Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Работа учителя-логопеда и воспитателя в сенсорной комнате с детьми дошкольного в...

Работа учителя-логопеда и воспитателя в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
тяжелые нарушения речи
коррекция
сенсорная комната

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате дошкольного учреждения. В статье определяется значение сенсорной среды; задачи, которые решаются в процессе использования возможностей сенсорной комнаты. Приведены примеры использования модулей и стимуляторов сенсорной комнаты на занятиях.

Текст статьи

С каждым годом среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений количество детей с различными отклонениями в речевом развитии значительно увеличивается.

Как основоположники отечественной логопедии (Р. Е., Левина, Н. А. Власова и др.), так и современные учёные логопеды-практики (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, и др.) отмечают, что тяжелые речевые нарушения у дошкольников, это не только логопедическая проблема. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.

Тяжёлые речевые патологии ограничивают познавательные возможности детей, вызывают эмоционально-волевую незрелость, моторную неловкость, нарушают регуляцию произвольной деятельности. У обучающихся этой группы поражаются отдельные виды гнозиса, отмечается низкая работоспособность.

Обычные методы и приёмы, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, не всегда дают эффективные результаты. Поэтому таким детям нужна среда, одновременно обеспечивающая дополнительную стимуляцию их речевой активности и развитие сенсорно-перцептивной сферы. Такой средой является приспособленная, комфортная и безопасная среда сенсорной комнаты, где дети, взаимодействуя с определёнными модулями и стимуляторами, могут выполнять различные действия, реализовывать свою потребность в движении, игре. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ. Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты оказывает положительное воздействие на органы осязания, слуха и вестибулярные рецепторы ребенка, позволяет активизировать речевое и познавательное развитие, способствует более прочному закреплению материала. Поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых специалисты ДОУ самого разного профиля решают свои профессиональные задачи. Так учителя-логопеды нашего ДОУ проводят как индивидуальные, так и подгрупповые занятия с детьми компенсирующих групп. А в тесном сотрудничестве с воспитателем компенсирующей группы проводятся совместные занятия, то есть комплексные, призванные мотивировать обучающегося с ТНР, вызвать его интерес и, что самое главное, увеличить плодотворность воздействия на ребенка.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности оборудование сенсорной комнаты используется нами для: коррекции нарушений и развития речи; развития слухового внимания и фонематического слуха: развития внимания, памяти, мышления, тактильной чувствительности; развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; активизации ощущений, восприятия, зрительно-моторной координации; повышения детской активности, любознательности; коррекции личностных особенностей ребенка, создания положительного эмоционального фона; создания среды психологической поддержки детям с нарушениями речи; релаксации [1]. Результатом такой работы является высокая положительная динамика в развитии дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Существуют противопоказания и некоторые ограничения для использования сенсорной комнаты. Противопоказания: глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Сеансы в сенсорной комнате следует ограничить детям с гиперактивностью и различными психоневрологическими заболеваниями, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Чтобы не вызвать у ребенка отрицательные эмоции большим количеством раздражителей, работу начинают, когда все стимуляторы выключены. Элементы сенсорной комнаты как релаксационные, так и активизирующие учителя-логопеды используют поэтапно. Наше каждое занятие – это единый игровой или сказочный сюжет, где включение определенного тренажёра является частью этого сюжета. Состав подгрупп (по два-четыре ребенка со схожими речевыми дефектами) в течение года может меняться, как и количество занятий, которое определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Продолжительность занятий может варьироваться от 10 до 15 минут индивидуальные и 20–25 минут подгрупповые, один раз в неделю.

Занятие состоит из трех частей, где во вводной части, используя зеркальный шар, колесо спецэффектов «Жидкое», создаем положительную мотивацию на занятие. Основная часть – это релаксация и активные игры. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные дорожки, панели и др. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. В заключительной части мы подводим итоги и выполняем ритуал прощания.

Разнообразие сенсорного оборудования, новинки методической литературы, воодушевляют педагогов придумывать авторские занятия и игры, проявлять творчество.

Весело крутясь и прыгая в сухом бассейн, важно вышагивая по сенсорным дорожкам, дети и не догадываются, что они чему-то учатся. В волшебной комнате они знакомятся с разнообразными материалами, имеющими разную форму и фактуру: пластмасса, дерево, железо, различные виды ткани, изучают свойства предметов: круглый – квадратный, гладкий-шершавый, мягкий – жесткий, длинный-короткий и т. д.

Например, упражнять в развитии речевого дыхания можно с помощью подвесного модуля «Сухой дождь» в упражнении «Ветер, ветерок, ветрище», где детям необходимо дуть на разноцветные ленточки с разной силой. С помощью светового стола для рисования песком развиваем зрительно-моторную координацию, творческое воображение, функции мышления, тактильную чувствительность, речь, гармонизируется психоэмоциональное состояния ребенка. Так воспитатель с помощью упражнения «Листья» активизирует словарь у детей по теме «Деревья», формирует умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными. При помощи игр с песком учитель-логопед может автоматизировать поставленные звуки (игры: «Самолет», «Помоги змейке», «Насос» и др.).

С помощью двустороннего прозрачного мольберта в игре «Дорисуй дом» решаются следующие задачи: развитие координированных движений глаз и рук, воображения, творческого самовыражения, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Дети проводят маркерами недостающие линии рисунка, прикрепленного с обратной стороны, стекла, проявляют инициативу, дорисовывая дополнительные детали.

Неподдельный восторг и бурю эмоций вызывает у дошколят «купание» в сухом бассейне. В игре «Раз, два, три – найди и назови!» дети на скорость находили и называли игрушки, тем самым пополняя словарь по теме «Игрушки», формировали пространственную ориентацию, стимулировали гностические процессы (зрительные, тактильные), развивали психические процессы.

В игре «Волшебная тропинка» сенсорная дорожка используется педагогами как для развития сенсорно – тактильной сферы детей, так и для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, шершавый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.). Дети делятся своими ощущениями от прикосновения к различным поверхностям [2].

Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. А воспитатель полученные знания и умения детьми в сенсорной комнате закрепит уже в группе с помощью различных сенсорных игр.

Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. 

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

Список литературы

  1. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации / Г.Г. Колос. – 4-е изд. – М: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  2. Браудо Т.Е. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты. М., 2001 г.

Поделиться

13

Кушнир Т. Н., Нудная О. В., Башкирева А. В. Работа учителя-логопеда и воспитателя в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13835-rabota-uchitelya-logopeda-i-vospitatelya-v-sensornoj-komnate-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-imeyushimi-tyazhelye-narusheniya-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января