Основой для создания истребительных батальонов послужило Постановление СНК СССР от 24 июня 1941 г., а также последующее постановление Тульского обкома ВКП(б) «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». На их основании 26 июня начальником управления НКВД старшим лейтенантом госбезопасности И. М. Кирюшиным был издан приказ «О формировании истребительных батальонов по борьбе с воздушными десантами противника» на территории Тульской области [1, c. 50].
В этих целях создавались истребительные батальоны. Их численность составляла 100–200 человек, бойцы отрядов должны были набираться из числа проверенного партийного, комсомольского и советского актива, способного владеть оружием. Требовалось в соответствии с приказом по территории г. Туле и Тульской области сформировать 90 отрядов истребительных батальонов, обшей численностью 900 человек. Формирование истребительных батальонов в г. Туле возлагалось на майора милиции П. В. Пичугина совместно с райкомами ВКП(б), в районах Тульской области данная обязанность возлагалась на глав горотделений и райотделений [1, c. 50].
Каждый подобный отряд должен был быть вооружен, планировался следующий набор вооружения: два ручных пулемета, винтовки, револьверы и если была возможность, гранаты. Данное вооружение, в необходимом количестве, должен был выдать Наркомат Обороны [2,. с. 50].
В задачи данных истребительных батальонов входили как ликвидация диверсантов и парашютных десантов, так и охрана важных объектов народного хозяйства, таких как промышленные предприятия, электростанции и железнодорожные сооружения, а также помощь милиции в поддержании общественного порядка, в том числе в борьбе с вооруженными бандами [1, c. 50].
Формирование истребительных батальонов происходило постепенно, так 21 июля 1941 г. в 42 населенных пунктах Тульской области, хоть и было сформировано 90 истребительный батальон, вооружено из них было только 49 подразделений, 41 были без оружия [3, c. 62-63].
Наибольшее количество добровольцев в г. Туле, было в Пролетарском районе. Там поступило 8000 заявлений о зачислении в истребительные отряды и отряды народного ополчения. Было создано 7 истребительных батальонов, общей численностью 750 человек и 5 отрядов народного ополчения численностью 6500 человек [4, c. 76].
В Центральном районе, было сформировано 5 истребительных батальонов. Три батальона из оружейного завода и по одному с поселка Косая гора, а также работников учреждений района. В каждом из перечисленных формирований было 150 человек. Комсостав и политсостав батальонов формировался из командиров и политработников запаса, отличившихся примерной работой на заводах и предприятиях. Данные места утверждались на заседаниях бюро районных комиссариатов ВКП(б). Комиссарами этих подразделений назначались первые заместители районных партийных комитетов заводов [4, c. 76].
Истребительные батальоны разбивались на меньшие формирования, такие как: роты, взводы и отделения. Эти подразделения должны были приступить к военному обучению, которое происходило без отрыва от производства. Программа военного обучения предполагала занятия в вечернее время, общим количеством в 120 часов. Обучение уделяло наибольшее внимание таким направлением как: строевая и огневая подготовка, противотанковая борьба, где самым приоритетным направлением, было обучение бойцов в борьбе с вражеской бронетехникой. В рамках этого направления, учащиеся курса обучались правильно бросать противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью [4, c. 76].
Сами занятия по подготовке бойцов проходили в поле, в условиях максимально близким к боевым. Бойцы были вооружены трофейными карабинами Маузер 98 и винтовками системы Лебеля, а также гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Дополнительно, подразделения доукомплектовывались восстановленными пулеметами, где за основу шли учебные пулеметы, которые доводили до состояния боевого оружия, используя бракованные запчасти [4, c. 76].
Командиры так же проходили серьезную подготовку. Так, по решению обкома ВКП(б) от 29 июня 1941 г., организовывались сборы по усовершенствованию командного состава для формируемых истребительных батальонов, сроком в 10 дней. В отличие от обычных бойцов командиры изучали тактику пехоты, саперное дело и принципы борьбы с бронетехникой врага [4, c. 76].
Так же, по мере приближения противника, вводились новые обязанности у батальонов. Так, 10 августа 1941 г., устанавливалось казарменное положение для 25% личного состава подразделений, вводилось поочередное дежурство батальонов, которое проводилось с 22.30 до 06.00, а также ежедневно выделять в распоряжение милиции, наряды бойцов. Те же отряды, что не укомплектованы вооружением, в момент воздушной тревоги, обязаны находиться на защищаемых объектах, для борьбы с зажигательными бомбами и возгораниями [5, c. 68].
Изменения так же произошли и в командной структуре, создавался командно-начальствующий состав, в него входили: начальник батальона, военком и начальник штаба истребительного батальона. Так же создавались санитарные дружины [6, c. 69].
Обучение бойцов истребительных батальонов шло до октября 1941 г., но из-за возникновения вражеской угрозы в регионе, отряды были переведены на казарменное положение в ночное время суток. Так же из-за обострения боевой ситуации под г. Мценском в начале октября 1941 г., туда было отправлено 7 истребительных батальонов. Часть из них оставили на станции Горбачёво при городе Плавске, где сложилась тяжёлая ситуация с эвакуацией зерна и сельскохозяйственного скота. Так же была и другая проблема, поскольку бойцы истребительных батальонов были при определенных предприятиях, их эвакуация вместе с рабочими уменьшило количество бойцов. Вследствие этого, были расформированы отряды таких заводов как: № 66, 187, 366, 367 [4, c. 76-77].
Первый боевой опыт тульских истребительных батальонов произошел 20 октября. Тогда, два истребительных батальона завода НКПС и Ленинского района, общей численностью 110 человек, совместно с батальоном войск НКВД вступили в столкновение с противником. В результате сражения советские подразделения отступили к станции Сбродово. На следующий день, было отправлено подкрепление в виде трех истребительных батальонов, общей численностью около 300 бойцов: Сталиногорского, железнодорожного узла и строительно-монтажного треста. Ими командовал капитан А. П. Горшков, будущий командир Тульского рабочего полка. Хотя отряды истребительных батальонов и сражались отважно, 25 октября им пришлось отступить к самой Туле, для обороны города [4, c. 77].
В этот же день, оставшиеся истребительные батальоны были переформированы в новое подразделение, Тульский рабочий полк, куда вошло девять батальонов: Сталиногорский, Косогорский, Центрального района г. Тулы, Зареченского района г. Тулы, Ленинского района, Новотульского металлургического завода, завода НКПС, железнодорожного узла, монтажно-строительного треста № 1. К его рядам так же присоединились многие бойцы бывших отрядов ополчения и рабочих боевых дружин [4, c. 77].
Истребительные батальоны Тульской области сыграли важную роль в мобилизации населения и стали кадровой основой для создания регулярных частей народного ополчения в самый критический момент обороны города. Эти добровольческие подразделения стали основой для Тульского рабочего полка, собранный в октябре 1941 г. из наиболее боеспособных батальонов. Этот полк впоследствии стал одним из ключевых элементов героической обороны Тулы. Истребительные батальоны выполнили свою первостепенную задачу по обеспечения тылового порядка и формирования народного сопротивления, внеся вклад в оборону Тулы осенью 1941 г.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)