Современный этап общественного развития отличается стремительным проникновением процессов цифровизации во все области человеческой активности, что влечет за собой глубокие преобразования экономических, социальных и культурных аспектов жизни. Цифровизация представляет собой сложный и многогранный феномен, включающий интеграцию цифровых технологий в повседневную жизнь индивидов и функционирование общественных институтов. Она подразумевает не просто внедрение компьютеров или доступ к интернету, а радикальное изменение методов производства, потребления, коммуникаций, образовательного процесса, управленческих решений и ментальных установок [1, с. 29-33].
Образование в условиях цифровой трансформации приобретает особую значимость, поскольку должно не только передавать накопленные знания, но и развивать широкий спектр компетентностных характеристик, необходимых молодому поколению для успешного функционирования в современном обществе. Формирование критического мышления среди обучающихся становится ключевой задачей, отраженной в федеральных государственных образовательных стандартах и стратегических программах развития образовательной системы.
Особенно значимо данное направление применительно к обучающимся основного общего образования (5–9 классы), поскольку именно в этот возрастной период школьники достигают необходимого уровня когнитивного развития, формируется способность осознанно воспринимать поступающую информацию и вырабатывать самостоятельные суждения. Создав прочный базис критического мышления в этот период, удается обеспечить успешное освоение учебных дисциплин на последующих этапах школьного обучения, способствовать полноценному личностному развитию и активной жизненной позиции.
Интеграция цифровых технологий предъявляет повышенные требования к педагогическим методикам и формам воспитания молодежи, вынуждая разрабатывать инновационные подходы, направленные на формирование профессиональных качеств и практических навыков, востребованных на рынке труда и обеспечивающих эффективную социальную адаптацию молодых людей [3, с. 192-195].
Современная динамика изменений в профессиональной сфере предъявляет повышенные требования к выпускникам образовательных учреждений, обусловливая необходимость формирования у молодых специалистов не только накопленных теоретических знаний, но и развитых метакогнитивных способностей, позволяющих эффективно осуществлять процесс самообучения, анализировать проблемы в системной перспективе и развивать навыки критической оценки. Формируемая в современном обществе зрелость гражданского сознания невозможна вне контекста компетентного восприятия социальных процессов, выражения аргументированных взглядов и участия в социально значимом диалоге.
Возникающая вследствие экспоненциального увеличения объема доступной информации новая информационная среда характеризуется нелинейностью, динамизмом и всепроникающим характером распространения сведений. Подобные условия делают особенно важным развитие качеств, способствующих ориентации субъекта в данном пространстве, рациональному восприятию поступающей информации и принятию взвешенных решений. Все указанные компетенции объединяются понятием критического мышления, играющего ключевую роль в обеспечении успешной адаптации индивидов к реалиям цифровой эпохи.
Критическое мышление определяется как система интеллектуальных методов и подходов, направленных на адекватное отражение реальности, разумное принятие решений и четкое изложение собственной точки зрения. В условиях перехода к постиндустриальному обществу указанное понятие обогащается дополнительными компонентами:
- информационной грамотностью, включающей широкий спектр навыков эффективного взаимодействия с цифровыми ресурсами, таких как поиск необходимой информации, проверка её подлинности и правильное использование полученных данных;
- медиаграмотностью, подразумевающей умение отличать факты от мнений, выявлять приемы манипуляции сознанием, понимать цели и мотивы создателей цифрового контента, определять степень надежности и уместности используемых источников;
- компьютерной и информационной этикой, заключающейся в понимании моральных принципов и стандартов поведения в виртуальном пространстве, формировании чувства ответственности за распространение тех или иных сообщений и действий в сети Интернет [1, с. 29-33].
Современная ситуация характеризуется значительным увеличением объема доступной информации, что создает серьезные трудности для обучающихся общеобразовательных учреждений. Преимущественно ориентированные на быстрое усвоение больших массивов данных, обучающиеся зачастую прибегают к поверхностному изучению материала, пренебрегая глубоким погружением и тщательным анализом информации. Подобная тенденция ведет к недостаточному развитию устойчивых когнитивных структур и затрудняет приобретение навыков критического осмысления содержания.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что темпы распространения ложной или искаженной информации существенно опережают возможности ее своевременного опровержения. Отсутствие сформированной культуры проверки источников и критического анализа данных увеличивает риск дезориентации подростков в информационно-коммуникационной среде, повышая их восприимчивость к воздействию недостоверных сведений [4, с. 548-551].
Одновременно с этим широкое распространение коротких, эмоционально привлекательных цифровых материалов способствует формированию специфического типа мышления, характеризующегося фрагментарностью и поверхностностью («клиповым мышлением»). Данная особенность снижает способность концентрироваться на сложных интеллектуальных процессах, негативно влияя на качество мыслительной активности и препятствуя длительным усилиям по обработке информации.
Специфики цифровой коммуникации также способствуют размыванию границ между научными публикациями, официальными источниками и личным мнением пользователей. Возможность каждого гражданина выступить в качестве эксперта порождает ситуацию, в которой публикации частных лиц нередко принимаются учащимися наравне с результатами научных исследований или официальной статистикой.
Кроме того, современные алгоритмы персональных рекомендаций, используемые социальными сетями и поисковиками, создают уникальную картину мира для каждого пользователя, ограничивая доступ к альтернативным позициям и усиливая существующее мировоззрение. Такая практика приводит к уменьшению уровня толерантности к чужим взглядам, сужению кругозора и подавлению способности воспринимать критику, что отрицательно сказывается на развитии межличностного диалога и способности к совместному решению возникающих проблем [4, с. 548-551].
Современные школьники активно включены в цифровую среду, ежедневно сталкиваясь с огромным объемом разнообразной информации, значительная часть которой носит сомнительный характер, является неполной, предвзятой или намеренно вводящей в заблуждение. Традиционные методики развития познавательной сферы обучающихся оказываются недостаточно эффективными для полноценного освоения приемов критического осмысления данных. Таким образом, возникает острая необходимость разработки и реализации специализированных педагогических практик, направляющих формирование и развитие навыков критического мышления среди молодежи, что обеспечит эффективное освоение возможностей цифровых ресурсов и построение соответствующей цифровой культуры.
Реализация педагогической поддержки должна предусматривать систематическое обучение методикам обработки разных типов источников информации, способствовать приобретению навыков информационной грамотности, стимулировать развитие умений выстраивать аргументированную позицию и проводить рефлексивный анализ своей деятельности. Для успешного становления цифровой грамотности важно внедрение цифровых инструментов непосредственно в учебный процесс, формирующее ответственное отношение обучающихся к их применению. Решение поставленной задачи предполагает постоянное повышение квалификации учителей, применение инноваций в обучении, а также укрепление взаимосвязи образовательной системы, семей и всего социума [3, с. 192-195].
Особый интерес представляет возникновение и бурное развитие технологий генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), способных самостоятельно производить контент в форме текста, изображений, аудиозаписей и видеороликов, практически неотличимых от человеческих. Данное обстоятельство выдвигает принципиально новую проблему перед системой образования и молодежью, поскольку обучающиеся теперь вынуждены не только проверять точность предоставляемых сведений, но и устанавливать истинное происхождение представленных материалов. Проверка аутентичности и авторства контента превращается в обязательный элемент процесса критического размышления, что заставляет пересмотреть существующие подходы к воспитанию цифровой грамотности школьников.
Генеративный искусственный интеллект (ГИИ) открывает уникальные перспективы для развития критического мышления, предлагая моделируемые ситуации, решение которых требует рассмотрения множества точек зрения и глубокого анализа проблем. Современное образование обязано перейти от запрета или простого пренебрежения этими технологиями к продуманному и целесообразному их внедрению в учебный процесс. Данный переход подразумевает фундаментальное изменение традиционных педагогических концепций, разработку специальных курсов по повышению осведомленности в области искусственного интеллекта, целенаправленное формирование навыков критической оценки цифрового контента, развитие метакогнитивных функций и акцент на проблемно-ориентированном и проектном подходе к обучению [2, с. 218-219].
Только подобный балансированный и научно-обоснованный подход сможет обеспечить подготовку молодого поколения, способного продуктивно взаимодействовать с искусственным интеллектом, эффективно применять его возможности для углубленного понимания окружающего мира, самостоятельной интеллектуальной деятельности и принятия самостоятельных решений в условиях постоянной динамики цифровой среды.
Одним из многообещающих направлений, содействующим активизации когнитивного потенциала школьников и формированию критического мышления, выступает геймификация образовательного процесса. Применение игровых элементов помогает создать увлекательную, интерактивную и безопасную атмосферу, стимулируя заинтересованность обучающихся, вовлекая их в деятельность, направленную на решение учебных задач и поощряя исследовательские навыки и аналитическое мышление.
Однако влияние геймификации на развитие критического мышления остается многослойным и противоречивым процессом. Хотя игровая форма способна повысить уровень мотивации и вовлеченность, обеспечивая стимул для выработки важных навыков критического осознания (анализ, синтез, принятие решений, саморефлексия), чрезмерная концентрация на получении бонусов и развлечений способна привести к поверхностному обучению и утрате глубины критического подхода.
Для эффективной интеграции геймификации в образовательный процесс необходим взвешенный и научно обоснованный подход, предусматривающий постановку целевых заданий, стимулирующих глубокий анализ и осмысление учебного материала, а также связь с решением реальных жизненных задач. Педагог играет важную роль координатора и фасилитатора, организуя учебную среду, способствующую развитию критического мышления обучающихся [3, с. 192-195].
Тем не менее потенциальная польза геймификации в контексте развития критического мышления в условиях активного внедрения генеративного искусственного интеллекта нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании и эмпирической проверке.
Формирование критического мышления у школьников в условиях ускоряющейся цифровизации общества представляется актуальной и непростой задачей, стоящей перед современной педагогикой. Эффективное педагогическое сопровождение требует высокого уровня профессиональной компетентности учителя, гибкости и готовности непрерывно повышать свою квалификацию. Важнейшим условием успеха является качественная интеграция цифровых инструментов в учебный процесс, направленная на полноценное развитие базовых когнитивных функций.
Создание условий для формирования критического мышления – это инвестиция в будущее, поскольку именно оно обеспечивает молодым людям способность уверенно действовать в стремительно развивающемся цифровом мире, адаптироваться к новым условиям, проявлять инициативу и ответственность при принятии значимых решений.

.png&w=640&q=75)