Осенью 1941 года Тульская оборонительная операция стала одним из ключевых этапов сдерживания наступления немецко-фашистских войск на Москву. Если в июне 1941 года Тула находилась в глубоком тылу, то к октябрю того же года оказалась на направлении главного удара группы армий «Центр», что привело к осаде города и создало угрозу его захвата. В случае падения Тулы противник получал возможность выхода к Москве с южного направления [4, с. 134].
Еще 8 октября проходила эвакуация промышленных предприятий из Тулы, в первую очередь оборонных заводов. Вместе с оборудованием и производственными мощностями вывозился также персонал данных предприятий с целью организации производственного процесса на новых местах дислокации. Кроме того, осуществлялась эвакуация членов семей рабочих, что для многих стало серьёзным испытанием [3, c. 12].
Однако город активно готовился к обороне. Уже 14 октября 1941 года был сформирован штаб обороны Тулы, что положило начало систематическим мероприятиям по защите города. Территория Тулы была разделена на четыре оборонительных сектора: Привокзальный, Центральный, Зареченский и Пролетарский. Каждый сектор возглавлялся начальником обороны, в задачи которого входило формирование штаба, боевых дружин, назначение командиров подразделений и начальников дружин. В состав каждого подразделения входило от 15 до 20 бойцов с противотанковым вооружением. Боевые дружины переводились на казарменное положение и организовывали ночное патрулирование по кварталам [2, c. 35].
Планом укрепления города, предусматривалось создание круговой обороны в каждом секторе, оборудование опорных пунктов в каменных зданиях, установка противотанковых заграждений и наблюдательных вышек для противодействия сигнальщикам во время авианалётов. Общее руководство инженерными работами по укреплению оборонительных рубежей было возложено на военного инженера Потапова. Также для создания оборонительных укреплений было принято решение привлечь население в возрасте от 16 до 50 лет, распределив его распределив их по оборонительным районам [1, c. 14].
Так работы по фортификации внешней линии обороны, начатые еще 13 октября 1941 г. закончить к исходу 16 октября 1941 г. Работы же по возведению внутренней линии обороны производить вплоть по 18 октября 1941 г. как и создание минных заграждений [1, c. 15].
Также важно было более тщательно организовать патрулирование города и его окраин для борьбы со шпионами и диверсантами. Данное поручение получил начальник областной милиции, майор Пичугин с целью усилить охрану и патрулирование улиц и установить дежурство во дворах, задерживать всех подозрительных граждан. Важно было также бороться с возникающей угрозой грабежей и мародерства [2, c. 36].
Войска НКВД также были привлечены к укреплению обороны Тулы, так начальник местных войск НКВД полковник Мельников должен был организовать заградительные посты на выходах из города и усилить надзор за подозрительными лицами, оградив особенно оборонительные районы от проникновения вышеуказанных лиц. Сами же оборонительные районы должны были быть оборудованы связью через систему города. По введенному комендантскому часу, движение по Туле разрешалось только до 10 часов вечера. С 22.00 движение по городу и в его окрестностях разрешаю только по особым пропускам. Всех граждан и военнослужащих после 22.00 необходимо было задерживать и тщательно проверять [1, c. 16].
Также формировались пожарные команды для срочного тушения возникших пожаров вследствие вражеских бомбардировок. Санитарные же отряды, должны были подготовить помещение для раненых, привести их в надлежащий порядок, создать базы необходимых медикаментов [1, c. 16].
Однако немецкие войска были все ближе, сложилось полное понимание, что враг подойдет к Туле. В связи с этим 23 октября, было принято решение объединить истребительные батальоны, отряды народного ополчения и организовать в городе Тульский рабочий полк. Данное подразделение должно было сформироваться к 26 октября, находится на казарменном положении в помещении механического института. Сам полк должен был состоять из 5 батальонов, общей численностью 1500 человек. Командиром данного народного ополчения, был назначен генерал-майор А. П. Горшков, он же должен был подобрать командирский и политический состав данного воинского подразделения. За вооружение данного полка отвечал начальник Управления НКВД по Тульской области В. Н. Суходольский, за организацию питания и обмундирования первый секретарь Тульского обкома ВКП(б) Н. И. Чмутов. 28 октября, комиссаром Тульского рабочего полка был назначен Г. А. Агеев [3, c. 26].
Также 23 октября, был отдан приказ на усиление патрулирования Тулы со строгой проверкой документов после 8 часов вечера, а после 10 и до 5 часов утра, запретить любое движение по городу, за исключением лиц со специальными пропусками. Машины же входящие и выходящие из города проверять, а не имеющих документов, передавать военному командованию [5, с. 203].
Уже 25 октября вышло постановление Тульского городского комитета обороны о введении осадного положения в Туле. По данному положению, в городе и его окрестностях вводится осадное положение, организовывается возведения баррикад и противотанковых сооружений, а также окопов и блиндажей по окраинам города. Для создания этих фортификаций были привлечены жители города обоих полов, возрастом от 17 до 50 лет. Работы начинались с 7 часов утра 27 октября. Мобилизованные рабочие должны были явиться со своими строительными инструментами. Лиц, уклоняющихся от оборонительных работ, должны были привлекаться к суду военного трибунала по законам военного времени [1, c. 28].
Также ужесточался пропускной режим, во время комендантского часа передвижение по городу разрешалось только с пропусками от коменданта Тулы, полковника Мельникова. В распоряжения коменданта также передавались войска внутренней охраны НКВД, милицию и добровольческие отряды для поддержания общественного порядка в городе. Нарушители же порядка подвергались суду военного трибунала, а шпионов, провокаторов и прочих агентов врага, расстреливать на месте.
Но уже 29 октября, немецкие войска возобновили наступление на Орловском направлении и двинулись напрямую к Туле. В этот же день части 2-й танковой группы вермахта вышли на подступы к городу, и началась битва за город [4, c. 376]. Оборона Тулы осенью 1941 года стала ярким примером эффективной организации городской обороны в критических условиях Великой Отечественной войны. Стремительное изменение оперативной обстановки, когда глубокий тыловой город всего за четыре месяца превратился в передовой рубеж обороны на подступах к Москве, потребовало экстренных и комплексных мер. Оборона Тулы стала важным элементом в системе защиты Москвы, показав, что даже в условиях непосредственной угрозы захвата, возможно организовать действенную оборону за счёт грамотного планирования, мобилизации всех ресурсов и жёсткой дисциплины.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)