Актуализация Северного морского пути: порт Мурманск

Автор(-ы):

Душенин Родион Николаевич

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

Северный морской путь
порт Мурманск
развитие мурманского морского порта
освоение Арктики
развитие Арктики
характеристики порта «Мурманск»

Аннотация статьи

В статье актуализация северного морского пути: порт «Мурманск» проведено исследование программ и проектов, направленных на развитие Северного морского пути в рамках освоения Арктики. Анализ показал, что имеющиеся порты требуют реконструкции. В частности, проведен подробный анализ состояния порта «Мурманск», как ключевого порта на северном морском пути. Оценены текущие мощности, планы развития, социальная значимость и структура порта.

Текст статьи

Развитие Арктики является одним из ключевых направлений в планах Российской Федерации. По указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» грузовой поток по северному морскому пути (СМП) должен возрасти до 80 млн. тонн в год, а данный путь стать «ключом к развитию Русской Арктики» [1]. За 2018 год грузопоток по СМП составил 20 миллионов тонн, что составляет одну четвертую от намеченного плана. Грузооборот морского порта «Мурманск» в том же году составил 16,25 миллионов тонн, что на 3,5 процента выше, чем годом ранее.

Морской порт «Мурманск» является началом стратегической морской транспортной артерии - Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. Для функционирования СМП в порту базируется атомный ледокольный флот. Порт является градообразующим предприятием, так как город строился вокруг порта, и порт предоставляет рабочие места жителям города. Мурманский порт расположен на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Расположение весьма удачное, так как позволяет проводить круглогодичную навигацию.

История порта началась 1 сентября 1915 года, когда к пристани прибыл пароход «Drott», доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. В 1916 году был закончен проект по постройке железнодорожной дороги к Мурманску, данное преобразование позволило получать снабжение от стран-союзников в порту, и отправлять грузы для русской армии прямиком по железной дороге, а не на лошадях к Финской железной дороге, как это было раньше. В тот же год основали и город Романов-на-Мурмане, позже переименованный в Мурманск. Основным толчком к постройке Мурманского порта послужило желание России иметь бесперебойный канал поставок военных грузов от союзников по Антанте. Ведь постройка порта происходила во время первой мировой войны, в то время Чёрное и Балтийское моря были заняты неприятелями. В наши дни – это процветающий порт, с четкими планами развития и большим потенциалом [2].

Данный порт считают одним из самых технологически новых в стране, он включает порядка 80% наилучших доступных технологий (далее НДТ). Мурманский порт заботится об окружающей среде – разработана экологическая программа с бюджетом более 3 миллиардов рублей. Спроектированы и частично построены различные системы подавления угольной пыли, включая пыле-ветрозащитный экран. Особой гордостью порта стала «экологическая диспетчерская», включающая 29 постов мониторинга, позволяющие оперативно среагировать на изменение метеоусловий и предотвратить загрязнение среды [3]. В 2019 году закончен первый этап постройки уникального пыле-ветрозащитного экрана, представляющего собой перфорированный металлический «щит» высотой 20 метров. Завершить проект планируется в 2020 году, совместно с данным «экраном» будет около 90% НДТ, это лучшие показатели среди морских портов в России.

Новые технологии позволяют справляться с большим грузооборот и большой загруженностью порта, при этом нанося минимальный ущерб экологии. В 2019 году грузооборот порта впервые в истории превысил 17,5 миллионов тонн. За этот год свершилось еще несколько значимых событий для порта: 1) побит рекорд погрузки на одно судно, державшийся с 2013 года, теперь рекорд составляет 156 тысяч тонн. 2) поставлен новый рекорд максимальной выгрузки вагонов за сутки, он составил 858 единиц. Генеральный директор порта (А. Рыкованов) отмечает, что данных показателей удалось достигнуть благодаря плодотворной работе коллег, партнеров, и благодаря реализованному проекту по реконструкции станции «Мурманск» совместно с ОАО РЖД. Из 17,5 миллионов тонн свыше 300 тысяч тонн были направлены в арктические регионы. В будущем планируется увеличивать количество грузов, отправленных в арктическую часть, поэтому стоит ожидать увеличение грузооборота в будущем [2]. Помимо НДТ, помогающих в порту, в Мурманском порту расположен сервисный центр от компании ABB, помогающей судам в морях. Данная компания обеспечивает суда новой пропульсивной системой Azipod. Эта технология позволяет сократить расход топлива и уменьшить необходимость ледокольного сопровождения при работе в акватории арктических морей во льдах толщиной до 2,1 м. Отказываясь от сопровождения можно кратно сэкономить на топливе [5]. В таблице приведены основные технические характеристики порта.

Таблица

Основные технические характеристики порта «Мурманск» [4]

Площадь территории морского порта:

645,895 га

Площадь акватории морского порта:

53,699 км2

Количество причалов:

110 ед.

Количество пирсов:

2 шт.

Длина причального фронта морского порта:

12956,18 м

Пропускная способность грузовых терминалов (общее)

24647,2 тыс. тонн в год

Наливные

2800 тыс. тонн в год

Сухие

19100,4 тыс. тонн в год

Контейнерные

228,9 тыс. TEU в год

Пропускная способность пассажирских терминалов

141 000 пассажир в год

Максимальные габариты судов, заходящих в морской порт (по осадке, длине, ширине)

Не ограничены

Площадь крытых складов

60,2 тыс. кв. м

Площадь открытых складов

247,84 тыс. кв. м

Ёмкости резервуаров для хранения нефтепродуктов

76,1 тыс. тонн

Основной груз, перевозимым в порту, это уголь (порт является дочерним предприятием Сибирской угольной энергетической компании (АО «СУЭК»). Благодаря АО «СУЭК» в 2018 году был запущен ряд проектов, нацеленных на улучшение социальной сферы города. Создано два транспортно-логистических класса в гимназии №8 г. Мурманска, стартовал в суперлиге российский бенди хоккейный клуб «Мурман». Помимо социальной сферы модернизация затронула и сам порт - обновление объектов портовой инфраструктуры 2-го грузового района Мурманского морского торгового порта. Цель модернизации – увеличение грузооборота перегрузочного комплекса угля с 6 до 8 млн т/год [6].

Развитие Мурманского порта способствует освоению СМП и показывает пример технологического и социального развития высокотехнологичного наукоемкого предприятия.

Список литературы

  1. Коммуникационное агентство Neftegaz.RU. URL: https://neftegaz.ru/news/gosreg/193365-v-putin-poruchil-zaklyuchit-soglashenie-po-gruzam-dlya-severnogo-morskogo-puti-do-sentyabrya-2019-g/ (дата обращения: 20.10.2020)
  2. Официальный сайт морского порта «Мурманск». URL: http://www.portmurmansk.ru/ru/press/news/?year=2018 (дата обращения: 20.10.2020)
  3. Официальный сайт министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/natsproekt_ekologiya_v_regionakh_v_murmanskom_portu_vnedryayut_zelyenye_tekhnologii_pylepodavleniya/?special_version=N (дата обращения: 25.10.2020)

Поделиться

1321

Душенин Р. Н. Актуализация Северного морского пути: порт Мурманск // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/1385-aktualizatsiya-severnogo-morskogo-puti-port

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля