия решений.

Таким образом, данная технология помогает предприятиям создать более гибкие и интеллектуальные процессы [2, с. 29-33; 4, с. 6-17].

Результаты исследования

Проведенный анализ AS-IS и TO-BE выявил влияние искусственного интеллекта на ряд подпроцессов исследуемой бизнес – модели. По сей день большинство предприятий всё ещё пользуются ручной обработкой обращений, которая имеет множество недостатков (рис. 1) [5, с. 17-20; 6, с. 35-37].

Пример:

image.png

Рис. 1. Обработка обращения

Недостатками данной модели являются:

  • высокая нагрузка на сотрудников;
  • большие временные затраты;
  • вероятность ошибки классификации.

Рассмотрим модель TO-BE с внедрением NLP (Natural Language Processing) рисунок 2.

image.png

Рис. 2. Обработка обращения с использованием NLP

После внедрения ИИ структура процесса меняется, следовательно, процесс будет работать быстрее, точнее и надёжнее. По данным исследований [1, с. 198-202; 2, с. 29-33; 5, с. 17-20], скорость обработки увеличивается в 3–10 раз, а количество ошибок снижается в 2 раза.

Сравнение до и после внедрения нейронных сетей показывает снижение времени на 60–90%, сокращение ошибок на 50–80%, уменьшение затрат на операционную деятельность до 30% [1, с. 198-202; 2, с. 29-33; 5, с. 17-20]. Кроме того, по данным статьи Савина С. В. [4, с. 6-17], ИИ улучшает скорость принятия решений, прозрачность процессов, качество обслуживания клиентов и устойчивость бизнеса к изменениям.

Исследователи выделяют ряд проблем [4, с. 6-17; 5, с. 17-20], таких, как:

  • зависимость от качества данных;
  • риск некорректных решений модели;
  • сложность интеграции;
  • необходимость переобучения персонала.

Заключение

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что искусственный интеллект играет особо важную роль в развитии автоматизации бизнес-процессов. Внедрение данной технологии позволит существенно повысить эффективность процессов, снизить затраты и улучшить качество управления, а представленные в данной статье модели демонстрируют способность ИИ не только изменять отдельные операции, но и создавать новые структуры.

Список литературы

  1. Мокаева А.К. Искусственный интеллект в бизнес-процессах / А.К. Мокаева, А.И. Тоторкулова // Наукосфера. – 2021. – № 5-2. – С. 198-202.
  2. Савич А.А. Машинное обучение как инструмент автоматизации бизнес-процессов / А.А. Савич, А.С. Кравчук // The Scientific Heritage. – 2021. – № 75-4(75). – С. 29-33.
  3. Нестеров И.А. Использование искусственного интеллекта в трансформации бизнес-процессов / И.А. Нестеров, А.Д. Защихин // Парадигма. – 2025. – № 5-2. – С. 104-111.
  4. Савин С.В. Роль искусственного интеллекта в создании новых бизнес-моделей в цифровой экономике: от цифровизации до полностью автоматизированных решений / С.В. Савин, А.Д. Мурзин // Мир новой экономики. – 2024. – Т. 18, № 4. – С. 6-17.
  5. Аджиева А.И. Автоматизация бизнес-процессов как успех в цифровизации / А.И. Аджиева // Мировые тенденции развития науки и техники: пути совершенствования: Материалы X Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Москва, 29 декабря 2022 года. Ч. 3. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Пресс-центр», 2022. – С. 17-20.
  6. Шестан В.Б. Автоматизация бизнес-процессов / В.Б. Шестан, Р.Э. Михтадов, А.А. Титов // Новые научные исследования: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 июня 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 35-37.

Поделиться

4

Клименко В. Э. Искусственный интеллект как метод автоматизации бизнес-процессов // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13820-iskusstvennyj-intellekt-kak-metod-avtomatizacii-biznes-processov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря