С каждым годом среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений количество детей с различными отклонениями в речевом развитии значительно увеличивается.
Как основоположники отечественной логопедии (Р. Е., Левина, Н. А. Власова и др.), так и современные учёные логопеды-практики (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, и др.) отмечают, что тяжелые речевые нарушения у дошкольников, это не только логопедическая проблема. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.
Тяжёлые речевые патологии ограничивают познавательные возможности детей, вызывают эмоционально-волевую незрелость, моторную неловкость, нарушают регуляцию произвольной деятельности. У обучающихся этой группы поражаются отдельные виды гнозиса, отмечается низкая работоспособность.
Обычные методы и приёмы, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, не всегда дают эффективные результаты. Поэтому таким детям нужна среда, одновременно обеспечивающая дополнительную стимуляцию их речевой активности и развитие сенсорно-перцептивной сферы. Такой средой является приспособленная, комфортная и безопасная среда сенсорной комнаты, где дети, взаимодействуя с определёнными модулями и стимуляторами, могут выполнять различные действия, реализовывать свою потребность в движении, игре. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ. Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты оказывает положительное воздействие на органы осязания, слуха и вестибулярные рецепторы ребенка, позволяет активизировать речевое и познавательное развитие, способствует более прочному закреплению материала. Поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых специалисты ДОУ самого разного профиля решают свои профессиональные задачи. Так учителя-логопеды нашего ДОУ проводят как индивидуальные, так и подгрупповые занятия с детьми компенсирующих групп. А в тесном сотрудничестве с воспитателем компенсирующей группы проводятся совместные занятия, то есть комплексные, призванные мотивировать обучающегося с ТНР, вызвать его интерес и, что самое главное, увеличить плодотворность воздействия на ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности оборудование сенсорной комнаты используется нами для: коррекции нарушений и развития речи; развития слухового внимания и фонематического слуха: развития внимания, памяти, мышления, тактильной чувствительности; развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; активизации ощущений, восприятия, зрительно-моторной координации; повышения детской активности, любознательности; коррекции личностных особенностей ребенка, создания положительного эмоционального фона; создания среды психологической поддержки детям с нарушениями речи; релаксации [1]. Результатом такой работы является высокая положительная динамика в развитии дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Существуют противопоказания и некоторые ограничения для использования сенсорной комнаты. Противопоказания: глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Сеансы в сенсорной комнате следует ограничить детям с гиперактивностью и различными психоневрологическими заболеваниями, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Чтобы не вызвать у ребенка отрицательные эмоции большим количеством раздражителей, работу начинают, когда все стимуляторы выключены. Элементы сенсорной комнаты как релаксационные, так и активизирующие учителя-логопеды используют поэтапно. Наше каждое занятие – это единый игровой или сказочный сюжет, где включение определенного тренажёра является частью этого сюжета. Состав подгрупп (по два-четыре ребенка со схожими речевыми дефектами) в течение года может меняться, как и количество занятий, которое определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Продолжительность занятий может варьироваться от 10 до 15 минут индивидуальные и 20–25 минут подгрупповые, один раз в неделю.
Занятие состоит из трех частей, где во вводной части, используя зеркальный шар, колесо спецэффектов «Жидкое», создаем положительную мотивацию на занятие. Основная часть – это релаксация и активные игры. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные дорожки, панели и др. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. В заключительной части мы подводим итоги и выполняем ритуал прощания.
Разнообразие сенсорного оборудования, новинки методической литературы, воодушевляют педагогов придумывать авторские занятия и игры, проявлять творчество.
Весело крутясь и прыгая в сухом бассейн, важно вышагивая по сенсорным дорожкам, дети и не догадываются, что они чему-то учатся. В волшебной комнате они знакомятся с разнообразными материалами, имеющими разную форму и фактуру: пластмасса, дерево, железо, различные виды ткани, изучают свойства предметов: круглый – квадратный, гладкий-шершавый, мягкий – жесткий, длинный-короткий и т. д.
Например, упражнять в развитии речевого дыхания можно с помощью подвесного модуля «Сухой дождь» в упражнении «Ветер, ветерок, ветрище», где детям необходимо дуть на разноцветные ленточки с разной силой. С помощью светового стола для рисования песком развиваем зрительно-моторную координацию, творческое воображение, функции мышления, тактильную чувствительность, речь, гармонизируется психоэмоциональное состояния ребенка. Так воспитатель с помощью упражнения «Листья» активизирует словарь у детей по теме «Деревья», формирует умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными. При помощи игр с песком учитель-логопед может автоматизировать поставленные звуки (игры: «Самолет», «Помоги змейке», «Насос» и др.).
С помощью двустороннего прозрачного мольберта в игре «Дорисуй дом» решаются следующие задачи: развитие координированных движений глаз и рук, воображения, творческого самовыражения, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети проводят маркерами недостающие линии рисунка, прикрепленного с обратной стороны, стекла, проявляют инициативу, дорисовывая дополнительные детали.
Неподдельный восторг и бурю эмоций вызывает у дошколят «купание» в сухом бассейне. В игре «Раз, два, три – найди и назови!» дети на скорость находили и называли игрушки, тем самым пополняя словарь по теме «Игрушки», формировали пространственную ориентацию, стимулировали гностические процессы (зрительные, тактильные), развивали психические процессы.
В игре «Волшебная тропинка» сенсорная дорожка используется педагогами как для развития сенсорно – тактильной сферы детей, так и для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, шершавый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.). Дети делятся своими ощущениями от прикосновения к различным поверхностям [2].
Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. А воспитатель полученные знания и умения детьми в сенсорной комнате закрепит уже в группе с помощью различных сенсорных игр.
Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность.
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)